arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Category:

Поговорим о религии

80.70 КБ

"...я убежден, каждый образованный человек может (и даже должен)
выработать собственное мнение о разуме и вере, атеизме и религии.

Гинзбург В. Л., «Разум и вера.»

После долгих колебаний и сомнений – а надо ли(?), после многих бесед – преимущественно с самим собой, после частых "встреваний" в обсуждение проблемы на страницах чужих блогов решился я собрать свои разбросанные в ЖЖ (а ещё ранее на форумах сайта "Мембрана") обрывки мыслей, намеков и не оформившихся идей и поговорить о Религии. Может кто-то заглянет и… обругает, что для ЖЖ не новость, может кто-то найдет здесь рациональное зерно, как говорил классик, и ему (не классику, конечно) пригодится, а может всё написанное будет настолько банальным и неинтересным, что утонет в бездонном море Интернета, не остановив никого из пробегающих френдов или случайных посетителей, переправленных с Google.

Итак, начну с коммента, высказанного недавно на странице , про первомученика Стефана:
Религия - замечательный инструмент выживания вида, потому как просто и очень доступно наполняет смыслом существование человека. На определенном этапе, она - совершенно необходимый инструмент, но ребенок вырастает и тогда, Религия становится… ширмой, "занавеской", как заметил когда-то Макс Волошин -

Религия – это занавеска – иногда пестрая и красивая, иногда грязная и ободранная, которою люди стараются скрыть от себя страшное неизвестное. Большинство боится взглянуть прямо в эту неизвестную тьму, как дети, которые боятся заглянуть и войти в темную комнату.
[М.Волошин, Записные книжки]



В чем же Религия такой "замечательный инструмент"?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала определиться, что я понимаю под словом "Религия"? Это важно, так как функции Религии охватывают практически все виды человеческой деятельности и представление о ней далеко не у всех одинаково.

Религию, как правило, связывают с верой в Бога. Для верующего "Религия – это, прежде всего, выражение постоянных усилий человечества открыть себе дорогу к Богу"[Мишель Малерб, М., 1997] Высказано довольно однозначно, если… если ты веришь с Бога, а если нет?

Есть много поучительных историй о верующих ученых, общественных деятелей и, вообще, об образованных, интеллигентных людях, которые никак не подходят под определение "темная масса", которой обычно приписывают религиозность и суеверие. Кстати, встретил недавно такое высказывание наше дорогого вождя: "Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других". [В.И.Ленин] Ну разве, цари, миллионеры или, просто, свободные и состоятельные люди верят в Бога?! Это только "задавленная народная масса"!

Однако так думают не только вожди. А проблема, на мой взгляд, прежде всего в том, что часто смешивают понятия верующего человека, т.е. того, кто верит в существование каких-то Высших сил/Бога/Творца и т.д., и человека религиозного, придерживающегося определенных традиций/правил/условностей. В большинстве случаев религиозный человек верит в Бога. Но – не всегда.

Для миллиарда и сколько-то там миллионов китайцев привычное для западного мышления представление о Всевышнем/Творце и проч. начисто отсутствует. Трезвый и рационалистически мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались, прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий. При всем при этом китайцы не менее религиозны, чем самый правоверный иудей, христианин или приверженец ислама. Любой последователь Дао или Конфуция с исключительной дотошностью выполняет все предписания своего наставника и с неизменным почтением относится к священнослужителям своего круга, но не из-за их связей небожителями, а из уважение к мудрости и знаниям.

Похожее отношение к вере и религии высказал как-то Альберт Эйнштейн: "Я – глубоко религиозный безбожник".[цитирую по книге Р.Докинза "Бог как иллюзия"] Не могу сказать, что разделяю точку зрения Эйнштейна, однако, по большому счету, думаю, что именно в этом смысле Религия стала неотъемлемой частью человеческого социума.

Как инструмент выживания, Религия оказалась полезной, в первую очередь, созданием определенной шкалы ценностей (Декалог, например), которая стала социальным тормозом, удерживавшим человека от неконтролируемой агрессии, установила рамки сексуальных отношений, обеспечивающие умственно здоровое потомство (запрет на инцест, в частности), узаконила нормы общежития, которые позволили физически слабому существу, лишенному естественных средств защиты пройти жесткие испытания естественного отбора и увеличить свою популяцию, распространившись по всей планете.

Эту шкалу ценностей можно, в том или ином виде, найти в любой религиозной/правовой системе, начиная от знаменитых "Законов Хаммурапи", созданных более 4 тыс. лет назад, и до международных законов, закрепленных Уставом ООН. И если в рамках боговдохновенных религий небожители являли собой отличное сдерживающие начало, простую и понятную причину, почему надо поступать так и не иначе, то в философских системах наивное представление о всевидящих и всезнающих богах сменилось верой в самого человека. Оказалось, что от веры в Бога на определенном этапе развития можно отказаться, но от Религии, или от любой другой системы, регулирующей взаимоотношение людей – нельзя.

У Религии есть и другие функции, о которых стоило бы поговорить. Очень существенной частью Религии являются церемонии и обряды, мифы и главное – история, изучение которой позволяет понять причины их появления.
Но об этом – в другой раз.

На фото: Иерусалим. Стена плача
Tags: религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments