arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Categories:

Австрия - IV. Фриденсрайх Хундертвассер

4) Фриденсрайх Хундертвассер. (Продолжение)



Для многих людей далеких от увлечения архитектурой и свободно путающих признанного мэтра архитектуры Ле Корбюзье ( Le Corbusier, 1887-1965 ) и великолепный коньяк корвуазье (Courvoisier) испанский город Барселона ассоциируется, прежде всего, с великим Гауди и его причудливым "Священным уродством". В то же время далеко не все венцы, не говоря уже о туристах, связывают имя художника и архитектора Хундертвассера с Веной, хотя обоих сближает очень многое, и, в первую очередь, невероятные, невозможные решения привычных форм изобразительного искусства.

Должен признаться, что впервые трудно выговариваемое имя Хундертвассер я услышал в связи с… общественным туалетом в далекой Новой Зеландии. Да и то, после возвращения оттуда. Собирая материалы для заметок о нашей поездке в эту "Заповедную страну", я наткнулся на описание всемирно известной уборной в крохотном городке Кавакава (1400 жителей), реконструированной Хундертвассером в 1999г. Это была его последняя работа. В 2000 году гениальный разрушитель классических форм скончался и был похоронен в дорогой его сердцу Новой Зеландии.

 Фриденсрайх Хундертвассер держит макет общественного туалета для г. Кавакава, Новая Зеландия (Public toilets, Kawakawa), 1999

Общественный туалет в г. Кавакава. Реконструкция и редизайн здания, построенного в 1960-е годы.
Общественный туалет в г. Кавакава, Новая Зеландия.

Честно говоря, картинки (в натуре я этого не видел) не произвели на меня большого впечатления. Эксцентрично, экстравагантно, причудливо. В интернете я не стал искать другие работы этого новозеландца. И вот, во время подготовки к поездке в Австрию, я узнал, что никакой он не новозеландец. Родился (1928г) и вырос в Вене. Отец – вероятно чех, служащий в армии недавно образованной Австрийской республики. Умер в 1929г, когда мальчику было один год. Многочисленная еврейская родня со стороны матери практически полностью погибла в концлагерях (69 человек из 74) после печально знаменитого аншлюса с Германией, а мать, желая спасти сына от преследований нацистов, крестила его, и он был даже членом молодежной нацистской организации Гитлерюгенд (1941–1944гг).

Родился Фриденсрайх Хундертвассер с более удобоваримыми именем и фамилией – Фридрих Штовассер (Friedrich Stowasser), которые переделал, начав жизнь свободного художника. В первой части своей фамилии он "разглядел" славянское числительное "сто", которое по-немецки – Хундерт, а прозаическое Фридрих, разукрасил до роскошного Фриденсрайх, что дословно означает "богатый миром".

И вот мы, после обязательных венских достопримечательностей, описанных в предыдущих постах, после классического Музея истории искусств и модерного Музея Леопольда, после Альбертины и Бельведера, после представления в Испанской школе верховой езды и знаменитого хора мальчиков в Капелле императорского дворца, после посещения нескольких церквей, замков и кафе-кондитерских, на описание которых потребовалось бы ещё много-много страниц, в последний день пребывания в Вене поехали смотреть "Дом Хундертвассера" и небольшой торгово-выставочный центр (с общественным туалетом!), построенные художником Ф. Хундертвассером совместно с архитекторами Йосефом Кравина и Петером Пеликаном в 1986г.

Чуть в стороне от Ринга на углу улиц Лёвенгассе и Кегельгассе, среди обычной городской застройки вдруг появляется многоэтажный зелёный остров. Это "Дом Хундертвассера".

 Вена, Дом Хундертвассер-Кравина

Непонятно на что это похоже? Тогда - вот другой ракурс того же дома.

 Вена, Дом Хундертвассер-Кравина со стороны ул. Кегельгассе
Дом Хундертвассер-Кравина со стороны ул. Кегельгассе.

Ну, и чтобы совсем уже усложнить жизнь, добавлю немного информации из Википедии,
Дом Хундертвассера-Кравина:

В доме имеется 52 квартиры, 4 офиса, 16 частных и 3 общие террасы, а также в общей сложности 250 деревьев и кустарников.

Вот, такой волнистый многоквартирный жилой дом. Это необычно. Это красиво. Насколько это функционально – трудно сказать. Может, для лучшего понимания, стОит поближе познакомиться со взглядами автора, Фриденсрайха Хундертвассера. А взгляды его были, мягко говоря, весьма не тривиальными.

Ф. Хундертвассер. Автопортрет.
Вена, август 1948.


Венскую художественную Академию он посещал в 1948 году на протяжении 3-х месяцев, на чем и закончил своё профессиональное образование. На его художественные способности обратили внимание ещё в школе, где преподавание велось по системе Монтессори, в основе которой был заложен индивидуальный подход педагога к каждому ребёнку. Особый акцент делалось на свободное воспитание. Это, очевидно, повлияло на его решение оставить рутину формального обучения, и он отправился в путешествие: Северная Италия, Тоскана, Рим, Неаполь, Сицилия. В 1952г в венском арт-клубе он устроил свою первую художественную выставку, а в 1958 году в бенедиктинском монастыре в Зеккау (Seckau) провозгласил свой первый манифест, направленный против рационализма в архитектуре, "Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре", или как его ещё называли - "Право окон".

Каждый жилец должен иметь право высунуться из своего окна и менять фасад дома насколько позволит ему длина вытянутой руки так, чтобы издалека было видно, что здесь живет человек.

Шутники прозвали этот манифест "правилом вытянутой руки".


Окна и террасы дома Хундертвассер-Кравина.

Затем последовали другие манифесты. Большинство из них носили эпатажный характер. В 1967г в Мюнхене он произносит "Речь в обнаженном виде за право на третью кожу" .


Мне все равно – выгляжу я смешно или нет. Я полностью это осознаю.
…когда я смотрю на улицу, я вижу, что всё наполнено прямыми линиями и все заключены в тюрьму, а это так страшно, это отравляет мне жизнь. Лично мне нездоровится, когда я гуляю по улицам, которые все одинаковы и на которых все окна похожи друг на друга. Я не могу это видеть, и я удивлен, что люди ходят каждый день по этим улицам, которые прямые как линейки, и никто не протестует.




Тротуары вокруг дома Хундертвассер-Кравина.

Его жизнь была тесно связана с философским взглядом на среду обитания и архитектуру как основного элемента этой среды. Он не придавал большого значения каркасу и стенам здания, считая основным его элементом окно:

"Многие считают, что дома состоят из стен. Я говорю – они состоят из окон. Когда на улице разные дома стоят один за другим, и в них разные окна-расы, к примеру, современное здание с равнодушными квадратными окнами и здание в стиле барокко с барочными окнами, это никого не волнует. Но три разных вида окон в одном доме кажутся людям недопустимыми, как нарушение закона расовой сегрегации. Почему? Разве любое окно не имеет право на собственную жизнь? Надо прекратить этот оконно-расовый апартеид. Бесконечное повторение одинаковых окон друг за другом и одного над другим – это признак тюрьмы.

…Когда строишь дом, начинай с окон, ибо они есть мост между внутренним и наружным пространством. Как первая кожа пронизана порами, так и третья - окнами ".

Понятие “третья кожа” было частью философской системы Хундертвассера. Всего он насчитывал пять кож человека: первая кожа – собственная, эпидермис, вторая – одежда, третья – дом, четвертая – социальная среда, пятая – весь мир.

"Дом Хундертвассера" надо смотреть вместе с небольшим торгово-выставочным центром напротив, в котором кроме весёлого балагана киосков и магазинчиков, бугристых полов, кривых перил, косых стен и пузатых колон, важное место занимает модерный общественный туалет -

Торгово-выставочный центр Kalke Village

Kalke Village

Kalke Village - Toilet of Modern Art
Торгово-выставочный центр и вход в общественный туалет.

Оценить творчество Хундертвассера не просто. Можно, конечно, отмахнуться от художника-самоучки, можно пренебрежительно назвать всё это китчем, "пряничными домиками", но, чтобы не говорили критики и почитатели классического искусства, стОит вспомнить, что жизнь не стоит на месте. То, что вчера было непонятно и потому неприемлемо для большинства, со временем становится образцом для подражания. Многие и сегодня восхищаются им, задумываются над его манифестами, а некоторые по-настоящему гордятся, что посещали его прижизненные выставки, участвовали в его проектах, живут в его домах. В любом случае, его произведения, а построил он немало и в разных странах, украшают и очень разнообразят унылый городской пейзаж и легко узнаваемы даже среди ярких красок живой природы.

Вот фонтан, построенный Хундертвассером в курортном городке Цель-ам-Зее на берегу озера Целлер Зее. Мы гуляли в парке над озером и безошибочно "вычислили" творение Хундертвассера.

Хунтервассер. Фонтан в г. Цель-ам-Зее

Фонтан выделяется на фоне зелёных гор, окружающих деревьев и шикарной гостиницы. Но, в то же время, не выглядит здесь чуждым элементом. Основной идеей Хундертвассера был человек, как порождение земли. Поэтому человек, в его понимании, должен жить в гармонии с природой, а не пытаться переделать её. У природы нет прямых линий и углов. "Прямая линия – безбожна и безнравственна", - считал художник, и признанных мэтров архитектуры Ле Корбюзье, Гропиуса, ван дер Роэ, поклонников прямых линий и чистых геометрических форм называл врагами гуманизма. Он устраивал в стенах домов ниши для деревьев и видел в этом минимальную компенсацию за урон, который наносит индустриальное общество природе. Его архитектурный стиль вошел в историю как "естественный", "экологичный", "биоморфный".

Кроме абстрактной живописи и архитектуры Хундертвассер оставил свой след и в других областях изобразительного искусства и общественной жизни. Он рисовал почтовые марки, плакаты, флаги, одежду, участвовал в работе ООН по экологическим проблемам, устраивал выставки своих работ во многих странах мира. В 1976г состоялась его выставка в Тель Авиве, а в середине 90-х около Арабо-Израильского общинного центра в яффском районе Аджами поставил фонтан-поилку в виде открытой ладони и излюбленного символа, с которым он не расставался всю жизнь, – спирали, "символа жизни и смерти". [ 1974, Die Spirale ].

Хундертвассер. Фонтан в Тель Авиве (Яффо, Израиль, 1994-95)

Хундертвассер. Фонтан. Яффо (Израиль, 1994-95)

Несмотря на обряд крещения, который он прошел в 10-летнем возрасте, Хундертвассер, похоже не забывал о своей связи с Израилем. В 1978г, почти через год после исторического визита в Израиль египетского президента Анвара Садата и незадолго до Кемп-Девидских соглашений, он предлагает дизайн "Флага мира".

Хундертвассер. Флаг мира.1978

К флагу прилагался очередной манифест, в котором он писал:
Этот флаг – символ примирения и согласия между еврейским и арабским народами.
Долгая вражда окончена.
Оба народа увидели себя в этом флаге.
Флаг представляет одну страну.

Флаг белого цвета – символ мира и прекращения войны.
Синяя шестиконечная звезда Давида представляет еврейский мир.
Голубой – цвет неба, воды, источник жизни в исламе и бесконечной неисследованной глубины.
Это цвет провидческого гения человека.
Зеленый полумесяц это символ ислама.
Зеленый – цвет растительности и царства деревьев.
Это стремление к бесконечной плодородной земле, густым лесам и пастбищам, в которых будет течь молоко и мед.
Зеленый – цвет надежды.
Зеленый – цвет Мухаммеда.

Зеленый арабский полумесяц бесконечен как горизонт.
Как чашку в ладонях он держит синюю еврейскую звезду, как драгоценность.
Арабская луна защищает еврейскую звезду, которая не может избежать своей судьбы…

[Кауринуи, Новая Зеландия,
3 сентября 1978 года]

В 1978 году “Флаг мира” и “Манифест мира” были направлены от имени Федерального канцлера Австрии Бруно Крейски главам государств Ближнего Востока. Говорят, что даже неисправный оптимист Шимон Перес сказал по этому поводу, что Хундертвассер "привязывает телегу впереди лошадей".

Следующий дизайн "Флага мира" для Ближнего Востока (1990) выглядел уже иначе. Конкретные символы исчезли. Остался голубой цвет неба и воды, и зелёный – его любимый цвет растительности, царства деревьев и надежды.

Хундертвассер. Флаг мира.1990


© Арк.Таль

Фотографии – автора

Основные использованные источники:
1) http://www.hundertwasser.ru/index.htm
2) http://arx.novosibdom.ru/node/1788
3) http://www.eleven.co.il/article/14575
4) http://en.wikipedia.org/wiki/Friedensreich_Hundertwasser
5) Фото-альбом "HUNDERTWASSER-KRAWINA HOUSE, VIENNA", 2007

(см. Продолжение 5) Штифт Мельк )