arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Category:

Поцелуй

Поцелуй - один из наиболее популярных сюжетов в искусстве и ему уже как минимум 12 тыс. лет. Тем не менее, ученые все еще не могут с полной уверенностью сказать, зачем именно люди целуются. В древности считалось, что посредством поцелуя двое передают друг другу силу и часть души. Сегодня ясно лишь одно - это символ самых теплых чувств и... неплохое лекарство от стресса.


Вот "Любовники из Айн Сахри", небольшая каменная фигурка, найденная в пещере неподалеку от Вифлеема, названная так по названию пещеры Айн Сахри в вади Харитон, где лет 100 назад нашли её местные бедуины. Эта 10-ти сантиметровая фигурка считается первым произведением искусства, запечатлевшим акт плотской любви. Вырезанная из гальки пара слившихся друг с другом любовников лишена лиц, их пол невозможно определить, но их объятия и поцелуй, изваянные в камне, сохранились до наших дней. Это произведение натуфийской культуры хранится в настоящее время в Британском музее в Лондоне. В 2005-2006 годах она демонстрировалась в Иерусалиме в музее Израиля под вывеской "Адам и Ева" в разделе "Берешит: рождение мифа"

Тема любви и поцелуя в искусстве не исчезала никогда и с успехом пережила античность, средние века и Возрождение. "Поцелуй" прошел через эпоху барокко, вычурный маньеризм и строгий реализм, весь букет художественных стилей XIX-ХХ веков и продолжает интересовать художников и скульпторов в наш век компьютеров и цифровых технологий. Наверное, можно было бы написать целый трактат на эту тему, но ограничусь несколькими, особенно близкими мне работами.
Вот знаменитый "Поцелуй" Огюста Родена. Изначально эта работа называлась Франческа да Римини, в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII века, и создавалась как один из сюжетов монументальной работы "Врата ада" на тему поэмы Данте «Божественная комедия». На рельефах и скульптурах этого монумента изображались, собственно, души мертвых, которых Данте встречал во время своего путешествия в ад. Дама полюбила младшего брата своего мужа, Паоло, но обманутый муж узнал об этой связи и убил обоих, обреченных теперь на вечные муки в аду.

В досужий час читали мы однажды
О Ланчелоте сладостный рассказ;
Одни мы были, был беспечен каждый.
Над книгой взоры встретились не раз,
И мы бледнели с тайным содроганьем;
Но дальше повесть победила нас.

Чуть мы прочли о том, как он лобзаньем
Прильнул к улыбке дорогого рта,
Тот, с кем навек я скована терзаньем,
Поцеловал, дрожа, мои уста.
И книга стала нашим Галеотом!
Никто из нас не дочитал листа».

                           (Пер. Михаила Лозинского)

Хотя на скульптуре Родена любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха, но изображены полностью обнаженными, что для "Ворот ада" было вполне логично. Ведь согласно христианским представлениям мертвые на том свете в одежде не нуждаются.

В какой-то момент Мастер посмотрел на получившуюся у него статую целующихся любовников и решил, что какие-то ренессансные образы Франческа и Паоло здесь совсем не при чем. Вышел идеальный образ, идеальная скульптура про любовь, и статуя называется теперь просто «Поцелуй», а про ее предназначение для ворот ада уже мало кто помнит. Правда, по началу откровенный эротизм скульптуры вызвал бурную дискуссию в обществе. Так, на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго бронзовую копию "Поцелуя" сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и поместили в отдельную комнату с ограниченным доступом.

Наверное, не лишне будет добавить, что на создание этой скульптуры художника вдохновила неудержимая страсть к ученице Камиле Клодель. В течение 15 лет девушка (разница в возрасте больше 20 лет) была для него возлюбленной, натурщицей, музой, генератором идей и соавтором работ. После их расставания Камилла лишилась рассудка, а Роден не создал больше ни одного равного этому произведения.


Другой знаменитый "Поцелуй" - работа австрийского художника Густава Климта.  Как и у Родена, настоящего поцелуя здесь нет. На холсте изображено скорее ожидание поцелуя, предвкушение этого момента. Художник не позволяет зрителю увидеть лицо мужчины (Климта часто обвиняли в том, что он интересовался только женщинами), а в образе девушки некоторые исследователи видят сходство с Эмилией Флёге, которая в течение 20 лет была гражданской женой художника.

По другой версии, картина была заказана ему не сразу. Заказчик, богатый вельможа подарил художнику медальон с изображением своей любимой и попросил изобразить их вместе. Но во время работы над картиной неожиданно для себя Климт влюбился в девушку из медальона. И поэтому вместо графа Густав Климт представил себя рядом с ней, скрывая свое лицо. Поэтому пара на холсте не слилась в поцелуе, а осталась в страстной любовной тоске. Если это так, то справедливо будет рассматривать картину как своего рода автопортрет, только необычный, где художник нарисовал себя с затылка. Однако, в таком случае он заметно польстил себе: в реальности Климт очень рано потерял волосы на макушке.

Но есть намек и на другой образ. Если хорошо приглядеться на макушку целующегося мужчины, можно заметить там не только отсутствие залысин, но и нечто другое, более важное. Дело в том, что на волосах у него надет венок, скорей всего, из листьев плюща - известный атрибут солнечного бога Аполлона - греческий эталон мужской красоты. Тогда, как считают исследователи, девушка изображает нимфу Дафну, которую бог преследовал своей любовью, а она сопротивляясь, предпочла превратиться в дерево лавр. Именно поэтому, может быть, героиня картины Климта не отвечает на поцелуй мужчины, а лишь принимает его молча. Сторонники этой теории говорят, что одеяние девушки, украшенное цветочными мотивами (в отличие от одежды мужчины с геометрическими узорами), плавно перетекает в травы и цветы луга. То есть, в данный момент, происходит превращение Дафны в дерево.

С другой стороны видно, что девушка не очень сопротивляется, и объятия своего возлюбленного ей приятны. Скорее всего, это действительно собирательный образ, символизирующий любовь, одно из самых богатых и глубоких чувств. Не зря, наверное, вся картина светится золотом и, несмотря на отсутствие перспективы, есть ощущение нескольких слоев, скрытых за образами влюблённых.

"Поцелуй" стал одним из самых известных произведений австрийского модерна – югендстиля, можно сказать, его Иконой. Слово "икона" здесь как нельзя подходит - Климт в обилии использовал в картине золото, подсмотрев этот ошеломляющий прием в раннехристианском искусстве, в особенности в византийских мозаиках Равенны. Как пишет искусствовед Софья Багдасарова (shakko.ru"«золотому периоду» Климта относится еще много работ, но «Поцелуй» стал самым знаменитым – и благодаря своей бьющей наповал ослепительной красоте, и благодаря неподдельному сладостному чувству, которое удалось передать художнику".
Tags: искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Мальчик Ганимед

    Автор - историк искусства Софья Багдасарова, shakko.ru. Современный взгляд на работы знаменитых мастеров Изнасилования у…

  • Борей и Орифия

    Автор - историк искусства Софья Багдасарова, shakko.ru. Современная трактовка знаменитых мастеров Изнасилования у Рубенса,…

  • Дочери Левкиппа

    Автор - историк искусства Софья Багдасарова, shakko.ru. Современная трактовка знаменитых мастеров Изнасилования у Рубенса,…

  • Легкий мазохизм

    Оригинал - shakko.ru Почему людям нравится страшное и омерзительное искусство (к примеру, Босх) Собственно, пока…

  • Памятник

    21 марта в Киеве на углу Андреевского спуска и улицы Боричев ток состоялось открытие памятника уроженцу Киева, легендарному исполнителю начала…

  • История одной знаменитой фотографии

    ИСТОЧНИК:adagamov.info Abbey Road: история фотографии для обложки альбома Американский турист из Флориды Пол Коул приехал в Лондон вместе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments