arktal

Category:

Противостояние

Был в Израиле в начале 70-х веселый и очень злободневный фильм «Луль» («Курятник»), который высмеивал взаимное непонимание и антагонизм «ватиким» (старожилов) и новых «алим» (репатриантов). Там каждая волна «алии» (репатриации), переходя из статуса репатриантов в старожилы, встречает очередных алим описанием трудностей, которые им приходилось преодолевать, осушая болота и оживляя пески, и сетует на «тунеядцев», приехавших, как бы на все готовое. 

Ури Зоар и Арик Эйнштейн
Ури Зоар и Арик Эйнштейн

Два великолепных актера, Ури Зохар и Арик Эйнштейн, высмеивают предрассудки по отношению  к каждой из волн репатриации. Досталось и полякам, и русским, и грузинам, и немцам, и марокканцам. Ведь все приезжают со своим укладом, своей культурой, своими представлениями о том, что правильно, а что смешно и нелепо, и как надо строить Израиль. И мнения расходятся, рождая конфликты и нешуточные дискуссии. 

«Плавильный котел» Израиля всё переваривает, и следующие поколения бывших алим уже вполне израильтяне, а вот Первые часто так и остаются при своем мнении о невежестве и тупости всех, кто на них не похож. И добро бы своё мнение они держали при себе, но нет. Не для того человек приобрел способность говорить. 

Хорошо написал об этом в FB Миша Левин. Передам ему слово:

Писать это очень тяжело и неприятно, я вообще не люблю всевозможные разборки… Но написать это необходимо.

Сейчас заметную часть русскоязычных израильских СМИ и блогов занимают люди, которые точно знают, как здесь всё надо устроить. Они приехали уже несколько лет назад, уже нашли виноватых, уже нажили врагов и теперь рвутся в бой. Бой заключается в том, что они врут, красиво и аргументированно, рассказывая свежеприбышим всё, что они сами успели узнать.

Часть из них просто не умеет жить без скандалов, часть уверена, что русскоязычных здесь обижают, часть просто больна на голову. Объединяет их всех одна и та же черта — они просто не понимают, что здесь происходит.

Достигается это за счет совершенно фантастического трюка — они настолько уверены в своем моральном и прочем совершенстве, что не понимают, что жизнь может быть другой, не той, к которой они привыкли. Они оценивают соседа-эфиопа (выходца из Эфиопии) так же, как они оценивали своего соседа-алкоголика в Твери. Мимоходом отмечают, что вроде сильно не пьет и с ножом не бросается (это хорошо, но воспринимается как нечто само собой разумеющееся — затем и ехали), а дальше начинают разбирать его недостатки. И недостатки эти ужасны. Он фамильярен, он слушает какую-то варварскую музыку; он, религиозный, то есть вообще деревня; он готовит какую-то срань, которая пахнет на весь дом, его жена одевается в какие-то дикие разноцветные тряпки, его дети ходят гулять босиком…

Ладно, от эфиопов можно сбежать, и получить соседей… любых на самом деле. Ну, допустим, американцев. Которые будут смотреть на тебя как на говорящую обезьяну и вызовут полицию, если ты с друзьями споешь "Катюшу" в 12 вечера. Им трудно не смотреть как на говорящую обезьяну на человека, который за 2 года и язык освоил едва-едва, и улыбаться не привык. На самом деле они, может быть, всё понимают, но, чтобы их правильно понимать, тоже ведь надо приложить некоторое усилие. Надо не завидовать их машине и не пытаться понять, откуда у них деньги на обучение детей в частной школе, а проявить открытость и дружелюбие… Но мы же сами глубоко духовные люди! Мы же сами смотрим на тупого "американца", живущего только ради денег, с плохо скрываемым сожалением! Может быть он знаменитый скрипач, мы этого не узнаем, потому что языка-то нет. А уж после вызова полиции на пение "Катюши" мы вообще все про него поймем — и уж что он музыку не любит будем уверены.

Так же легко всё понять про религиозную общину — деревня, мрак, средневековье. Французы — хамы и трепачи, привезли с собой чемоданы бабла и радуются. Сионисты — почти те же нацисты, потому что не любят арабов по национальному признаку. Арабы — ну что с них возьмешь (дальше какая-нибудь снисходительная фантазия).

И получается, что одни мы Д’Артаньяны, а вокруг — говно всех сортов и оттенков. И даже наши дважды соотечественники, приехавшие лет 20 назад, тоже уже одичали и нам не ровня. Да еще и смотрят на нас, как те же американцы. И никто нас особо не любит, не ценит наши таланты из прошлой жизни, не мечтает взять на работу главным редактором в русскоязычный журнал с большими тиражами.

Этот же фокус можно провернуть в любой стране. Мне даже кажется, что в Израиле это сделать сложнее, чем в некоторых других странах. Но если человек везет с собой свои критерии оценки и начинает по ним оценивать совершенно иную жизнь — провал неизбежен. Нельзя измерить вес секундомером. Штангист всегда будет с вашей точки зрения инвалидом, если он поднимает штангу, а вы смотрите, за какое время он бежит стометровку. Он ее вообще не бежит, секундомер можно было не привозить, здесь нет этого вида спорта. А на ваши инструкции, что он должен делать, чтобы вернуть себе ваше уважение, он скорее всего ответит вежливым напоминанием, что он штангист, а про бегунов только в книжке читал, и то, что вы ему предлагаете — как минимум безумие.

У кого-то в этот момент хватает интеллекта опомниться и посмотреть вокруг, но не у всех, а израильское общество крайне сложно и разобраться в происходящем без понимания, что для этого надо сначала измениться самому, практически невозможно.

Почему всё это надо было писать? Потому что сейчас любой, кто захочет почитать про Израиль по-русски, очень быстро найдет целые сообщества и новостные сайты, посвященные инвалидности израильтян — духовной, моральной и интеллектуальной. И весь этот текст только к тому, что не надо верить самоуверенным идиотам, видящим везде только говно. Они просто ничего не понимают.

Читайте тех, кто здесь хотя бы 10 лет прожил, кто пережил войны и отслужил в армии (или провожал туда своих детей). Люди везде разные, разных мнений в Израиле по любому вопросу около 6 миллионов, но так вам не всучат мнение глупого и недалекого туриста в качестве мнения местного жителя, хорошо понимающего эту страну. А тех, кто, еще не приехав, уже всё понял, лучше обходить стороной — целее будете.

---------------------------------

В заключение покажу знаменитый эпизод из фильма «Луль», как старожилы встречают каждую новую волну репатриантов. Перевод здесь не требуется, да и невозможен, так как артисты, Ури Зохар и Арик Эйнштейн каждый раз используют национальный жаргон той этнической группы, которую они пародируют.


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.