arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Свободная фантазия


Много лет назад в Испании мы с женой купили в музее Дали в Фигуэрос картинку "Девушка у окна". Не помню уже, то ли гид в музее, то ли продавщица, но кто-то сказал, что это его жена Гала. Это мысль была вполне естественна, потому что Галу художник рисовал много и, явно, с удовольствием, и так мы обычно объясняли, кто там на картинке спиной к зрителю. Если спрашивали, конечно. Сама же картинка...

...нет, не буду рассказывать своё впечатление о ней, потому что во-первых, это не Гала, о чем я узнал совсем недавно, во-вторых, мы купили её, потому что меньше всего это похоже на Дали - все пропорции там соблюдены, и все части тела на месте, ну и самое главное, я хочу показать описание этой картинки человека, который замечательно сравнил её с другой, похожей, созданной на 100 лет раньше, и мнением комментаторов. Замечу только, что ещё в далеком детстве, когда мы "проходили" Пушкина, Тургенева, Лермонтова и писали сочинения на тему "Образ...", меня всегда удивляло, откуда наш учитель знает, что думал автор создавая образ своего героя? А ведь об этом, как раз и надо было написать, и так, как рассказал учитель. Свободная фантазия наказывалась. Все должны были думать правильно, т.е. - одинаково. Надеюсь, что сегодня уже не так.

Вот свобоная фантазия luukphi_penz



Пересматривал свои берлинские фото из Старой национальной галереи, что на Музейном острове, и наткнулся на «Женщину у окна» Каспара Давида Фридриха. Не самый известный художник, но картина замечательная. Написана она в 1822 году.

Старый дом. Сырость, плесень. Никаких признаков уюта. Ни занавески на окне, ни кресла, ни детской игрушки. Дом не дружествен женщине, что стоит у окна к нам спиной. Стены так толсты, темны и высоки. А окна? Даже став на табурет, ни она, ни ее служанка не дотянуться до верха стекол – они высоко за пределами картины. Взгляните на половицы. Эти широченные доски, на которых, как в лесу, теряются ее маленькие ножки. Платье на женщине не дешевое, но, похоже, старое, вытертое. На подоконнике ютятся два сосуда с какими-то жидкостями. Ни стакана, ни рюмки. Не похоже, что это что-нибудь веселящее душу, может быть что-то лечебное? Кажется, жизнь в доме остановилась. А вот за окном... Наверное, окно выходит прямо на реку. На другом берегу высокие деревья, а по реке идут барки. Нам видны мачты с оснасткой. Никогда, никогда не уплыть ей из этого темного, нелюбимого дома...

А теперь ровно тот же сюжет сто лет спустя. Сальвадор Дали, 1925 год.
Так же, как и на той картине, мы не видим лица женщины. Но мы чувствуем, что она в своем родном, уютном доме. Высота окна соразмерна ее росту. Половицы подходят ее ступне, на окнах занавески, подобранные ею в тон и воде за окном, и стенам. На подоконнике лежит живое смятое полотенце. Она вот сейчас вытирала что-то и отвлеклась к окну. И тут видны мачты с парусами вдали. Может, еще вчера она плыла на таком же кораблике, как тот, за которым сейчас следит. Она свободна. Окно не граница, отделяющая женщину от вольной жизни, как у Фридриха, напротив, окно соединяет дом с миром.

И вот в комментариях -  lady_wave

Как интересно! Я увидела совершенно иначе. Женщина прощается с домом перед переездом. Уже вынесены вещи, сняты занавески. Она обходит напоследок все помещения, любуется в последний раз привычными пейзажами.

Нет, не буду комментировать. Интересно послушать ещё: кто что видит?

Дополню только тем знанием, которое дал мне автор: с Галой Дали встретился в 1929 году, а картина написана в 1925. Кажется для картины ему позировала его сестра.
Tags: искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Valeria Corvino

    В блоге моей хорошей знакомой Ирины Метелещенковой (agnes_sitenson) обнаружил очень интересный пост об итальянской художнице Валерии…

  • Десерт

    "Брак — это долгий и скучный обед, на котором десерт подаётся на первое" (английская мудрость)

  • Две картины из шести тысяч

    Картины Ивана Константиновича Айвазовского (он же - Ованнес Айвазян, 1817-1900), замечательного русского художника-мариниста знакомы нам с детства.…

  • Восход и закат Европы

    Эллины, они же "древние греки", непревзойденные фантазеры и первые исследователи в Европе придумали замечательную сказку-миф о появлении…

  • Старуха, я тебя люблю! (с)

    В конце 1960-х в Москве по улице Горького шли два не очень трезвых художника: Дмитрий Плавинский и Анатолий Зверев. Внезапно Плавинский предложил:…

  • Уличный художник, Клет Абрахам

    Он смотрел на дорожные знаки. И совсем не смотрел на дорогу... С.Я. Маршак Эта эпитафия шоферу, поставленная мной в качестве эпиграфа, было…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments