arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Прогулки по Яффо (2)

Оригинал взят у i_drlis в Прогулки по Яффо-12 (окончание)

Начало - Прогулки по Яффо (1)

Улыбка старого капитана

        За рестораном начинается «рабочая зона» порта: помещения для хранения сетей и другого имущества рыбаков, склад оборудования, мастерская и небольшой док с каналом и шлюзом для  ремонта судов на месте. Интересно, что личные боксы рыбаков не только подписаны, но и украшены портретами, что вызывает воспоминания о  «Доске почета».


Порт. Рабочие помещения. Фото Д.Брикмана.

       Мало, кто заходит сюда из-за грязи, шума инструментов, смеси «ароматов»  рыбы и машинного масла. Да и что делать туристу, праздно гуляющему по набережной, на промышленной территории? 


Грузовые весы времен мандата. Фото Д.Брикмана

    Однако  любознательного исследователя здесь ждет несколько сюрпризов. Во-первых, старые британские весы. На них взвешивались грузовики  на входе в порт и на выходе из него, и по  разнице определялся вес  товара. Просто и эффективно! Небезынтересно пообщаться и с  самими рыбаками: они, как во всех странах мира, спешат поделиться историями про выход в море в 12-балльный шторм, про пойманную рыбу, не вошедшую в Книгу Гиннеса, про козни конкурентов, про путешествия в дальние страны, про приключения Синдбада-морехода,  про страшную птицу Рухх.…   Впрочем, это я уже немного заговорился.  Вспомнил сказки из «Тысячи и одной ночи», слышанные когда-то в детстве. А как их тут не вспомнить?


Яффские рыбаки. Фото Д.Брикмана

       Но настоящая сказка становится былью, если обойти порт и заглянуть в маленький вагончик, стоящий с самого края, на границе с «карантинной горкой».  Это  - мастерская  знаменитого скульптора Иммануэля Хацофэ.   Там он проводит целые дни с рассвета и до заката в работе над своими замечательными творениями. Его работы украшают самые престижные музеи и кампусы университетов, парки и частные коллекции.  Тематика скульптур удивляет  своей бесхитростностью: табуретка, стул, бык, но  в основном якоря и лодки.  Что совсем неудивительно: ведь многие годы Иммануэль служил на флоте – сначала рядовым моряком, а потом дошел до капитана, авторитетного консультанта по морским делам. Наверное, нет  порта в мире, куда бы он не заходил. Но особые чувства вызвала у него  встреча с Одессой – родиной его мамы.  

;Мастерская скульптора. Фото Д.Брикмана 

Работы скульптора трудно спутать с другими: они отличаются гладкими выпуклостями. Чем-то это напоминает монументальные изображения «поэта тела» Фернандо Ботеро. Только тот  специализируется по живым объектам, а Хацофэ, большей частью - по судам.    Чипс, начальник порта, знающий  Иммануэля  лет сто, еще с тех пор, когда оба они бороздили моря вдоль и поперек, подшучивает: «В этом он весь – у него все лодки на женщин похожи.  И догадайся сам, что ему в них больше всего нравится».     
      Восьмидесятитрехлетний скульптор отмахивается рукой и смеется, но догадаться, действительно, не сложно.

     
Скульптор Иммануэль Хацофэ Фото Д.Брикмана                                                  Чипс. Фото Д.Брикмана


Чипс

     Чипс! Без рассказа об этой легендарной личности, вся нынешняя картина яффского  порта, начальником которого он является,  выглядела бы иначе.  Реувен Абрамович (впрочем, так его называют только  на официальных приемах) похож на профессионального боксера, на солдата удачи, на золотоискателя, на китобоя, на героя повестей Эрнеста Хемингуэя  и Джека Лондона, но никак не на крупного администратора.  А ведь этот атлет с озорными глазами руководит огромным хозяйством, умело договаривается  с муниципальными властями, и с министерскими чиновниками, и с местными управлениями, и с рыбаками, и с моряками, и с портовыми рабочими, да с кем угодно.  К нему прислушиваются, ему верят, с ним дружат. Он привлекает своей открытостью, доброжелательностью, сочетанием огромной физической силы и пытливого ума. Трудно поверить, что яффский мальчишка, сын румынских иммигрантов, не получивший никакого образования, кроме школьного, является автором учебников по основам мореплавания, принятых во всех «мореходках» Израиля. Он вообще удивительно  неравнодушен к книгам и с гордостью показывает свой недавно изданный роскошный альбом «Морские ворота Израиля».   Для работы над ним Чипс  нанял вертолет, чтобы с высоты сфотографировать все гавани нашей страны.  Абсолютно все, включая и те, о которых большинство читателей даже  не слышало.

Книга Чипса

      Таков уж он – если берется за  что-то - идет до конца. Вот и в порту, после того как получил назначение, решил навести  чистоту и порядок.  Для начала ликвидировал анархическую распродажу рыбы прямо с мостков причала: «Это не  нормальная торговля и не рынок, а балаган. Кроме криков и грязи здесь ничего нет. И в порту я это терпеть не буду!». Сказано – сделано? Но столкнулся с сопротивлением перекупщиков. Оказалось все не так просто. Вскоре  один из них, хорошо известный «в определенных кругах», подошел к нему и угрожающе сказал: «Ты мешаешь нам, Чипс. А ведь мы знаем, где живут твои дети...».  Это было ошибкой – дальнейший разговор он вел уже не с добродушным здоровяком,  вечно подшучивающим над портовым людом, а с разъяренным, смертельно опасным бойцом.

         -   Я сжал ему плечо возле шеи (Чипс показывает мне на одну из «критических точек»  - место  нахождения нервного пучка)  и  напомнил: «Я, как и ты, родился в Яффо и тоже знаю, где живут твои дети.  Что случится с моими детьми - будет и с твоими. Поэтому ты теперь должен быть кровно заинтересован в том, чтобы не произошло ничего  неприятного. Не приведи Господь, машина собьет  или хулиган какой обидит! Иначе я подумаю на тебя, ты понял? Понял хорошо?   С этого момента – ты лично отвечаешь за их сохранность!». 

        Я представил себе огромную  руку Чипса на своем плече и  мгновенно осознал, какое доверие к его словам испытал собеседник.  В даре убеждения такому человеку трудно отказать!

След мой волною смоет,
А я на берег с утра приду опять.

      Несмотря на то, что уже много лет яффский порт не принимает грузы, никому и в голову не приходило полностью исключать его из экономики Израиля. Нет никакого сомнения в привлекательности этого места для туристов. Да и рынок по пятницам (прямо за ангаром) манит своеобразием продуктов. Кстати, рыбу будут продавать здесь непременно, только под надзором, соблюдая все правила. И целая сеть кафе и ресторанов, которая так и затягивает в себя желающих провести вечер в романтической обстановке. И мореходные школы, где можно научиться управлять яхтой или моторной лодкой, и клубы, где берут их напрокат. И галереи, и театр.… Впрочем, о них мы еще поговорим отдельно. А пока вернемся к морю.

         Море испокон веков являлось источником богатств, но современные технологии позволили добывать их буквально из «ничего».  Последняя разработка  - энергетическая станция, использующая силу волн.  Система использует буйки, закрепленные на волноломе. Движения их создают гидравлическое давление, которое впоследствии преобразовывается в электричество. Яффская станция планируется как часть общеизраильского проекта, рассчитанного на 60 мегаватт и отличающегося не только экологической безопасностью, но и явным  экономическим  преимуществом перед альтернативными источниками энергии. Для потребителя разница в цене будет более, чем существенной:  12 центов стоит киловатт солнечной энергии, 3.6 цента – ветряной, 3.5 цента – газовой, 3 цента – угольной, а «волновой» - всего лишь 2 цента. И это притом, что Израиль не нуждается в импорте источника энергии – моря у нас достаточно. Звучит заманчиво!

        Вернемся же от фантастических прогнозов к реальной жизни порта! К нему приписано 200 судов. Половина из них – рыбацкие лодки, 30 яхт и 5 прогулочных кораблей.  Понятно, что основная часть обитателей порта - это рыбаки, их примерно 150, евреи и арабы. Все находят между собой общий язык.

        Управлять плавучим средством, будь то корабль или обыкновенная моторка, не так просто и далеко не безопасно: море – это не игры в бассейне и случается здесь всякое. Поэтому получить право встать за штурвал может только тот, у кого есть… права. Точно такие же, как обычное, хорошо знакомое всем нам водительское удостоверение. А для того, чтобы их получить, нужно пройти курс обучения при одном из клубов (в яффском порту их два) и сдать экзамены. 


Яхт-клуб.  

       С 1973 г. морское дело стали преподавать в средних школах. Старшеклассники со всей округи собираются раз в неделю на трехчасовой урок в здании бывшей таможни, где и осваивают в течение двух лет премудрости судовождения под руководством опытных инструкторов. Кстати, первым организатором такой школы в Яффо стал тот же Чипс. Он же и написал основной учебник, принятый на вооружение министерством просвещения.

        Но вот, экзамены сданы, заветные документы получены. Вы считаете, что готовы к выходу в бушующее море. А страховка? Страховку нужно оформить обязательно. Кстати, у того же Чипса. Вам выдадут «корочки», на лицевой стороне которых  указан его телефон. И это далеко не пустая формальность: ежегодно у побережья Израиля терпит бедствие порядка 10 судов и почти половина из них – в районе Яффо - там, где и сегодня скалы представляют собой серьезную опасность для малоопытных «капитанов». Чипс может рассказать массу историй, как не раз и не два его срывали  из дома ночным звонком, как он бросался в холодную воду (благо, море не северное!), спасая пассажиров с лодок, севших на скалы, как трудно вытаскивать детей.

       - Я хочу ей помочь выбраться из каюты, а она вся свернулась клубком и трясется от ужаса. Хуже того, отец тоже в шоке от полученного удара в ребра во время  столкновения судна с камнями. Ну, добавь к этому холод, страх, темноту… Я только приближаюсь к ней, она визжит, а он рычит на меня: «Не смей к ней прикасаться!». Пришлось показать ему кулак и грозно прикрикнуть. Слава Богу, все остались целы, и девочка, и родители.

     - А яхта?

     - Да чего ты о яхте беспокоишься? Она же застрахована.

     -Наверное, это для тебя самое трудное - такие вот авралы.

    - Да нет, самое трудное это наводить порядок среди портовых людей. Конфликты случаются нередко: то кто-то займет чужое место «парковки», то чужак, не приписанный к порту» нагрянет, пришвартуется – попробуй, выгони его. А мест на причале не хватает. Рассчитано все только на двести судов, я же тебе уже говорил. Ни туристам, ни мореплавателям, увы, останавливаться здесь нельзя. Надо расширяться, а пока - проблема!

    - А что для тебя самое легкое?

    - Самое легкое – постоянно поддерживать чистоту и порядок. Штат у нас небольшой – 10 рабочих, но как-то приучили народ к культуре. Ты помнишь, что раньше здесь было, а теперь? Ни рыбных ошметков, ни разлитого мазута, ни мусорных куч. Приятно пройтись, посидеть в кафе. Чем не зона отдыха?

       И трудно с ним не согласиться.


*
       Писать о яффском порте было очень сложно. На этом пятачке сосредоточено все: суша и  море, прошлое и настоящее, люди с их непростыми судьбами и туристические аттракции для отдыхающих, сухие цифры бизнеса и романтика, тяжесть повседневного труда и возвышенное искусство.
        Порт не охватывается сознанием, как не охватывается сознанием Жизнь. Ее можно только почувствовать…

PS: Я умышленно не привожу многочисленный список литературы по вопросу, т.к. не вижу в этом никакой необходимости, но в случае разбора того или иного аспекта готов ссылаться на все доступные мне источники
      Также деликатно напоминаю, что текст, как и большинство фотографий, являются авторскими, что следует учитывать при ссылках или перепечатках.       
Tags: Израиль, Истории из Истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments