arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Акробаты

Анна Исакова - это имя я узнал впервые много лет назад в израильской газете "Вести" (которая была тогда ещё "Время"). Потом были практически еженедельные обозрения в пятничном приложении "Окна".   Редкий случай - набившие изрядную оскомину статьи на политические темы в её изложении были интересны и читабельны.

Узнал недавно, что Анна Исакова опубликовала свыше 800 статей на разные темы в разных газетах и журналах в разных странах на трёх разных языках – иврите, русском и английском. Вообще-то политика - однодневная тема, события случаются и исчезают, но вопрос "Кого считать евреем в еврейском государстве?" всегда был актуальным. Ведь ответ на этот вопрос - это разрешение, или отказ в получение израильского гражданства. Он  обеспечивает, или препятствует нормальному, бракосочетанию, рождению и похоронам в рамках иудаизма. С каждым годом Израиль становится всё более привлекательным для иммиграции и, естественно, страна не готова предоставлять эту привилегию каждому.

Интересный взгляд на этот вопрос дает Анна Исакова в публикации на своей странице в ФБ.


Еврей или не еврей, в этом вопрос?
Анна Исакова
Одним из моих сильных аргументов за изменение сионистской доктрины ради включения в неё культуры всех еврейских галутов оказалось: «Верните евреям Кафку! Он слишком дорогой подарок с нашей стороны немцам только потому, что писал по-немецки, и чехам за то, что родился на их земле». Почему сильным аргументом и почему именно Кафка? А потому, что Кафка никогда не сожалел о своём еврействе и даже хотел переселиться в Палестину. Был ли он при этом сионистом, как его ближайший друг, Макс Брод, сказать трудно. Как и во всём, что касается Кафки, остаётся гадать. Но – факт остаётся фактом, Кафка принимал своё еврейство, не тяготился им и оставался евреем до конца жизни, тогда как назови я Гейне, мне бы поставили в укор его крещение. Несмотря на то, что по его собственным словам это был всего-навсего «билет в европейскую культуру», наряду с которым великий немецкий поэт (немецкий?!) участвовал в еврейских кружках разного направления и готов был расцеловать вшивую (так в его тексте) бороду восточноевропейского еврея за сохранённое тем чувство еврейского достоинства. Ладно, допустим мои просвещенные антагонисты примирились бы даже с включением Гейне в особый курс еврейской культуры, читаемый израильским школьникам и еврейским детям галута, но что тогда делать с Торквемадой, великим инквизитором и безжалостным врагом евреев? Включить и его в этот список? На мой взгляд, да, включить. Это – тоже часть еврейской истории, еврейской культуры, еврейской проблемы и еврейского генетического абсолютизма. Однако, на этой позиции я бы как раз не настаивала. Ну, ладно, Торквемаду опускаем, он внук крещенного еврея, да и то по папе. Правда, на израильское гражданство и он мог бы рассчитывать. А если распространить принципы закона о возвращении на то, что есть еврейская культура, то Торквемада попадает в наш список, как то прелюбодеяние (старый еврейский анекдот: Моше спускается с горы Синай и возвещает: «Евреи! Хорошая новость. Сошлись всего на десяти заповедях. Должен всё же огорчить – прелюбодеяние вошло»).


Оставив в стороне Торквемаду, вернёмся к Кафке и Гейне. Возьмём в качестве аллегории ( я бы всё творчество Кафки определила, скорее, как притчи, но принято говорить о кафкианских аллегориях) небольшой рассказик Кафки о гениальном акробате, жившем под куполом цирка, чтобы не терять чувство трапеции. Он на этой своей трапеции спал, ел и совершал все прочие процедуры при помощи приспособлений, которые поднимали к нему на канатах. И именно потому мог и на представлениях делать с трапецией всё, что приходило в голову. А поскольку был он всемирно известной знаменитостью, приходилось переезжать с места на место. В поездах акробат возлежал в сетке для чемоданов под потолком, что не позволяло ему расслабиться и забыть о трапеции ни на минуту. Но однажды гениальному акробату и этого показалось мало. Тогда он потребовал у своего импрессарию вторую трапецию. Работать на одной ему уже было не интересно. Две трапеции – или он больше ни одной ногой не войдёт в цирк! И только получив от импрессарио положительный ответ, утёр слёзы и заснул.

Трактовать притчи Кафки можно в бесконечном множестве вариаций.
Я вижу в трапеции аллегорию еврейства (большинство исследователей творчества Кафки соглашаются с тем, что самая близкая и непосредственная аллегория почти любого его произведения – это всегда еврейская проблема, превращающаяся в общечеловеческую под иным углом зрения). Итак, еврей, для которого еврейская культура – это одна трапеция, овладев коей в совершенстве, он всё же хочет большего, это уже почти Гейне. С той поправкой, что в его время секулярная еврейская культура, в сущности, перестала существовать. Но она существовала и развивалась до времён испанского гонения, инквизиции и прочих еврейских бедствий. Да и позже... Знали ли вы, что большинство учителей фехтования в Венеции происходили из еврейской Джудекки? Это при том, что еврею не разрешалось носить не только шпагу в ножнах, но и перочинный ножик на ремне. Вот она, еврейская трапеция! Да и спор, кто и что позаимствовал у кого – еврейская опера Джудекки у нееврейской оперы Венеции или наоборот, окончательно не решен.

Но оставим старые времена. Теперь-то еврейская секулярная культура (не без влияния религиозного иудаизма, отметим) благополучно развивается и в Израиле, и в галуте. Более того, если кому-то обязательно надо работать на двух трапециях – и это не возбраняется. Леннард Коэн преуспел. Башевис-Зингер тоже. И Синтия Цизик. И не только они. К сожалению старое определение сионистской доктрины исключает галут и его проявления из категории «еврейское современное искусство». Таковое якобы может иметь место только в Израиле, где разрешаются исключительно волюнтарные заимствования из других культур на основе ивритской, вернее, палестинско-израильско-ивритской культуры последнего столетия. С этим надо бы бороться, против этого восставать. Что и имело в виду течение, названное во времена иммиграции 70-х, «израильской литературой, написанной по-русски» (от себя добавлю: и на других языках). Но это – иная тема.

А проблема, вызвавшая у меня размышление на эту тему, другая. По какой-то причине именно сейчас и именно в русскоязычном анклаве появились многочисленные рассуждения мастеров одной трапеции на тему: «Еврей ли я? И если нет – кто я и почему?». Тут и Быков, и Шендерович, и Макаревич, а к тому же еще и Гиршович, давным-давно переехавший из Израиля в Германию. Смехов, тот и вовсе написал потрясающую фразу. Он де только в Израиле НЕ чувствовал себя евреем. Плохая рекомендация для страны, которая должна была стать пристанищем как раз для евреев, желающих ощущать себя евреями и даже гордящихся этим званием. Получается, что Израиль –это своего рода гетто. Вспомним, что первые гетто, или еврейские поселения вблизи христианских городов, основали сами евреи. Даже ставили предоставление земли для этой цели условием для своего поселения. Селились-то часто по приглашению королей и принцев для развития торговли и сельского хозяйства в бедных районах. И не хотели жить там среди отсталого во многих аспектах местного населения. Потом, правда, гетто стали закрывать снаружи на замок. Не случилось бы такого с Израилем в результате политики сегрегации от еврейской культуры галута.

У меня нет претензий к тем, кто не хочет считать себя евреем. Не хочет – и не надо. Нет у меня и претензий к тем евреям, которые хотят оставаться евреями, но вне Израиля. Их дело. Но зачем включать Израиль в свою жизненную орбиту, как вторую трапецию, которой можно пользоваться по необходимости или при желании, а затем охаивать и даже проклинать?


Считать или не считать себя евреем нынче уже вопрос не экзистенциальный. Или – насущный, но только для нескольких далёких от европейской и даже центрально-арабской цивилизации племён, якобы произошедших от пропавших колен Израилевых. Вроде индийских мансов или афганских пуштунов. Евреи они, или нет? Что до Макаревича или Урганта, Гиршовича или Смехова – какая проблема? Хочешь считать себя евреем – считай, не хочешь – не надо. Можешь креститься, можешь молиться любому другому наименованию. Евреев от этого не убудет. Такого, и надо сказать искреннего, притока в еврейство давно уж в еврейской истории не было. Мансов в Индии около семи миллионов, и каждый год в Израиль прибывает не меньше 500 новых репатриантов. Я их видела: высокие сильные красавцы. Скуластые, ну и что? Был бы еврейский закон помягче, половина Африки приняла бы иудаизм. Да и в Японии у нас есть того жаждущие. Возможно, и в Китае. Да и среди европейцев у еврейства вовсе не такой низкий рейтинг, как о том пишут. В Дании мне встретился потомок викингов, сетовавший на то, что перейти в христианство ничего не стоит, тогда как евреи к себе не пускают, он, мол, пробовал.

Евреям от отступничества энного количества гениальных акробатов, действующих только в рамках нееврейской культуры, тоже никакого вреда. Те, кто крепко держится за свою нееврейскую трапецию, к еврейской культуре не принадлежат. В отличие от Кафки, Гейне и еще огромного количества тоже гениальных акробатов, которым одной трапеции было мало. К чему тогда душещипательные самоанализы с биением себя в грудь, являющие собой нечто сродни сетованиям по поводу нерешимой проблемы российских дорог и дураков. Ну, так починили бы дороги и научили дураков уму-разуму. Всех то дел! Вот и тут: решите, сомневающиеся, евреи вы или нет. По папе, по маме и даже по дедушке. Но уж, если евреи, нечего этого звания стесняться. Это почётное звание. Почти нобелевка. Что до антисемитов, как там сказала Людмила Гурченко: « Говоришь, всю спину тебе оплевали? Гордись! Значит, ты впереди».
Tags: евреи
Subscribe

Posts from This Journal “евреи” Tag

  • От Крыма до Биробиджана

    Мне думается, что если бы евреев не стало и если бы кто-нибудь узнал, что где-то находится экземпляр представителей этого народа, он бы…

  • Соломон Михоэлс

    1948 год, год гибели, а как потом выяснилось, убийства знаменитого еврейского актера и режиссера с мировым именем, и безусловного лидера евреев,…

  • Государственный язык - идиш

    А вы знали, что до 1937 года в Белоруссии, наряду с белорусским, государственным языком был идиш? Беларусь - многонациональная страна. На ее…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments