
Профессор Арье Эльдад в бытность свою депутатом кнессета рассказал мне как-то, что Либерман, когда встречает его в коридоре, не здоровается, а демонстративно проходит мимо. И вот почему: Эльдад когда-то инициировал кампанию, где Либерман фигурировал с длинным носом Буратино. Либерман есть Либерман: если кто для него враг, то срока давности нет.
Но есть враг, которого в коридоре не обойдешь. Это когда враг - премьер -министр. Двадцать лет назад основал бывший гендиректор Ликуда партию Наш Дом Израиль, потому что босс не оправдал ожиданий: не обеспечил ему место в первой десятке Ликуда. Два десятилетия пытается Либерман отомстить Нетаниягу. И вот наконец ему это удалось.
На выборах 2006 года Либерман почти вплотную приблизился к заветной цели . Считанные голоса разделяли между Ликудом и НДИ, но в конце концов Ликуд получил 12 мандатов, а НДИ -11. Либерман не отчаялся и попытался было вербовать союзников, чтобы ему, а не Нетаниягу, достался пост лидера оппозиции, но у него не получилось.
После выборов 2009 года Либерман улетел в Минск. Неделю он разыгрывал сфинкса и только потом соизволил явиться к президенту и сообщить, да , его фракция рекомендует возложить формирование правительства на Нетаниягу, а не на Ципи Ливни.

Это - то соглашение и послужило причиной досрочных выборов. Руби Ривлин был избран президентом, Гидеон Саар ушел в отставку, а следующими по списку были кандидаты от НДИ. Ликуд потерял за полтора года каденции два мандата.
Казалось бы, коалиция Ликуда с Беннетом и Лапидом, без ультраортодоксальных фракций, была просто идеальной для политика, который говорит о равном с харедим распределении гражданских обязанностей . Дуду Ротем ז״ל возглавил юридическую комиссию кнессета и начал готовить к голосованию закон о призыве. Но нет- Либерман, опьяненный властью, повел себя как дворовый хулиган. Получив после отставки Саара дополнительный мандат , он на пару с Лапидом принялся шантажировать Нетаниягу, что вместе они соберут 61 мандат и порекомендуют президенту Лапида в качестве кандидата на пост премьера. Ликуд, как уже было сказано , потерял два мандата и у Лапида теперь оказалась самая большая фракция-19. Нетаниягу в ответ распустил кнессет и предпочел выборы.
Ошибаются те, кто полагают, будто проблемы религии и государства- плод воображения. В последние годы скандальные демострации Пелег Иерушалми и постоянные попытки перекроить на ультраортодоксальный лад общественное пространство, у многих в обществе переполнили чашу терпения. Либерман усмотрел возможность привлечь голоса и взял на ней тремп.
Понятно, что это не причина, а чистой воды предлог. Споры по вопросу, закон ли или комиссия министерства обороны будет определять квоты мобилизации учащихся ешив, это споры о том, что лучше подходит для лечения воспаления легких, акамоль или оптальгин.
В октябре минувшего года разгорелся куда более принципиальный спор. Второй раунд выборов мэра Иерусалима ставил перед жителями города исключительно вопросы религии и государства. Светские и религиозные умеренных ( в вопросах религии и государства) взглядов поддерживали Берковича, ультраортодоксальные фракции Леона. Последнего и предпочел борец против «государства галахи» Авигдор Либерман.
Нет ничего нового под солнцем. Уступки шантажу влекут за собой новый шантаж. По коалиционным соображениям , возможно , и допустимо было уступить Беннету или Кахлону. Но только не Либерману. Ошибкой было подписывать с ним соглашение об обьединении фракций. Ошибкой - дать лидеру фракции из пяти мандатов пост министра обороны. Для Нетаниягу было бы куда правильнее как-то справляться с коалицией из 61 или еще полтора года назад пойти на выборы.
Потому что дворовому хулигану всегда всего мало. Лидер партии, которая в апреле чудом перескочила через электоральный барьер, хочет сегодня стать вторым лицом в государстве.
Статья была опубликована в газете Исраэль Хайом на следующий день после роспуска кнессета