arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Categories:

Австрия - III. Венская опера.

3) Венская опера и др. (Продолжение)



- Арико, - спрашивал меня в далекой юности приятель, музыкант, лицо "кавказской национальности", - Арико, ты медведя видел?
- Ну-у-у, - начинал я тянуть время, пытаясь понять, к чему он клонит. - В зоопарке… В Киеве большой зоопарк.
- А на свободе, видел?
- Нет…
- А как же он тебе на ухо наступил?

Америку он мне не открыл. О своих музыкальных способностях я был наслышан и раньше, и старался их не показывать. Когда было настроение, напевал про себя или в ванной, наедине с собой. Поэтому и тема "Венской оперы" для меня скорее архитектурно-музейная, чем музыкальная. Мы выяснили день и час, когда проводятся экскурсии, и отправились посмотреть Оперу изнутри.

Вена. Опера.

Для начала нам рассказали, в каких муках рождалось это здание. Строительство было начато в 1861 г. по проекту архитекторов Августа Сикарда фон Сикардсбурга и Эдуарда ван дер Нюлля. 25 мая 1869 года состоялось первое представление. Была показана опера Моцарта «Дон Жуан».

Про архитекторов Википедия сообщает:

Эдуард ван дер Нюлль - профессор Венской академии художеств. Работал в творческом союзе со своим другом Августом Сикардом фон Сикардсбургом.<…> Наиболее известная работа — здание Венской государственной оперы (1861—1869). Общественность подвергла это сооружение жёсткой критике: здание выглядело приземистым, потеряв в высоте из-за подъёма уровня улицы на один метр. Его сравнивали с тонущим ящиком и называли Кёниггрецом [типа: "Сталинградом" для немцев; битва под Кёниггрецом во время австро-прусской войны 1866г закончилась разгромом австрийской армии - АТ] от искусства. Раскритиковал здание и император Франц Иосиф I.

Ван дер Нюлль, не выдержав травли, повесился 4 апреля 1868 года. Его коллега Сикардсбург умер спустя 10 недель.
Правда, гидесса, которая сопровождала нас, рассказала менее научную, но более пикантную причину "жёсткой критики": архитекторы поместили парадную лестницу внутри здания, что значительно сократило возможности посетительниц оперных представлений демонстрировать свои наряды дефилирующей публике. Шерше ля фам.

Венская Опера. Парадная лестница.

Как бы там ни было, но по местной легенде в 1945 году театр разбомбили только потому, что приняли его за вокзал. Вот так. А я-то думал! Столько мои друзья одесситы рассказывали про Одесский оперный театр! "Второй по красоте после Венского"! А я сомневался. Оказывается, в этом что-то есть.

Но… так уже повелось: современникам часто не нравятся нововведения, по заслугам оценивают их лишь потомки. Сегодня здание оперы, его интерьеры и роскошный зрительный зал на 2200 мест признаны красивейшими в мире, и гидесса повела нас показывать эти сокровища.

  • Вот зал, украшенный шелковыми гобеленами, в котором за стеклом хранится кабинетный рояль прославленного директора Венской оперы, композитора Густава Малера.

    зал, в котором за стеклом хранится кабинетный рояль Густава Малера

  • А это, чудом сохранившаяся во время пожара 1945г, роскошная чайная комната, построенная специально для императора Франца Иосефа. Здесь император отдыхал от музыки во время антрактов.

    Венская Опера. Чайная комната.

  • Потом мы вышли за кулисы. На огромной сцене, которая по площади не уступает партеру зрительного зала, движение не прекращалось ни на минуту. С многоэтажных колосников спускались какие-то непонятные конструкции для вечернего представления, по рельсам катился почти целый дом, время от времени вспыхивали софиты, всё двигалось и, похоже, никто никому не мешал.

    Венская Опера. За кулисами.

    В театре постоянно занято около 300 рабочих сцены, которые обеспечивают практически ежедневно меняющуюся (285 раз в году) постановку до 60-ти оперных и балетных спектаклей в год.

  • В партере и на балконах 1313 сидячих и 102 стоячих места. Иногда стоячих мест продают больше. Перед каждым сидением экран – бегущая строка, на которой транслируется перевод оперы на один из 3-4 выбранных Вами языков.

    Венская Опера. Партер.

    Стоимость билетов в театр варьируется очень широко: от 1400 евро - для избранных, которые желают присутствовать на премьере, до 5-6 евро – стоячие места на галерке на будничном спектакле, для тех, кому надо сказать, что он был в Венской опере, или туристу, не успевшему во время заказать сидячее место.

    В последнее время послушать и посмотреть всё представление можно и бесплатно. На боковой стене здания оперы со стороны улицы Кернтнер (Kärntner Straße) повесили огромный телевизионный экран, на который транслируется в режиме "он-лайн" всё происходящее на сцене во время представления. Днем на экране светится анонс предстоящего спектакля.

    Венская Опера. Экран для показа он-лайн.

    Вечером многочисленные туристы и местные любители оперы устраиваются напротив экрана. Тем, кто пришел пораньше, достаются места в "зрительном зале" - для них на площади предусмотрительно поставлены стулья. Те же, кто не успел занять место в импровизированном «зале», садятся прямо на мостовую. Некоторые приносят с собой коврики и наслаждаются представлением, лежа на площади.

    Стоит прийти сюда и окунуться в здешнюю атмосферу. Когда звучат музыка, всё замолкает. Площадь становится Храмом Музыки, а слушатели - "прихожанами" этого Храма.

    Венская Опера. Вечерний показ он-лайн.

    Но опера и балет не единственное, что прославило Венскую оперу. Раз в год, Венская государственная опера превращается в самый праздничный и самый известный танцевальный зал в мире - Венский бал. Для этого выносят из партера все сидения, поднимают пол до уровня сцены, и одна из самых знаменитых танцевальных площадок мира готова.


    У многих (и у меня в том числе) сложилось представление, что это событие приурочено к Новому году и происходит соответственно 1 января. Это не совсем так. В ночь с 31 декабря на 1 января действительно проходят новогодние балы, но не в Опере. Многочисленные балы (свыше 300!), ставшие уже традиционными в Вене, устраивают разные профессиональные союзы: банкиры, журналисты, адвокаты, хозяева кофеен и ресторанов, продавцы цветов и пр. Эти балы устраивают в разное время в первой четверти года. Венская Ратуша.Бал в помещении Оперы, главный бал не только Вены, но и всей Европы, обычно проводится в середине февраля и приурочивается к Fasching, карнавалу в преддверии Великого поста (обычно, в феврале). Число участников – порядка 5 тыс. человек. Стоимость билета – от 210 до 15 тыс. 988 евро. Этот бал приравнивается к государственному приему и проводится под эгидой президента Австрии.

    Новогодние балы, в ночь с 31 декабря на 1 января проводятся в бывшей резиденции императоров, во дворце Хофбург, а также в Венской городской ратуше.

    Ратуша. Сбоку лучше видна центральная выступающая часть здания, над которой возвышается 98-метровая башня. Ратуша была построена в 1872-1883 гг. Фридрихом фон Шмидтом в неоготическом стиле по образцу Брюссельской ратуши.

    Так как мы жили рядом с ратушей, и каждый день проходили через её многочисленные дворики, грех было не посмотреть, как выглядит это величественное здание внутри. Тем более что 3 раза в неделю (понедельник, среда и пятница) там проводится бесплатная 1-часовая экскурсия на английском языке.

  • Таким мы увидели парадный (бальный) зал Венской ратуши: 71 м длиной, 20 м в ширину и 18,5 м высотой. Самый большой зал в стране.

    Венская Ратуша.Парадный зал.

  • А это зал заседаний городского Совета со знаменитой бронзовой люстрой, отлитой одним цельным куском. Её диаметр – 5 м, вес – больше 3-х тонн. В ней помещается 213 ламп, тепло от которых превращает летом зал заседаний в большую сауну.

    Венская Ратуша. Зал городского совета.

  • Парадная лестница, как и всё здание, несмотря на смешение стилей – от коринфских колонн и готических сводов до барочных украшений и современных люстр, представляет собой прекрасный образец австро-венгерской архитектуры конца 19 века, и является одной из ярких достопримечательностей Венской Ратуши.

    Венская Ратуша. Парадная лестница.

  • Из арочного дворика, в котором проводятся концерты Венского летнего музыкального фестиваля, виден, возвышающийся над крышей парадного зала, башенный шпиль среднего ризалита с фигуркой «Ратушного человека» (Rathausmann). Как рассказывают путеводители, 650-килограммовый знаменосец был отлит из меди русских монет.

    Венская Ратуша. Аркадный двор.

  • Во дворе устроены фонтаны, уютные скамейки, маленькое кафе.

    Венская Ратуша. Аркадный двор.

    Возвращаясь к теме музыки и бесчисленных напоминаний о ней в любой точке Австрии, и Вены тем более, оставлю здесь скрипичный ключ и один из наиболее фотографируемых объектов - памятник великому Моцарту, работы Виктора Тилгнера (Viktor Tilgner, 1844-1896), установленный в парке Бурггартен (Burggarten) в 1896г.

    Вена. Памятник Моцарту.


    © Арк.Таль

    Фотографии – автора

    (см. Продолжение Австрия - IV. Фриденсрайх Хундертвассер. )
  • Tags: Австрия, история с географией
    Subscribe
    • Post a new comment

      Error

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

      When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
      You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
    • 10 comments