АЛЬТАМИРА
Начало - Зеленый Берег Испании. Бильбао
Наша следующая остановка была в Сантандер (Santander). Этот город никакими особыми достопримечательностями не отличается, но в заметках других туристов я прочитал о замечательных ресторанах со всякой морской живностью. Так как время клонилось к вечеру, и все мы любители рыбы (а сын – профессионал в этом деле), в гостинице мы стали выяснять, где можно найти подходящее заведение. (Кстати, должен отметить, гостиница Chateau La Roca, в которой мы остановились, была относительно недорогой - 115€ за две ночи и два номера, и очень приличной.)
Название рекомендованного ресторана я не помню, кажется Los Penucas, но рыбных ресторанов в порту великое множество, и все они выглядят очень аппетитно. Сын (это, который специалист) пошел выяснять и заказывать. Минут через 20-25, после всяких виски, рачков и салатов на столе появилось вот такое чудо –
Согласно русской Википедии, зовут это чудо Тюрбо, или Большой Ромб, а в английском варианте – Turbot, что Гугл переводит как Палтус. И да, это вкусно и очень похоже на палтус, который лет 50-60 назад впервые появился на прилавках киевских магазинов. Однако вот так, целиком я увидел его впервые. Правда, сын объяснил, что это всё-таки не совсем палтус, хотя из той же компании камбалообразных.
Сантандер был запланирован в основном для посещения знаменитой пещеры Альтамира, которая находится рядом в окрестностях городка Сантильяна дель Мар. Но прежде, чем отправиться в пещеру, мы прогулялись по дворцовому парку на п-ове Ла-Магдалена, где выставлены три каравеллы и оборудован мини-зоопарк с тюленями, морскими львами и пингвинами. К пингвинам мы попали как раз во время кормления, но пингвины не спешили принимать рыбу из рук служителя зоопарка и рассматривовали её с подозрениемОживились только, когда рыба оказалась в водеЗатем мы отправились к каравеллам, где наш рыбный специалист увидел свою знакомую, обитательницу морских глубин, и подошел, чтобы разглядеть её поближе. Но кое-кто решил, что это было слишком близко, назревал харассмент, и я, на всякий случай, зафиксировал это событие. (И не только я).Харассментщик был, конечно, не оригинален. Многие до него интересовались тем же. Результат – отполированные до блеска части тела, хорошо видны на фото.На следующий день с утра мы поехали в пещеру Альтамира – одну из первых палеолитических пещер с наскальной живописью, открытых в наше время. История её открытия драматична, так как в то время, а это конец XIX века, никто не верил в существование таких многокрасочных картин, нарисованных пещерными людьми в каменном веке. Весь ученый мир считал находку неудачной подделкой археолога-любителя дона Марселино Санз де Саутуолы (Marcelino Sanz de Sautuola, 1831-1888), объявившего об этом открытии.
О существовании этой пещеры знали все в этой округе уже несколько лет. Здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал местные охотники. Но однажды, гуляя с отцом по окрестностям и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила его внимание на слабо различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала она. С этого дня началась драма первооткрывателя, "просвещенного идальго", как в последствии отзывался о нем его внук, Марселино де Саутуолы.
Вместе со своим другом, профессором Мадридского университета, геологом Хуаном Виланова-и-Пьера они расчистили часть изображений, собрали убедительные доказательства того, что в этих залах со времен каменного века никого никогда не было, и в 1880 году опубликовали свои соображения об этой находке. Их результаты были громко высмеяны на конгрессе в Лиссабоне. Главная претензия была – высокое художественное мастерство картин, их удивительная сохранность и отсутствие следов копоти на стенах. Такого не может быть! Тогда, в середине XIX века, ещё не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые еще могут быть открыты, неизбежно будут более примитивными. Ну, а его земляки не замедлили подтвердить участие современных художников в изготовлении картин. В 1888 году в возрасте 57 лет Саутуола умер с репутацией «изобретателя Альтамиры» и, как говорят, одной из причин была оскорбленная честь испанского аристократа. "Горе, которое во мне, пройдет лишь со смертью," – сказал он незадолго до своей кончины.
Признание пришло в начале XX века, когда в других пещерах были найдены подобные рисунки, древность которых не вызывала сомнения - некоторые изображения были покрыты прозрачной броней древних кальцитовых натеков. Один из главных обвинителей Саутуолы Эмиль Картальяк, ведущий специалист в области доисторической археологии полностью признал свою ошибку в знаменитой статье «Mea culpa d'un sceptique» ("Вина скептика"), опубликованной в 1902 году.
Признание рисунков в Альтамире стало началом изучения пещерной живописи времен палеолита, а точнее – примерно 35 — 13 тыс. лет назад. На сегодняшний день таких расписных палеолитических пещер в одной лишь Западной Европе насчитывается более ста пятидесяти и, судя по ним, трудно сказать, что их разрисовывали примитивные дикари, которых интересовало только еда, секс и проблемы выживания.
Собственно сама пещера давно закрыта. В 1960—1970-х гг. пещеру посещало до 1 500 человек в день, но вскоре обнаружили на рисунках плесень. Изменение влажности и содержания углекислого газа привело к порче красок. При этом некоторые посетители не оставляли попыток отбить на память фрагменты древних изображений. Пещеру закрыли, очистили и вновь открыли, сократив количество посетителей так, что очередь приходилось ждать годами.
Но в 2002 году пещеру закрыли для широкой публики и её посещение стало возможным только в научных целях и по особому разрешению. К тому времени рядом с пещерой открылся музейный комплекс Альтамира, в котором художники и декораторы воспроизвели картины знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая оригинал. С помощью современных материалов и новейших технологий они создали буквально дубликат древней пещеры, изобразив все трещины и неровности потолка, фактуры стен, поддержание прохладного пещерного климата, и даже капли начинающихся сталактитов на потолке. Точность гарантируют фотограмметрические данные, фиксирующие каждые 5 мм поверхности оригинала.
Залы оригинальной пещеры тянутся на расстояние около 280 м. Копия сделана намного короче, но Большой плафон, композиция которого полосой протянулась в длину на 18 м, а в ширину примерно на 9 м – это практически дубликат.На поверхности Большого плафона в разных позах расположились бизоны (а под ними - фотографы. Интересно, что же происходили "под ними" 16 тыс. лет назад?)Позади самого крупного бизона-самца находится самка оленя, несколько фигур лошадей, козел.Группу сверху завершает бизон с отсутствующей головой, а еще выше появляется редкий в наскальном искусстве образ — кабан.Животные нарисованы в самых разных позах. Бизоны, например, изображены пасущимися, бегущими, лежащими, ранеными.Некоторые изменения в новой пещере все же сделаны. В ущерб точности, но для удобства посетителей пол в зале с росписями опущен значительно ниже, чем в подлинной Альтамире. Это позволяет туристам входить, не наклоняясь, и не задирать голову, осматривая росписи. (В старых путеводителях советовали посетителям рассматривать некоторые картинки лежа на спине).В 1985 году пещера Альтамира была объявлена объектом всемирного наследия ЮНЕСКО и получила прозвище "Сикстинская капелла первобытного искусства".
Выражаю особую благодарность сыну и его жене за предоставленные фотографии.
Продолжение - Ковадонга и Пикос де Европа.