Две недели по Зеленому берегу Испании закончились. Ни тебе политики, ни телевизора, и порой, даже без Интернета. Как сказала моя жена (и подтвердили эту мысль наш сын со своей женой – главные виновники этой поездки): "Хорошо, но мало…"
На Фейсбук я набросал кучу фотографий – благо это очень просто и никто (никто!) не спрашивает где? что? как? почему? и никому ничего не надо объяснять. Максимум – название местности, одно-два предложения, знакомое лицо и - куча лайков. Без узнаваемого лица картинка лайками не награждается. Будто её и нет. Наверное, читателей (а точнее – проглядывателей картинок) в ФБ больше, чем в ЖЖ, но информации – минимум. А мне хочется показать город, показать места, где мы были, и хоть немного выговориться, потому что, было действительно хорошо.
Начну, как это я делал во всех прошлых описаниях наших поездок, с карты – маршрута нашего путешествия.

Итак, сначала был полет в Бильбао, затянувшийся почти на двое суток – Россия проводила военные учения около Кипра, и все полеты в этом районе были прекращены. Поэтому в Стамбул мы прилетели поздно, опоздали на самолет в Бильбао и провели ночь в Стамбуле в гостинице на полном пансионе.
На следующий день добравшись до Бильбао мы взяли заказанную машину и начали своё путешествие. Квартиру мы сняли в центре старого города, напротив церкви Сан-Антон – очень тесные улочки, крохотные балконы и, к сожалению, гремящий под окнами трамвай. Вот фото в этой квартире (первое и последнее с нашим участием, но очень уж оно симпатичное), которое сделал сын с соседнего балкона.

Первая наша поездка – Сан Себастьян. Это самый северный город страны басков, в 20 км от границы с Францией и, примерно, в 100 км от Бильбао. Между этими городами есть много интересных мест, но мы и так уже потеряли целый день, поэтому направились прямо в город. Про самих басков можно было бы написать отдельно, но так я уйду от главной темы – рассказать и показать места, которые мы посетили, а про этот удивительный народ могу посоветовать толковое эссе Е.В.Артамоновой "Страна Басков – история, язык, география".
Гордость Сан Себастьян – набережная и балюстрада вокруг знаменитого пляжа Ла Конча, что по-басконски означает ракушка - довольно точное описание формы залива.

Балюстрада набережной Ла Конча состоит из равномерно повторяющихся сегментов изысканной чугунной решетки на протяжении более 1 км. И вся эта красота стоит здесь уже более 100 лет. Правда, в 2014 году разбушевавшийся океан вырвал и унёс в глубины Атлантики 15 метров балюстрады. Но нашлись мастера, которые по слепку с оригинала изготовили, ни чем не отличающийся дубликат.

Со стороны моря вдоль перил - один из лучших пляжей Испании, избранный даже в число 12-ти сокровищ страны. Со стороны города на широком тротуаре прогуливаются горожане, туристы, курортники, а служители муз демонстрируют тут своё искусство.

Все путеводители обязательно отмечают гастрономические изыски Сан Себастьян и особенно то, что "здесь вы найдете больше ресторанов Michelin, чем в любом другом городе Испании". В одном из них мы были, и я очень переживал это событие, памятуя известную редакторскую отговорку: "Ваше произведение было столь прекрасно, что мы не решились его напечатать, так как читатели будут требовать такой уровень от всех наших авторов, что, естественно, невыполнимо". Но в ресторане никто из нас не отказался от предложенных блюд.
Вечером мы вернулись в Бильбао. Сын с женой пошли изучать ночную жизнь, а мы решили ограничиться завтрашним дневным городом. Вот церковь Сан-Антон ночью.

А это в центре над рекой здание Ла Рибера - самый большой крытый рынок во всей Европе. С утра пораньше. Большинство магазинов ещё закрыто, но мы зашли, чтобы полюбоваться его замечательными витражами.



Вдоль реки Нервьон курсирует катамаран, который засасывает грязную воду, и через фильтр выпускает обратно. Весь мусор в кузове лодки. Не плавают по реке ни бутылки из-под Колы, ни грязные пластиковые пакеты, никаких отбросов. Чисто.

К сожалению, из-за потерянного дня мы практически не видели Бильбао. Не успели. Но уехать и не посмотреть знаменитый музей современного искусства Гуггенхайма, мы, конечно, не могли. Это главная достопримечательность города. Основной целью строительства, стоимостью в 100 миллионов евро, которую ставила мэрия Бильбао, было создание современного элемента архитектуры на территории старого речного порта — заводской зоне, полной заброшенных и неприглядных цехов, бараков и складов. И это у них получилось отлично.
Музей открылся в 1997 году и вскоре стал одним из самых посещаемых музеев Испании. Как описывают путеводители, с тех пор он уже окупился почти в 40 раз. К его окупаемости мы не прибавили ничего – не было времени на посещение музея, да и не очень-то я понимаю современное искусство, но вокруг обошли не торопясь, разглядывая каждый уголок. А уголков там – не считано!
Его создатель, гениальный американский архитектор Фрэнк Гери (Frank Gehry, настоящее имя Эфраим Оуэн Гольдберг) считается одним из основателей самого новаторского архитектурного стиля – деконструктивизма. Стиль, в котором демонстративно отсутствует рациональная (с привычной точки зрения) планировка, подчеркнуты неожиданные изломанные и нарочито бессмысленные формы, что создает впечатление фрагментации всего здания. В одном из интервью Фрэнк Гери утверждал, что «вся эта беспорядочность изгибов предназначена для улавливания света».
Характерные особенности деконструктивизма – отсутствие привычной нам гармонии, симметрии и непрерывности здания. Это надо увидеть.

Здание окружают вполне современные монстры. Вот перед фасадом здания огромный 9-метровой высоты паук работы француженки Луизы Буржуа (Louise Bourgeois, 1911-2010). На момент создания этого чуда скульптору было больше 80-ти лет. В отличие от большинства людей Луиза видела в пауках родственную душу, символ домашнего уюта и материнства. В этой паучихе (под её туловищем в плетеном стальном мешочке можно разглядеть мраморные яйца), названной ею "Maman" (мама), она воплотила образ своей матери, которая в качестве ткачихи помогала отцу в реставрации старинных шпалер. "Паук – это ода моей матери", - писала художница. Тонкие, асимметрично расставленные ноги и мешочек с яйцами на невероятной высоте олицетворяют наряду с легкой уязвимостью, твердую решимость защищать своё потомство.

Невдалеке высится другое чудо – 13-метровой высоты щенок, неизвестной породы, так как на нем растет не шерсть, а… цветы. 70 тысяч разных видов цветов в специальных ящиках, закрепленных на огромном каркасе из нержавеющей стали, который оборудован системой орошения. Вот такая гигантская неожиданная клумба.
Идея создания такой собаки, «населённой» десятками тысяч цветов, принадлежит американскому художнику и скульптору Джеффу Кунсу (Jeff Koons, 1955). Первоначально это предназначалось для выставки в Германии, после чего предполагалось разобрать скульптуру на обычные клумбы. Однако, успех скульптуры на выставке изменил её дальнейшую судьбу: в Германии она простояла до 1995 года, после чего была демонтирована и вновь собрана уже на новом месте — на площади перед Музеем современного искусства в гавани Сиднея, а двумя годами позже она переехала в Бильбао. На этом её путешествия не окончились. Жители Нью-Йорка увидели Puppy (Щенка) в 2000 году в центре Рокфеллера. По мнению автора, скульптура олицетворяет «образ, который передает тепло и любовь к людям».

Можно было бы ещё долго описывать "окрестности" музея, скульптуры и инсталляции, установленные вокруг, очередной струнный мост Калатравы, который замечательно дополняет футуристический образ музея, несомненным сюрпризом был рукотворный туман, который вдруг из бассейна, окружающего здание, стал окутывать музей. И ведь читал я об этом, но – "лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть".
По особому проекту Фуджику Накайа, в тихую, безветренную погоду несколько тысяч специальных установок, которые спрятаны по периметру здания, начинают "делать туман". Это какое-то мистическое зрелище, особенно, когда ты видишь человека, который с какой-то палкой наперевес, "выступает из тумана" и, аки Христос, идет по воде.


Во время подготовки к поездке я прочел много разных статей про это сооружение и очень впечатлился не только его архитектурой, но и процессом строительства, и, особенно, проблемой облицовки музея, вставшей перед строителями. Здание, как космический корабль из НФ 50-х годов, облицовано титановыми листами, что позволило придать сооружению такой сложный «гнутый» силуэт. Стекло, которое также использовалось при облицовке, напротив, оставили плоским (требования технологии), но его «плоскость» не диссонирует с гнутым титаном.
Вот в этом видео довольно подробно и очень интересно рассказывается об этом.
Продолжение - АЛЬТАМИРА