
Для одомашнивания необходимо, чтобы содержащееся в неволе животное регулярно приносило потомство, то есть, чтобы любая обстановка стала для него нормальной, привычной средой обитания. Только тогда можно заняться отбором и, сохраняя особи с самыми ценными для человека свойствами, спустя много столетий получить уже не просто прирученное, а настоящее домашнее животное.
Первым спутником человека был очевидно волк, дружба с которым началась ещё в каменном веке 10-15 тыс. лет назад. Генетики нашли, что впервые волки были одомашнены человеком в Южной Азии. Так от прирученных волков и, возможно, шакалов произошла домашняя собака. Почти так же долго, не менее 10 тыс. лет длится дружба человека с овцами и козами. При переходе человека к оседлому образу жизни (примерно 10 тыс. лет назад) и с началом развития земледелия, когда появились первые поселения и амбары, в которых хранились запасы зерна, появились первые домашние кошки. Несколько позже появились в хозяйстве у человека коровы, свиньи, лошади, куры и др. знакомые нам домашние животные.

Но на этом процесс одомашнивания (доместикации) не завершился. В последние десятилетия много внимания уделяется одомашниванию (многие назовут это разведением, но это ведь одно и то же) рыб, молюсок и др. обитателей рек, морей и океанов, которые отличаются огромным видовым разнообразием (свыше 150 тыс. видов, включающих растительные и животные организмы). В 2013 г статистики, которые следят за мировым оборотом еды, с удивлением констатировали: водные фермы произвели больше рыбы, чем сухопутные — говядины!!! Это без учета птицы, свинины и др. одомашненных сухопутных животных и птиц в рационе людей, тем не менее, - неожиданно.

Как к этому относиться? Это хорошо или плохо? Точный ответ узнают только наши потомки, но современные исследователи считают, что говядина - менее полезная пища, чем рыба, а коровы вообще плохо влияют на климат. Их организм вырабатывает метан, газ более вредный, чем CO2, один из главных виновников парникового эффекта. Рыбы на их фоне - мечта зеленых и сторонников здорового образа жизни: мало того что они не портят воздух, так еще и содержат ненасыщенные жиры омега-3, которые считаются исключительно полезными людям.
Кто они, новые одомашненные? - Кроме хорошо знакомых нам лососей - радужная форель, лягушка-бык размером с некрупного уличного кота, устрицы, странное иглокожее под названием морской огурец. Одни - отлично чувствуют себя в пластиковых ваннах размером с небольшую комнату. Другие - обитают у берега, отгороженные от большой воды только сеткой. Третьих селят в гигантских висячих клетках в открытом океане, чтобы морские течения сами приносили животным пищу.

Аквакультура не самое новое изобретение. В конце концов, еще во времена Цезаря римляне разводили карпов в садках. Но только сейчас стало ясно, какие масштабы приняла эта затея. Морские жители одомашниваются легче сухопутных зверей. В 2007 году в обзоре для журнала Science команда экспертов сосчитала: 97% водных организмов, а это 430 видов, приручены не раньше ХХ века, из них 106 видов — за последние десять лет. Процесс и не думает останавливаться. Это самая быстрая и успешная кампания по одомашниванию, если сравнивать с приручением собак, коз или пчел, затянувшимся у наших далеких предков на тысячи лет.
Еще в начале 1970-х семгу, она же атлантический лосось никто и не думал разводить в неволе, но вскоре были введены международные запреты на рыбную ловлю дальше 200 морских миль от побережья, и Япония начала строить первые лососевые фермы. Отбирали особей, которые быстрее взрослеют и набирают вес. Или дают более вкусное мясо. Словом, все как с овцами или гусями, только в форсированном режиме. Наземных млекопитающих, прирученных в глубокой древности, улучшают до сих пор. Ученые знают геном лосося.

Вот, к примеру. Сети и заграждения иногда рвутся, и одомашненный лосось оказывается на свободе. Речь идет о миллионах особей: как подсчитали весной 2014 года, в некоторых норвежских реках до половины лососей — аквакультурные. Они без проблем спариваются с вольными партнерами, распространяя свои гены, уже несколько подпорченные неестественным отбором. Домашняя рыба должна быть жирнее дикой и быстрее взрослеть — понятные критерии селекции в неволе. При этом она вовсе не обязана демонстрировать чудеса ловкости, спасаясь от хищников. За счет быстрого размножения гены более слабой (в перспективе) рыбы имеют все шансы разойтись по популяции. И в итоге вся популяция станет легкой добычей для тех, кто привык охотиться на дикого лосося.
Правда, биологи придумали обходной маневр — сделать большую часть живущих в неволе лососей бесплодными. Если рыбью икру подержать в камере с повышенным давлением, в процессе деления клетки случится запрограммированный сбой, и рыба вырастет с лишней копией одной из хромосом — как говорят генетики, станет триплоидной. А триплоидная особь практически не способна дать потомство.

А большинство «одомашненных» рыб, крабов и морских огурцов даже не проходили пока никакого отбора. Применительно к аквакультуре человечество сейчас находится в той же ситуации, что и кроманьонцы десять с лишним тысяч лет назад, когда перестали отгонять волков. Или когда создали в деревне первый загон для диких кабанов, которых почему-то передумали убивать в момент поимки.
По статье Б. Козловского "Те, кого приручили"