arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Category:

Прогулки по Яффо (1)

Оригинал взят у i_drlis в Прогулки по Яффо -12

Порт.

Сорок веков истории

      Сменив за свою четырехтысячелетнюю историю множество хозяев, Яффо во все времена был известен как один основных портов Via Maris- Великого Морского Пути вдоль Средиземноморского побережья, соединявшего Африку, Азию и Европу. Упоминания о нем мы находим в Танахе: здесь, предположительно, Ной строил ковчег, здесь принимал царь Соломон ливанский кедр для строительства Первого Храма, отсюда Иона отправился в Таршиш, но оказался в чреве рыбы. У этих берегов, по преданию,  чудесным образом всплыли двери Никанора для Второго Храма. Евангелие тоже не обошло стороной приморский город, и неудивительно: ведь именно тут произошли с апостолом Петром поразительные события, результатом которых  стало быстрое распространение христианства по всему миру.

        С тех пор яффский порт являлся воротами в Иерусалим для паломников - иудеев, христиан, а впоследствии – и мусульман, стремящихся попасть на  Святую Землю со всех концов света. Путь был долгим и непростым: по Средиземному морю, известному своим буйным нравом, можно было плавать только в летние месяцы, когда непогода и штормы не препятствовали путешествию.   Но не только природные невзгоды пугали торговых людей и богомольцев:  прибрежные районы буквально кишели пиратами, разорявшими суда: вдоль Северной Африки властвовали алжирцы, а на северо-востоке разбойничали мальтийцы и греки.

Яффо. Картина XVII века. Неизвестный художник

      В самой же Палестине, являвшейся глухой провинцией Османской Империи, начиная с XVI века,  дела приходили  в запустение.  А  в XVIII веке Яффо  был полностью разрушен, причем дважды:  сначала междоусобными войнами местных правителей, а затем войсками Наполеона. Территория порта и примыкающей береговой полосы долгие годы после этого представляла собой жалкие развалины.

         Так продолжалось до Крымской войны(1853-1856 гг.), в которой турки, поддерживаемые войсками Франции, Великобритании и королевства Сардинии, одержали внушительную победу над Российской Империей. Ни для кого не являлось секретом, что  без участия европейских держав исход 3-х летней кампании был бы другим,  и Порте пришлось щедро оплатить услуги союзников - она распахнула для них двери в Святую Землю.  А в 1869 году произошло еще одно мировое событие - торжественно открылся Суэцкий канал, соединивший Красное море со Средиземным. Регион  сразу же приобрел первостепенное значение в международной торговле, что повлияло на прирост числа жителей Яффо, достигшее в 1875г. шести с половиной тысяч человек.  Именно во второй половине 19-го века город ожил, склады и магазины заполнились товаром, появились регулярные рейсы европейских судов. В это же время возводится модернизированный маяк, открываются агентства судовых компаний, протягивается  телеграфная линия, прокладываются  дороги (в том числе и железная, соединяющая Яффо с Иерусалимом), коренным образом реорганизовывается работа таможни. Резко меняется и сам характер экспорта: если  традиционными товарами, проходившими испокон веков через порт, были хлопок, оливковое масло и мыло, то, начиная со второй половины XIX  века, значительная часть перевозимых грузов  увеличилась за счет фруктов (по 40-50 тонн апельсинов ежегодно), растительного сырья для производства лекарств, текстиля, стеклянных и керамических изделий.

Яффо-порт. Погрузка апельсинов ящиками. Старая фотография.

Пар на смену парусу

      Но трудности оставались. Во многом они были связаны с плаванием под парусами, паровые двигатели на судах пока еще были большой редкостью. Для того   чтобы понять, что представлял собой путь по морю до самого конца XIX века, достаточно упомянуть, что регулярный  рейс  из Стамбула до Яффо имел продолжительность  67(!) дней из-за бесконечных остановок во всех промежуточных точках  для высадки пассажиров,  заправки провизией и водой  и ожидания  в карантинах. 
      Однако  и само окончание долгого путешествия не сулило легкой встречи с долгожданной Землей.  Известной особенностью яффского порта, истинным кошмаром моряков, являлись прибрежные скалы, не дававшие никакой возможности приблизиться к безопасной суше.  Абсолютная  темнота  в ночное время вносила дополнительный риск. Ну, и заключительным аккордом  к такой угрожающей картине  являлась местная традиция отношения к своим обязанностям:  все службы порта работали с левантийским «задором». Поэтому совсем  неудивительно, что, когда русский корабль «Чихачёв» налетел на камни 1892 и затонул у самого берега, ни крики людей, ни гудки и сирены с борта не смогли пробудить береговую охрану и останки парохода обнаружили только утром.

Яффо-порт. Старая фотография. 

      А из рассказов о высадке пассажиров и приеме багажа можно было бы составить целую библиотеку «фантастики и приключений».  Причал, дощатый, скрипучий и шаткий, виднелся вдали от корабля  недосягаемой целью: добраться до него было невозможно, ведь  судно бросало якорь на безопасной глубине, не приближаясь к скалам. К нему подплывали лодки с дюжими молодцами, один из них поднимался на борт и… бросал людей вниз, а другой подхватывал их. Такая же процедура производилась и с  ручной кладью.  Лодки, заполненные до отказа пассажирами с багажом, подплывали к берегу, там их разгружали, молодцы получали свой заработок и отправлялись за следующей партией.  Понятно, что такие операции проходили не всегда гладко и зачастую путешественники появлялись на улицах Яффо в весьма подмоченном состоянии.
        Но постепенно прогресс дошел и до глубинки османской империи. К началу XX века в Средиземном море исчезли пассажирские  парусники, уступив место пароходам, и до самого начала  первой Мировой войны, к берегам Яффо постоянно курсировали суда 6 международных компаний: Британской, Австро-Венгерской, Французской, Российской, Турецкой и Египетской. При этом, удельный вес линии из Одессы, специализировавшейся на перевозке, как православных паломников, так и еврейских репатриантов, составил 20%. 
Правь, Британия, морями!

        Настоящий расцвет наступил после установления в Палестине власти британского мандата в 1917 году. Англичане сразу же оценили стратегическое положение Яффо и, несмотря на приоритетное положение в военном плане хайфского побережья, порт  в  самом центре страны не остался без внимания.  В этот период активно воздвигаются гидротехнические сооружения, такие как  оградительная насыпная дамба и 875-метровый волнолом,  улучшается прибрежная зона, появляются фарватеры к причалу. Коренным образом реконструируются и береговые службы: механизируются перевозки, меняется работа таможни,  спасательных подразделений, устанавливается новый маяк, строятся современные ангары для складов и даже небольшая верфь для ремонта судов.
      Все это сказалось самым положительным образом на жизни порта: иностранные моряки с удовольствием заходили сюда,  и к 1936 году  количество судов, пришвартовывающихся в Яффо,  достигло своего рекорда – две тысячи в год.  Жизнь в городе закипела: стали  открывались предприятия, не только непосредственно связанные с морем, но и с обслуживанием, развлечениями, туризмом, торговлей, информацией.
       Период всеобщего благоденствия закончился  19 апреля 1936 г. когда арабский комитет объявил забастовку, вызванную «ростом еврейской иммиграции в Палестину».  Тут же начались погромы в Яффо.  Ха-Хагана, к тому времени вполне сформировавшаяся военная организация, не осталась в долгу, оказав решительное сопротивление бандитам. Эскалация конфликта стала неизбежной.  Порт закрылся на неопределенное время, прекратили работу магазины, и оптовые склады, мятежники  перекрыли улицы баррикадами на случай ввода полиции.  Британские власти не пожелали мириться с анархией и провели военную операцию, названную ими «Якорь» по форме основных направлений атаки.  В результате участок  Яффо, примыкающий непосредственно к морю был фактически стерт с лица земли, что, с одной стороны, утихомирило на время страсти, но, с другой - покончило с иллюзиями быстрой  реставрации былого великолепия порта. Он был перенесен в Тель-Авив, причем нововведение называлось эвфемистично «северной частью порта Яффо».


      В 1948 году, после провозглашения независимости Государства Израиль  неоднократно предпринимались попытки вернуть яффскому порту былую славу, но он уже не принимал ни репатриантов, прибывавших по морю в Хайфу, ни тяжелые  грузы. А  в 1965 году открылся большой порт в Ашдоде, взявший на себя основную работу по торговым перевозкам, что привело к окончательному закрытию «ворот Сиона».  Яффское побережье стало стремительно  приходить  в запустение: кроме рыбацких лодок сюда не причаливало ни одно судно.  Неоднократные попытки приватизировать  порт и создать  здесь туристскую зону с «мариной» для роскошных яхт натолкнулись на решительный протест местных жителей – ведь,   рыболовецким трудом кормится, как минимум,  200 семей.  Да и для государства такая потеря явилась бы непозволительным расточительством. Решение прорабатывалось в течение многих лет в муниципалитете Тель-Авива-Яффо,  в  министерствах  и других государственных ведомствах  и, наконец, был найден компромиссный вариант. Он  должен совместить инвестиционные проекты с  бережным отношением, как к историческим объектам, так и с сохранением порта для нужд рыбаков и морской школы, которая находится в здании, возведенном британцами для таможни в тридцатых годах XX  столетия.

Яффо.Здание таможни. Фотография 30-х годов.
 
    Вокруг  строения до сегодняшнего дня не утихают споры. Сносить? Не сносить? В конце концов, пока решили оставить на том основании, что это - единственная защита от волн, которые неизбежно захлестнут набережную в случае, если  дом-корабль покинет свою «пристань».

Яффо. Порт. Здание бывшей  таможни.    
   
Реставрация порта

Яффо. Порт. Отреставрированное здание Ангара 1. 

    В начале XXI века начались крупномасштабные реставрационные работы в порту. Особого внимания  заслуживает  ремонт двухэтажного «Ангара 1»,  выстроенного  британцами в тридцатые годы для хранения грузов - настоящей жемчужины функциональной архитектуры. Даже не верится, что такое прекрасное и огромное сооружение было выстроено всего за каких-то два года! Работы по его возведению закончились к 1936 году.  После 1948 года оно использовалось какое-то время для военных нужд, но постепенно опустело и стало ветшать. В 2007 -2011 гг. строение было реконструировано под руководством талантливого архитектора Рами Гиля. При этом открылась удивительная подробность: металлические конструкции внутри ангара, создающие его прочный каркас, состояли из рельс, скрепленных болтами, не тронутых ржавчиной. Они были как новые, несмотря на близость воды и  свой далеко не детский возраст. Оказалось, что металлические изделия отлили в Британии из высокоуглеродистой стали и специально привезли в порт для строительства ангара. Сейчас здесь  размещаются магазины, кафе, выставки и администрация порта. 

Яффо. Порт Плошадь перед Ангаром 1. 

       Вокруг ангара создано «живое пространство» с площадью, являющейся продолжением набережной.  На площади  - условная схема  земного шара, в центре которого находится, конечно же, Яффо. Отсюда лучи расходятся по всему миру к Неаполю, к Сиднею, к Танжеру  и к другим портам.  С другой стороны площади расположены  два,  когда-то, совсем заброшенных ангара - их без труда превратили в  ресторан и галереи. Теперь здесь успешно проводятся выставки, концерты – благо, места хватает.  Да и само угловое здание так разрисовано снаружи, что сразу видно – художникам этот уголок по вкусу!
        Припортовой променад тянется до ресторана «Ха-даягим», название которого вывеска услужливо  переводит для туристов на английский и русский языки:  «Фишермeн» и «Рыбаки». Он  один из старейших в Яффо и связан с множеством историй. Впрочем, самая интересная из них – биография владельца ресторана.
             Судьба рыбака

           Яков Бар Гиль родился в Ливии и в 1948 году, будучи  ребенком,  попал в Израиль. Репатриация оказалась  необычной: новое государство было крайне заинтересовано в рыболовстве, а своих специалистов не хватало. Именно поэтому отцу Якова, опытному рыбаку,  предложили переехать вместе со своей лодкой, сетями и всем необходимым оборудованием. Более того, оплатили не только переезд (а в Ливии тогда разрешение на выезд в течение года со дня подачи заявления стоило десять тысяч долларов - сумма фантастическая!), но и создали все условия для работы. Сначала семья обосновалась в Хайфе, но, поскольку основное поле деятельности было в Яффском порту, подросший сын, унаследовавший от отца знания и навыки, впоследствии перебрался в центр страны.

          Здесь дела у рыбаков ладились, но после тяжелого трудового дня им негде было даже перекусить – ведь территория порта пришла в полный упадок.  Вот и зародилась в голове Якова мысль: «А что, если открыть небольшой буфет для собратьев по работе?». Так в 1974 году появилась закусочная, которая стала пользоваться популярностью сначала у местных рабочих, а потом уже слава о ней стала распространяться и среди приезжих туристов. Сегодня – это очень популярное место отдыха, где можно посидеть на берегу моря, слушая крики чаек и плеск волн. Если погода ветреная – нестрашно, заботливые официантки принесут одеяла и вам ничего не останется, как наслаждаться обстановкой, хорошей едой и достойным вином. Есть вероятность, что по соседству с вами устроится какая-нибудь известная актриса или топ-звезда эстрады. Они тоже любят захаживать в портовый ресторан с экзотическим меню, в котором акулий стейк занимает свое почетное место. Да-да, с акулами в жизни Якова связано немало, о чем свидетельствуют его трофеи, развешанные под потолком и на стенах. Есть среди них и настоящие монстры весом под полтора центнера. Бар Гиль любит фотографироваться с ними, и эти фотографии украшают витрины ресторана наряду с фотографиями израильских и российских «селебрити» в обнимку с гостеприимным хозяином.


Яков Бар Гиль  

        Но в жизни рыбака была встреча и с таким чудовищем, в сравнении с которым даже самая страшная акула кажется просто невинной рыбешкой. В 1962 году он откликнулся на предложение  сходить вместе с полицейскими в открытое море на его лодке.  Когда  заплыли далеко от берега в нейтральные воды, ему дали какую-то коробку и попросили опустошить ее содержимое. В воду упал песок или что-то похожее на него. Только на обратном пути Яков узнал, что он сбросил в море прах Адольфа Эйхмана. Так он вошел в историю вместе с Шаломом Нагером, казнившем нацистского преступника в тюрьме г. Рамле. Кстати, друг о друге они не знали  и впервые встретились только спустя полвека после нашумевшего процесса. Где встретились? В Яффо, конечно!
 
Окончание следует
 
Tags: Израиль, Истории из Истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment