arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Страдания фотолюбителя. Автобиографическое

Когда-то, лет 20-30 назад я неплохо разбирался в фототехнике и многие знакомые и сослуживцы часто обращались ко мне за советом, какую камеру купить. Потом вышел на пенсию, сын подарил мне свою камеру Nicon D5200 с объективом 18-105 мм, т.е. зум около 6x, и я был доволен "выше крыши". Новости фототехники стали интересовать меня гораздо меньше.

Но вот пару часов назад на сайте B&H (один из наиболее популярных магазинов фототехники в Нью Йорке) я увидел анонс цифровой фотокамеры Nikon COOLPIX P1000 с объективом NIKKOR 24-3000 мм, т.е. зум 125x!!! (и - до 250х в режиме цифрового масштабирования!). И, как говорит изготовитель, изображения с высоким разрешением можно снимать во всем диапазоне масштабирования. Это действительно, фантастика

Первая реакция была - такого не может быть. Наверное, ошибка. Хотя вряд ли, фирма очень солидная. Полез по Интернету - а там одни охи и ахи. Какая камера! Какие возможности!

Вот ролик съемок луны камерой COOLPIX P1000 и её прешественника - Р900, зум которого только (!) 83х :




И начал я вспоминать свои первые фотоаппараты и первые фото. Как попала мне в руки моя первая камера (это был очень популярный в 50-ые годы ФЭД-2), я не помню, но помню свой первый фотоснимок, за который меня похвалили, и помню, как кончила свою недолгую жизнь эта камера: я её разобрал, а собрать уже не смог, и спрятал до лучших времен. (Это было уже в старших классах. Позже там же был спрятан и разобранный цейсовский 7-кратный бинокль, привезенный с войны кем-то из моих дядей. Со временем я смог собрать только один окуляр, и папа разглядывал через него мою будущую жену на другой стороне улиfed-2-1.jpgцы. Оказывается любовь к оптическим приборам у меня была с детства, особенно к исследованию их внутренностей. Через много лет и в другой стране я за это уже деньги получал.)

После ФЭД'а у меня был хороший аппарат, мечта, но - не мой. Аппарат - не мой. Мечта была моя. Однажды в конторе, в которой я работал, оказались в конце года неиспользованные фонды, а система откатов, может где-то и была уже, но до нас не дошла. Начали искать, что купить. Я был как-бы второе лицо после начальника (всего было 5 лиц) и предложил купить фотоаппарат, взяв на себя обязанности проявлять и печатать. Так у нас (а точнее - у меня) реализовалась мечта - широкоформатная зеркалка 6х6 "Салют" (про всякие Хассельблады, Броники и прочие Мамии я ещё ничего не знал) . Очень быстро я понял, что ни проявлять, ни печатать со своими кюветами и увеличителем пленку 6х6 я не смогу. Мечта осталось мечтой, хотя несколько пленок, проявленных в специальной лаборатории, доехали со мной до Израиля, и... канули в Лету. Насколько я помню, что-то в аппарате ещё царапало пленку и печатать не имело смысла.


Потом я начал работать в одном НИИ (научно-исследовательский институт) и очень быстро подружился в заведующим фотолабораторией. Витя Столяр. Сколько часов мы провели в темноте при красном свете лампы, уже не вспомнишь. Тем более, что мы печатали не столько рабочие фотографии, сколько свои. Тогда у меня уже был фотоаппарат "Киев", а вскоре -  его прототип, немецкая камера Zeiss Contax ("Киев" - это была копия Zeiss Contax, сделанная на немецком оборудовании с немецкой пуско-наладкой в СССР в г. Киеве). Фотоаппарат Zeiss я выменял на бутылку водки у моего соученика (я учился заочно и в институте было много - большинство - студентов из сел, у которых оказывались совершенно невозможные вещи). Zeiss прожил у меня не долго. Как-то в троллейбусе мне предложили новый фотоаппарат только за цейсовский объектив. Я не согласился. Через несколько дней уже в другом автобусе этот Zeiss у меня срезали, оставив только ремешок на плече. Как пришелец, так и ушелец. (с)

"Киев" прожил дольше, но его судьбу я не помню, так как пошли уже дети и было не до того. Перед отъездом в Израиль я купил "Зенит". Фотографировал ли я им в России (а точнее - в Украине) - не помню, но первые израильские черно-белые снимки, храняться до сих пор. Маленькие и замечательно резкие. Потом появилась цветная пленка и бумага. Это была "Agfa". Эти снимки сегодня на одно лицо - всё стало одного коричневого цвета.

В 1981 году меня направили учиться в США - из сельхоз работника я должен был переквалифицироваться в механика по ремонту точных приборов. Приборов было много, разные и изготовлялись в разных городах. Так я (с женой) и мой напарник (с женой и дочкой) объехали, наверно, пол Америки: от Лос Анжелиса до Род-Айленда. Первая остановка была в Давенпорте в штате Айова, и первое, что я сделал, купил фотоаппарат. Это была Яшика (Yashica) с байонетным (штыковым) затвором. Жена напарника начала мне тонко намекать, что я поспешил. Вот в Нью Йорке - всё на половину дешевле.
Ей поддакивала моя жена, и я уже не знал, что делать - денег-то не густо. Олимовских долгов полно, да деньги взятые в долг в России, чтобы заплатить за образование и паспорта, чтобы оставить тёще и брату жены - редко когда удавалось избавиться от этих мыслей. Но - явно дурак. Поспешил. Это тоже неприятно. Короче, перед отъездом из Давенпорта мы пошли в магазин (Кей-маркет), где купили Яшику, и я начал слёзно излагать "страшную историю", что дома осталась камера с резьбовым соединением, а у Яшики - байонет. И как бы это вернуть (после месяца пользования!), чтобы купить с объективом, который навинчивается? (Чушь полная, но мне казалось, что очень убедительно).

Я думаю, что продавец ничего не понял и только обратил внимание на мои страдания - он тут же забрал Яшику, написал в кассу, чтобы вернули деньги, и вышел со мной на улицу, чтобы показать магазин, где можно купить хорошую камеру с резьбовым содинением. До отъезда остовалось немного и где-то в конце поездки маячил Нью Йорк. Короче, мы взяли деньги и поспешили покинуть Давенпорт.


Следующая остановка была Лос Анжелес и огромный завод Garrett AiResearch. Что делает человек, который привык держать в руках фотоаппарат, а фотоаппарата нет? Правильно. Он не ждет Нью Йорка. Он покупает новую камеру. На этот раз у меня в руках оказалась одна из лучших малоформатных зеркалок того времени - Canon AE-1 с новейшей, незнакомой, но оказавшейся очень удобной функцией - aвтоматическим режимом экспозиции (AE - auto-exposure). Только однажды, в Японии, подъезжая к горе Фудзияма, я не откликнулся на просьбу гида поклониться какому-то очередному храму, и, когда я хотел что-то сфотографировать, затвор не сработал. Кончилась батарейка. Гид поспешил меня успокоить, что на горе есть туристический пятачок и там в магазинах всё есть. Батареек для моего фотоаппарата не было. Прилось ждать возвращения в Токио.

Тем не менее, я был очень доволен этой камерой. Она служила мне верой и правдой много лет, была во многих экскурсиях по Израилю, объехала много стран и закончила своё существование в руках моего сына где-то в подземной пещере на Дальнем Востоке.

А с Garrett AiResearch у меня связано много приятных воспоминаний. На заводе нам надо было научиться ремонтировать прибор - безусловно вершина точной механики - сенсор высоты полета и скорости самолета Phantom f-4. Там была куча миниатюрных шестерней, каретка, которая катилась в U-образном рельсе, мембрана и анероид, длинная червячная передача и даже кулачок, выполненный по логарифмической кривой, и всё это - в динамическом равновесии, т.е. при каждом изменении давления, передвижение каретки вдоль червяка должно было компенсировать нарушенное равновесие. Короче, тот ещё бином Ньютона, и я волновался, что ничего не пойму: мой английский был далек от совершенства, а мой напарник был далек от механики.

Свое посещение мы начинали с самого большого начальника, который отправлял нас к следующему, тот - ещё к одному, пока не доходило до исполнителя. И вот мастером, который ремонтировал этот прибор, оказался немолодой дядечка из... Запорожья, который в Штатах с 30-х годов, и который был счастлив поговорить по-русски. Более того, он ради нас приходил на работу на час раньше и уходил на два-три часа позже. Я был ему так благодарен, что решил подарить весь наш запас вина из Кремизанского монастыря, который уже более двухсот лет снабжает весь христианский мир святым вифлеемским вином. (Вино мы купили по совету "бывалых учеников" именно для такого случая.)

Начал я издалека, хотел, чтобы он понял, что это не простое вино:
- Скажите, - начал я, - Вы верите в бога?
Он посмотрел на меня как-то странно, потом очень медленно, подчеркивая каждое слово, сказал примерно следующее:
- Не волнуйся. Это прийдет само. - И начал рассказывать, как он ещё ребенком бежал с родителями из России, и как пришла к нему вера. В общем, вино пришлось к месту, а прибор этот, как выяснилось, ремонтировали только в двух странах - в Швейцарии и Израиле. Остальные страны присылали прибор на завод.


Когда после армии сын отправился гулять по свету, и я отдал ему свою камеру Canon AE-1, потому что из моего старого "Зенита" он явно вырос, я опять остался безоружным. Опять начались поиски, и я купил аппарат, который, по-моему, до сих пор где-то лежит. Это был совершенно безотказный, новейший, с очередной непривычной для меня функцией автофокуса - Minolta 7000. Лучше была только Minolta 9000. Это была уже профессиональная камера с автоматической перемоткой пленки, с многоточечным измерением яркости, с просмотром глубины резкости и кучей других прибамбасов.

К тому времени я уже несколько лет ходил в экскурсии по Израилю с Обществом охраны природы (החברה להגנת הטבע), а по случаю приобретения нового фотоаппарата записался на курсы фотолюбителей при этом Обществе. Это был отдых от всего, и главное, никто не подгонял, когда останавливался около какого-то цветочка и десять минут крутился, чтобы найти самый лучший ракурс. Нам читали лекции фотографы-профессионалы.

Однажды пришел автор многих рекламных плакатов этого общества, док. Давид ДарОм.  Он мне запомнился потому, что первое, что он спросил: "У кого есть камера Minolta 9000?"  Ни у кого такого фотоаппарата не было. Профессор (он действительно был профессор и преподовал в университете) легко вздохнул и сказал что-то, типа "Ну, и отлично", и объяснил потом:
- Ни так важно, какой камерой ты снимаешь. Важно знать, на что твоя камера способна. Тогда ты сможешь делать снимки не хуже, чем у самых лучших профессионалов. Великий Ансель Адамс имел в своём распоряжении довольно примитивную фотоаппаратуру и делал снимки, за которые ему платили тысячи долларов.


Минольта тоже поездила со мной немало. Только, куда же она делась?*) Полез на антресоли. Там где-то я засунул по-дальше сумку для фотоаппарата и всякие причиндалы к нему. Нашел кучу фильтров, два объектива (это ещё для Minolta 7000), два пленочных фотоаппарата PENTAX и KONICA  (экспонаты для музея), какие-то приспособления для штатива (и штатив тоже) и вполне цифровую камеру компакт Fujifilm Pinepix S2980, 14 megapixels и живые батарейки в ней, что очень странно, а Минольты - нет. Ладно. Пойдем дальше.

Настала эра цифровой компьюторной фототехники.  Olympus C-7070, 7.1 - была моя следующая фотокамера. Там была хорошая широкоугольная оптика и... очень много кнопок. Это меня напрягало. Всё время я на что-то нечаянно нажимал. Но, когда я нажимал правильно, снимки получались отличные. А главное, за что я очень полюбил эту камеру - экран, ЖК-дисплей, который поворачивался во все стороны (была вероятность скрутить ему голову, но - обошлось). Был и нормальный видоискатель с регулируемой коррекцией диоптрий по глазу.

В этом фотоаппарате было предусмотрено всё, но всё - через встроенный компьютор. Можно было выбрать любой режим (в т.ч. полный ручной режим - M), любой уровень качества (начиная от RAW и TIFF), самое разное разрешение, мгновенный просмотр и ликвидацию снятого кадра, видео и т.д. и т.п., но каждый раз надо было вспоминать, как это делается. Жизнь это не облегчало.

Судьбу этого фотоаппарата я знаю. Нет, я его не разбил и не потерял. Однажды в Фейсбуке в своей ленте я увидел очень приличные фотографии, сделанные девочкой, которую я знаю, - дочкой моего племянника. Я поинтересовался, она-ли это, и получил положительный ответ с припиской, что не только я обратил внимание на её фото. Снимала она какой-то мыльницей, поэтому отдать ей свой Olympus было вполне естественно, тем более, что сын грозился отдать (и отдал) мне свой Nicon D5200. Кроме того, что это отличная камера с хорошим, т.е. меня впоне устраивающим объективом (Nikon 18-105mm),  есть у неко поворотный ЖК-дисплей, почти, как на моем старом Olympus'е. Это очень удобно, особенно, когда приседать, сгибаться или залазить на какие-то подставки уже невмоготу.

Вот, совершенно неожиданно для меня получился обзор моих фотоаппаратов начиная с 50-х годов. Это, конечно, не все фотоаппараты, которыми я пользовался, но большинство моих фото сделаны ими.

*) UPD - по поводу куда делась моя Минольта 7000, сын напомнил в Фейсбуке: на Алтае осталась моя фотокамера. Поехал сын в экскурсию с какой-то русской компанией на Алтай и в Монголию, а фотоаппарата приличного у него ещё не было. Вот и получил он мою Минольту, так как жаль было отпускать его с пустыми руками. Вернулся без фотоаппарата, но с несокрушимой уверенностью, что ему вернут. Это было в 2004 году. Ещё не вернули.

А вот его фото с одной из стоянок на Укоке.
Tags: личное, фотоаппарат
Subscribe

Posts from This Journal “фотоаппарат” Tag

  • Фотоаппарат. Дилемма.

    Давно, в начале 80-х, когда я ходил с группой фотолюбителей от Общества охраны природы (החברה להגנת הטבע), нам иногда читали лекции профессиональные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments