arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Зеленый Берег Испании-2

АЛЬТАМИРА

Начало - Зеленый Берег Испании. Бильбао

Наша следующая остановка была в Сантандер (Santander). Этот город никакими особыми достопримечательностями не отличается, но в заметках других туристов я прочитал о замечательных ресторанах со всякой морской живностью. Так как время клонилось к вечеру, и все мы любители рыбы (а сын – профессионал в этом деле), в гостинице мы стали выяснять, где можно найти подходящее заведение. (Кстати, должен отметить, гостиница Chateau La Roca, в которой мы остановились, была относительно недорогой - 115€ за две ночи и два номера, и очень приличной.)

Название рекомендованного ресторана я не помню, кажется Los Penucas, но рыбных ресторанов в порту великое множество, и все они выглядят очень аппетитно. Сын (это, который специалист) пошел выяснять и заказывать. Минут через 20-25, после всяких виски, рачков и салатов на столе появилось вот такое чудо –
01-Sant.jpg



Согласно русской Википедии, зовут это чудо Тюрбо, или Большой Ромб, а в английском варианте – Turbot, что Гугл переводит как Палтус. И да, это вкусно и очень похоже на палтус, который лет 50-60 назад впервые появился на прилавках киевских магазинов. Однако вот так, целиком я увидел его впервые. Правда, сын объяснил, что это всё-таки не совсем палтус, хотя из той же компании камбалообразных.

Сантандер был запланирован в основном для посещения знаменитой пещеры Альтамира, которая находится рядом в окрестностях городка Сантильяна дель Мар. Но прежде, чем отправиться в пещеру, мы прогулялись по дворцовому парку на п-ове Ла-Магдалена, где выставлены три каравеллы и оборудован мини-зоопарк с тюленями, морскими львами и пингвинами. К пингвинам мы попали как раз во время кормления, но пингвины не спешили принимать рыбу из рук служителя зоопарка и рассматривовали её с подозрением
02-Sant.jpg
Оживились только, когда рыба оказалась в воде
03-Sant.JPG
Затем мы отправились к каравеллам, где наш рыбный специалист увидел свою знакомую, обитательницу морских глубин, и подошел, чтобы разглядеть её поближе. Но кое-кто решил, что это было слишком близко, назревал харассмент, и я, на всякий случай, зафиксировал это событие. (И не только я).
04-Sant.jpg
Харассментщик был, конечно, не оригинален. Многие до него интересовались тем же. Результат – отполированные до блеска части тела, хорошо видны на фото.
05-Sant.jpg
На следующий день с утра мы поехали в пещеру Альтамира – одну из первых палеолитических пещер с наскальной живописью, открытых в наше время. История её открытия драматична, так как в то время, а это конец XIX века, никто не верил в существование таких многокрасочных картин, нарисованных пещерными людьми в каменном веке. Весь ученый мир считал находку неудачной подделкой археолога-любителя дона Марселино Санз де Саутуолы (Marcelino Sanz de Sautuola, 1831-1888), объявившего об этом открытии.

О существовании этой пещеры знали все в этой округе уже несколько лет. Здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал местные охотники. Но однажды, гуляя с отцом по окрестностям и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила его внимание на слабо различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала она. С этого дня началась драма первооткрывателя, "просвещенного идальго", как в последствии отзывался о нем его внук, Марселино де Саутуолы.

Вместе со своим другом, профессором Мадридского университета, геологом Хуаном Виланова-и-Пьера они расчистили часть изображений, собрали убедительные доказательства того, что в этих залах со времен каменного века никого никогда не было, и в 1880 году опубликовали свои соображения об этой находке. Их результаты были громко высмеяны на конгрессе в Лиссабоне. Главная претензия была – высокое художественное мастерство картин, их удивительная сохранность и отсутствие следов копоти на стенах. Такого не может быть! Тогда, в середине XIX века, ещё не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые еще могут быть открыты, неизбежно будут более примитивными. Ну, а его земляки не замедлили подтвердить участие современных художников в изготовлении картин. В 1888 году в возрасте 57 лет Саутуола умер с репутацией «изобретателя Альтамиры» и, как говорят, одной из причин была оскорбленная честь испанского аристократа. "Горе, которое во мне, пройдет лишь со смертью," – сказал он незадолго до своей кончины.

Признание пришло в начале XX века, когда в других пещерах были найдены подобные рисунки, древность которых не вызывала сомнения - некоторые изображения были покрыты прозрачной броней древних кальцитовых натеков. Один из главных обвинителей Саутуолы Эмиль Картальяк, ведущий специалист в области доисторической археологии полностью признал свою ошибку в знаменитой статье «Mea culpa d'un sceptique» ("Вина скептика"), опубликованной в 1902 году.

Признание рисунков в Альтамире стало началом изучения пещерной живописи времен палеолита, а точнее – примерно 35 — 13 тыс. лет назад. На сегодняшний день таких расписных палеолитических пещер в одной лишь Западной Европе насчитывается более ста пятидесяти и, судя по ним, трудно сказать, что их разрисовывали примитивные дикари, которых интересовало только еда, секс и проблемы выживания.

Собственно сама пещера давно закрыта. В 1960—1970-х гг. пещеру посещало до 1 500 человек в день, но вскоре обнаружили на рисунках плесень. Изменение влажности и содержания углекислого газа привело к порче красок. При этом некоторые посетители не оставляли попыток отбить на память фрагменты древних изображений. Пещеру закрыли, очистили и вновь открыли, сократив количество посетителей так, что очередь приходилось ждать годами.

Но в 2002 году пещеру закрыли для широкой публики и её посещение стало возможным только в научных целях и по особому разрешению. К тому времени рядом с пещерой открылся музейный комплекс Альтамира, в котором художники и декораторы воспроизвели картины знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая оригинал. С помощью современных материалов и новейших технологий они создали буквально дубликат древней пещеры, изобразив все трещины и неровности потолка, фактуры стен, поддержание прохладного пещерного климата, и даже капли начинающихся сталактитов на потолке. Точность гарантируют фотограмметрические данные, фиксирующие каждые 5 мм поверхности оригинала.

Залы оригинальной пещеры тянутся на расстояние около 280 м. Копия сделана намного короче, но Большой плафон, композиция которого полосой протянулась в длину на 18 м, а в ширину примерно на 9 м – это практически дубликат.
06-Altam.jpg
На поверхности Большого плафона в разных позах расположились бизоны (а под ними - фотографы. Интересно, что же происходили "под ними" 16 тыс. лет назад?)
07-Altam.jpg
Позади самого крупного бизона-самца находится самка оленя, несколько фигур лошадей, козел.
08-Altam.jpg
Группу сверху завершает бизон с отсутствующей головой, а еще выше появляется редкий в наскальном искусстве образ — кабан.
09-Altam.jpg
Животные нарисованы в самых разных позах. Бизоны, например, изображены пасущимися, бегущими, лежащими, ранеными.
10-Altam.jpg
Некоторые изменения в новой пещере все же сделаны. В ущерб точности, но для удобства посетителей пол в зале с росписями опущен значительно ниже, чем в подлинной Альтамире. Это позволяет туристам входить, не наклоняясь, и не задирать голову, осматривая росписи. (В старых путеводителях советовали посетителям рассматривать некоторые картинки лежа на спине).В 1985 году пещера Альтамира была объявлена объектом всемирного наследия ЮНЕСКО и получила прозвище "Сикстинская капелла первобытного искусства".

Выражаю особую благодарность сыну и его жене за предоставленные фотографии.

Продолжение - Ковадонга и Пикос де Европа.

Tags: Испания, история с географией
Subscribe

Posts from This Journal “Испания” Tag

  • Зеленый Берег Испании-4

    Астурия Предыдущее - Зеленый Берег Испании. Бильбао - Зеленый Берег Испании-2, Альтамира - Зеленый Берег Испании-3, Ковадонга и Пикос де…

  • Зеленый Берег Испании-3

    Ковадонга и Пикос де Европа Предыдущее - Зеленый Берег Испании. Бильбао - Зеленый Берег Испании-2, Альтамира Ну вот, если на предыдущих…

  • Зеленый Берег Испании. Бильбао

    1. БИЛЬБАО Две недели по Зеленому берегу Испании закончились. Ни тебе политики, ни телевизора, и порой, даже без Интернета. Как сказала моя жена…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments