arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Зеленый Берег Испании-4

Астурия

Предыдущее
- Зеленый Берег Испании. Бильбао
- Зеленый Берег Испании-2, Альтамира
- Зеленый Берег Испании-3, Ковадонга и Пикос де Европа


Да, да, на фотографии внизу монумент, сложенный из 3200 бутылок из под Сидры, национального напитка Астурии. Монумент стоит на площади в порту города Хихон (Gijon) и символизирует любовь астурийцев к этому напитку (полюбили его и мы, и пили всё то время, что были в Астурии), а также, необходимость (и возможность) повторного использования стеклотары. Монумент создан по заказу экологической компании муниципалитета и называется "Дерево сидры", а 3200 бутылок – эквивалентно годовому потреблению сидры 100 астурийских семей.
01_04.JPG


Сидр, или то, что называют "hard cider", в Астурии везде – в ресторане, кафе, на улице и, конечно, распространен (и употребляется) намного шире, чем пиво. Говорят, что сидрерии (исп. sidreria) встречаются здесь чаще, чем пивные в Мюнхене. Вот в начале улицы Гаскона есть предупреждение, что это не просто улица, а бульвар Де ла Сидра и ни модных бутиков, ни даже МакДональдс здесь нет.
02_04.JPG
Здесь же на улице перед судьями происходит соревнование по разливу этого напитка в стакан: кто наиболее точно и быстро нальет "галп" ("gulp") – небольшое количество сидра, достаточное, чтобы выпить, не отрываясь от стакана. Кстати, и бутылку желательно долго не оставлять открытой: сидра быстро окисляется и теряет свои вкусовые качества.
03_04.JPG
Участник соревнования наливает напиток в стакан с высоты поднятой вверх руки – так здесь принято. Это наполняет напиток воздухом и создает легкое вспенивание. Особый шик, конечно, не следить взглядом за струёй, и при этом налить напиток в стакан, а не на руку.
04_04.JPG
В одной сидрерии я сфотографировал плакат – астурийский вариант эволюции человека.
05_04.JPG
Путеводители рассказывают, что Овьедо, столица Астурии, - это не только центр потребления сидра (или – сидры?). Город - сокровищница испанской религиозной архитектуры. Здесь много монастырей, соборов и святынь, которые возвращают нас чуть ли не в раннее средневековье. Наверное, это очень интересно… для специалистов, для людей, изучающих историю искусств, и, прежде всего, историю архитектуры. Однако культовые сооружения раннего средневековья – это романский стиль, постройки, больше похожие на крепости, предназначенные защищать человеческую плоть, но не дух. Зрелищного там не много. В отличие от готики, нацеленной на чувства. Как пишет В.Г.Власов, известный искусствовед, автор словаря "Стили в искусстве" : "Готический собор – символ самой бесконечности. Его художественный образ выражает не строительный расчет и рациональную конструкцию, а иррациональную, мистическую устремленность человеческой души к неведомому, загадочному…"

В общем, мы не пошли искать эти монастыри и соборы, а решили просто походить по улицам, тем более, что Овьедо, как ни один другой город, полон, так называемыми, уличными скульптурами. И они очень впечатляют. Здесь можно встретить всё – от сложных многофигурных композиций, до максимально упрощенных и удивительно лаконичных образов. Вот одна из таких минималистских, но весьма монументальных (высотой 4 м!) скульптур, установленная в центре города на улице Пелайо скульптором Эдуардо Уркуло (Eduardo Urculo). Автор назвал это без особых изысков "Монументальный зад" (Culis Monumentalibus), но у меня эта скульптура ассоциируется с более поэтическим образом, с греческой богиней Афродитой Каллипига (Афродита Прекраснозадая).
06_04.JPG
Греки знали толк в прекрасном.

В 10-15 метрах от этого тяжеловесного монумента стоит изящная скульптура Сантьяго де Сантьяго "Танцовщица". Не знаю, поставили ли их рядом специально, чтобы подчеркнуть контраст, но разница очень бросается в глаза. При этом обе скульптуры, каждая по-своему, хороши.
07_04.JPG
Очень красивая композиция Эдуардо Уркуло, изображающая мужчину средних лет в пальто и шляпе, окруженного многочисленным багажом. Всё это лежит прямо на земле и выглядит очень естественно для путешественника только что выгрузившего свой багаж. Композиция называется «Возвращение Вильямса Арренсберга» - в мужчине скульптор изобразил своего друга В. Арренсберга. Однако в народе эту композицию называют "Индеец", имея в виду сограждан, которые в начале XX века уезжали на заработки в Южную Америку. Вернувшись на родину, разбогатевшие астурийцы вкладывали средства в строительство красивых церквей, школ, больниц и вилл.

Сын с женой несколько фамильярно присоединились к этой композиции – уж очень естественно "Индеец" расположился на тротуаре.
08_04.JPG
09_04.JPGУличным скульптурам в Овьедо можно было бы посвятить ещё много и картинок и текста - ведь говорят, что в городе больше ста таких фигур. Но прежде, чем я вернусь в Хихон, с которого я начал этот рассказ про Астурцию, я хочу показать ещё две скульптуры из Овьедо, достойные, на мой взгляд, хотя бы беглого упоминания о них.

Идет по улице Овьедо, запечатленный в бронзе, знаменитый американский кинорежиссер Вуди Аллен. Поводом к установке памятника послужило вручение ему Премии наследника испанского трона Принца Астурийского – самой значительной награды Королевства Испания.

На памятнике шагающего режиссера начертаны слова самого Вуди Аллена: «Овьедо – прелестный, экзотичный, прекрасный, ухоженный, спокойный и удобный для прогулок город. Овьедо кажется перенесенным сюда из другой жизни и напоминает сказку из жизни фей».

Как говорит сам Вуди Аллен: «Моя статуя в Овьедо – одна из величайших тайн западной цивилизации. Я был там пару раз, и они, не спросив меня, возвели эту статую. Я был уверен, что это шутка».

Другая важная, на мой взгляд, скульптура – "Регентша". К сожалению, я не знаком с одноименным романом Кларин (Леопольдо Алас-и-Уренья), героиню которого изобразил скульптор, но глядя на неё не трудно представить себе её живой.10_04.JPG

Великосветская дама XIX века со всеми атрибутами высшего общества: шикарный турнюр, который, естественно, можно увидеть только сзади, изысканные драпировки, складки, бант, кружевные перчатки – всё символизирует богатство и благополучие. Но есть в ней ещё что-то таинственное, отрешенное. Она замкнулась в себе.

Если бы это было не в Испании, к "Регенше" вполне подходили бы знаменитые строчки "Незнакомки" А. Блока:

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.


Мне трудно расстаться с этой темой, а с городом – тем более. Покажу ещё одно фото – аллея в парке Пассео-дель-Бомбе. Овьедо. Это центр города.
11_04.JPG
Вечером по дороге в гостиницу нас остановила редкая для нас картина: за стеклом витрины девушка большими ножницами нарезала… осьминога. Рulpo – по-испански. А заведение называлось соответственно Пульперия (Pulperia). Полностью - Pulperia Terra Meiga. И мы соблазнились.
12_04.JPG
Я уже не помню, что мы взяли сначала, но главное блюдо было "El pulpo á feira" – куски осьминога, обильно политые оливковым маслом, посыпанные крупной солью и паприкой. И ещё, мы подсмотрели за соседним столом и взяли тарелку жареных зелёных перцев. Тоже в оливковом масле, с солью и паприкой. Было просто замечательно!
13_04.JPG
На следующий день мы поехали в Хихон. Это там, где 3200 бутылок сложены в "Дерево сидры" (см. начало). В Хихоне мы были недолго и видели мало, и совсем не то, о чем писали путеводители.

Вот сейчас набрал в Google "Хихон", чтобы посмотреть, о чем пишут другие туристы, и мне показалось, что мы были в каком-то другом городе. Почти ничего из того, что мы видели, в Google я не нашел. Что ж, расскажу, как знаю.

Первое, что мы увидели, когда вышли к морю, великолепную набережную
14_04.JPG
…и скульптуру самого успешного римского императора, стоявшего у основ "Золотого века" Римской империи, Октавиана Августа. Это благодаря его усилиям 2000 лет назад Кантабрия, Астуриа и Леон стали частью империи, войдя в состав Испанской провинции. На этом завершилось завоевание Иберийского полуострова Римом.
15_04.JPG
И тут же в 25-30 метрах от него археологический музей, созданный на раскопках римской бани. Вот этого я никак не ожидал и несказанно обрадовался – археологию я люблю, а римские бани – особенно. И я начал вспоминать их сложное устройство и рассказывать благодарным слушателям.
16_04.JPG
Как, раздевшись в предбаннике – аподитерии, и оставив гардеробщику – капсарию, все ценные вещи (ремесло банных воров – баланоклептов весьма процветало), человек шел в тепидарий – теплую комнату, чтобы привыкнуть к банной температуре. Затем – в кальдарий, горячее помещение, которое отапливалось с помощью вершины тогдашней технологии – гипокауста (см. ниже). Рядом часто была парная – судаторий, который, кстати, всегда был с куполообразным потолком, чтобы, образовавшийся на потолке конденсат не капал на лысину, а стекал по стене. Последней процедурой было посещение фригидария – бассейна с холодной водой. Этот перечень помещений был обязательным в любой римской бане: от великолепных терм Каракаллы в Риме до солдатской бани где-нибудь в Африке, или на Востоке около Мертвого моря, или на Западе, на берегу океана.

И разрушенные остатки всего этого были в Хихонском музее.
17_04.JPG
18_04.JPG
На последнем фото гипокауст, что значит – "тепло снизу". Потолок этого помещения (высотой не более 1 метра) – это пол кальдария, который держится на этих опорных столбиках. В это «подполье» из расположенной рядом печки поступает горячий воздух и прогревает весь пол. В судатории (парилке) горячий воздух поднимался также по керамическим трубам, которые вмурованы в стены, и нагревал их тоже.

После всего виденного я не ожидал новых впечатлений, но рядом стояла церковь Св. Петра - La iglesia de San Pedro. Ни внешне, ни внутренне она ничем не выделялась из многих виденных до сих пор католических церквей. Но, когда мы зашли в часовню, устроенную за главным алтарем в апсидной части, буквально "перехватило дух". Библейские сюжеты, выполненные в современном стиле с помощью самой современной технологии.
19_04.JPG
Это, конечно, не золото, но анодированная алюминиевая фольга создает впечатление роскоши и богатства ничуть не меньше, а "лики святых", написанные в современной манере, кажутся немного перепуганными, глядя на всё это.
20_04.JPG
Да и главный герой этой истории, Иисус Христос, который должен страдать за всё человечество, выглядит слишком расслабленным и умиротворенным.
21_04.JPG
Я – не верующий, ни с какой стороны, поэтому не могу оценить это с точки зрения христианского канона, но как произведение искусства, - эта часовня не оставила меня равнодушным.

(Продолжение следует)
Tags: Испания, история с географией
Subscribe

Posts from This Journal “Испания” Tag

  • Зеленый Берег Испании-3

    Ковадонга и Пикос де Европа Предыдущее - Зеленый Берег Испании. Бильбао - Зеленый Берег Испании-2, Альтамира Ну вот, если на предыдущих…

  • Зеленый Берег Испании-2

    АЛЬТАМИРА Начало - Зеленый Берег Испании. Бильбао Наша следующая остановка была в Сантандер (Santander). Этот город никакими особыми…

  • Зеленый Берег Испании. Бильбао

    1. БИЛЬБАО Две недели по Зеленому берегу Испании закончились. Ни тебе политики, ни телевизора, и порой, даже без Интернета. Как сказала моя жена…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments