arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

"Может выпить нам, познакомиться?.." (Дионисиада)

Год назад, в апреле 2017 года я опубликовал в этом блоге пост "Хождения в Ципори" с благими намерениями продолжить его, чтобы описать современное состояние этого уникального памятника нашей истории. Но, не сложилось. Приведу даже фразу, которую сейчас подсмотрел в заметке следующего дня: "Событий в наше динамичное время так много, что стираются из памяти уже через неделю. А что говорить про месяц, год. Два года - это уже история." Речь шла об "учениях" российских Вооруженных Сил на территории Сирии, которые за прошедший год уже трижды завершались победными реляциями, но продолжаются по сей день.  Век живи - век учись...

О! А следующая заметка озаглавлена вообще пророчески:"Путин — это не агрессия, а разновидность Чернобыля". Это - не моя находка. Я только так думал, но высказаться - не смел. Теперь, я в этом уверен, но высказываться всё равно не буду. Лучше я вернусь на пару тысяч лет назад, на север современного Израиля в район Нижней Галилеи, и буду следить за происходящим с недосягаемой высоты прошедших тысячелетий.


ДИОНИСИАДА
"Жезл принесите мне, Музы, ударьте скорее в кимвалы,
В руку вложите мне тирс возносимого мной Диониса."

Нонн Панополитанский, «Дионисиада»

Итак, предыдущий пост о моих первых посещениях Ципори, когда не только никаких знаменитых мозаик ещё не было видно, но даже плату за вход никто не брал, заканчивался благими намерениями рассказать в следующих заметках о том, как унылый безлесный холм и заброшенные вокруг поля преобразились в уникальный археологический музей под открытым небом (Фото 1).
Фото 1
Память о том, что где-то здесь должны быть остатки города, неоднократно упомянутого во многих источниках, сохранялась на протяжении веков в названии, которое время от времени изменялось в зависимости от языка общения её жителей: Сепфорис, Ципори, Диокесарея, Ла-Сефори. К середине XIX века от всего этого осталась небольшая арабская деревня Саффурия, а с 1948 года вернулось её первоначальное талмудистское название - Ципори.


Первые археологические раскопки были начаты здесь ещё в 1931 г. (Мичиганский университет, США), под началом Лероя Уотермана, который нашел остатки римского театра и несколько жилых помещений вблизи крепости. В 1985 г раскопки были возобновлены двумя археологическими партиями: от университета Дьюк, США, Сев. Каролина (Дж.Ф.Стрейндж, Э.Майерс, К.Майерс) и от Еврейского университета в Иерусалиме (Эхуд Нецер и Зеев Вайс). Все работы были сосредоточены на предполагаемом акрополе - на вершине холма, самом привилегированном районе города, там, где ещё сохранились остатки крепости крестоносцев, а рядом, на северном склоне холма - полукруг разрушенного римского театра. И вот здесь, во время одного из посещений, под обычным черным навесом для археологов (позже там построили настоящий дом и назвали "Вилла Диониса") я увидел громадные барабаны, на которые были намотаны слои какого-то непонятного материала.
Фото 2
Как потом объяснили знающие люди, здесь нашли необыкновенно красивый мозаичный пол римских времен и теперь готовят его к отправке в Иерусалим в Музей Израиля. В зависимости от ценности открытой мозаики её реставрацию и консервацию проводят либо на месте, заливая цементом образовавшиеся лакуны и укрепляя  трещины и разные мелкие повреждения, - так наз. европейский метод, либо проводят довольно сложную операцию по наклеиванию на соответствующие участки картины плотную мешковину, которая должна предохранить мозаику от малейших изменений рисунка. Затем подрезают от основания весь этот слоеный пирог, и перевозят его в более удобное для работы место - американо-израильский метод. В данном случае, учитывая исключительную ценность найденной мозаики весь пол разрезали, намотали на большие деревянные барабаны и перевезли в Музей Рокфеллера. После всех реставрационно ремонтных работ его вернули на месте, построив предварительно над этим местом настоящий дом с крышей и переходами, из которых можно заглядывать в смежные комнаты. Дом назвали "Вилла Диониса", потому что большинство мозаичных сцен посвящены событиям из жизни очень популярного в те времена на нашей земле (и не только) , богу вина, Дионису.

Фото 3
Этот пол украшал триклиний (салон, столовая комната) очень богатого дома, о чем свидетельствует не только роскошная мозаика, но даже такая, казалось бы незначительная деталь, как наличие туалета в непосредственной близости от столовой. Как свидетельствует Вавилонский Талмуд среди других определений богатства есть и такой: "богатый тот, у кого туалет рядом со столом" [Трактат Шаббат, стр. 25/2]. То есть - близко к кухне, потому что на кухне желательно иметь проточную воду и канализацию, без чего невозможно и устройство туалета. Такую роскошь мог позволить себе далеко не каждый. В туалете тоже была мозаика  - под ногами надпись, стандартное греческое послеобеденное пожелание:"υγεία - здоровье"(Фото 3).

Но вернусь в главное помещение, триклиний (греч. τρικλίνιο). Сегодня - это назвали бы салон, потому что в Древней Греции, и в подражавшем ей во всем Риме, триклиний был помещением, в котором было особое место с тремя застольными ложами, так как ели тогда "возлежа на ложах-клиниях". ("Kline" - постель, кровать. Отсюда, кстати, и клиника, поликлиника - как лечебное учреждение с кроватями для больных. А "tri" - потому что участники застолья всегда сидели с 3-х сторон. Буквой "П". Четвертая сторона оставалась свободной, чтобы слуги могли подавать еду, никому не мешая (Фото 2 - "клинии" очевидно стояли на свободном от рисунка пространстве)).

В триклинии собирались гости и велись беседы - симпозиумы, что в те далекие времена было больше связано с общим весельем и виновозлиянием в честь бога Диониса, чем современные симпозиумы с обсуждением научных и философских проблем. Может быть, поэтому основная тема мозаики триклиния этого дома была посвящена событиям из жизни весёлого бога вина и виноделия Диониса, да и весь дом, который археологи, назвавшие его сначала просто "Большой дом", был переименован в "Вилла Диониса". Картины-панели с участием Диониса обрамлены медальонами в орнаменте из листьев аканта. В медальонах изображены охотники, звери, рыбы, но в одном из медальонов, "во главе стола", почти в натуральную величину -  красивый женский портрет, получивший название "Мона Лиза из Ципори", или "Мона Лиза Галилейская" (Фото 4). Вполне реалистические черты: правильный овал лица, румянец на всю щеку, естественный поворот головы и пристальный взгляд, который следит за тобой, - оставляют впечатления, что это портрет реальной женщины. Возможно хозяйки дома. Но изображение купидона со стрелой, постоянного спутника Афродиты - богини любви и красоты,  даёт археологам основание предполагать, кого именно имел ввиду автор. Хотя рядом, на месте лакуны мог быть мужской портрет, и тогда купидон вместо атрибута богини стал бы символом восхищения хозяина дома своей женой. Интересно, кто жил в этом доме? Это не праздный вопрос, но об этом я поговорю позже.
Фото 4
Искусство мозаики известно с древнейших времен, когда, как в фотографии, изображения ещё были черно-белые и для незамысловатых геометрических рисунков использовали речную гальку. Кстати, на иврите мозаика - "песифас", от греческого "psephos" - маленькие камешки. Постепенно набор таких камешков в мозаичных картинах становился разнообразнее, а изображение - более цветистое и сложнее. Чем больше использовалось цветов и оттенков, и мельче камешки - изображение получалось естественнее и резче. В мозаике триклиния на "Вилле Диониса" насчитали более 70 естественных цветов и оттенков (широкое применение цветного стекла началось только в Византийский период) и более 10,000 камней на 1 кв.м.

К сожалению, многочисленные лакуны, вызванные падением второго этажа дома во время землетрясения 363 года, не позволяют дать точное представление о том, как выглядела мозаика первоначально. Однако и по тем сценам, что остались, понятно, что основной герой изображенных сцен - Дионис, бог вина, виноделия и плодородия. В центре триклиния панель(1) на неумирающую тему:"Может выпить нам, познакомиться? Поглядим, кто скорее сломается!" - соревнование любимых мифологических персонажей: непобедимого героя Геракла и бога Диониса. Кто кого перепьет? На картинке написаны имена героев: слева Геракл - держит чашу у рта, ещё продолжает пить; справа бог Дионис - протягивает руку с чашей, перевернутой вверх дном. Между ними постоянный спутник Диониса сатир, играющий на двуствольной дудке - сиринге, а дальше остальная свита: ещё сатиры и, украшенные венками менады, более известные как вакханки, приверженцы Диониса-Вакха (он же Бахус, римский аналог Диониса).

Фото 5
А теперь посмотрите, что стало с непобедимым героем (Фото 6): пьяный Геракл не может стоять на ногах и его поддерживают сатир и менада (панель 2). Геракл выпустил из рук свою палицу, неизменный атрибут героя, и её довольно небрежно держит в руке хрупкая девушка. Тоскливый взгляд героя направлен куда-то в сторону, как-будто ему стыдно смотреть людям в глаза. В углу на видном месте ещё одна палица, чтобы ни у кого не было сомнения, о ком идет речь.
Фото 6
Древние греки поклонялись многим богам, но Дионис – был один из любимых. Ведь удовольствие в жизни греков занимало исключительное и первостепенное место, и было даже предметом философских споров. Филеб, один из героев диалогов Платона, доказывал Сократу, что величайшим благом являются радость, удовольствия и наслаждения. И всем этим "заведовал" Дионис.

Дионис - был младший из богов-олимпийцев. Его родителями считаются Зевс и Семела. Миф о рождении Диониса окутан страстями. Ревнивая жена громовержца Гера узнав, что Семела беременна, приняв вид ее кормилицы, подговорила упросить Зевса, отца ребенка, явиться в божественном обличьи. Семела при встрече с богом спросила готов ли он выполнить одно ее желание, и тот поклялся выполнить любой ее каприз. Бог явился во всем своем устрашающем величии в окружении сверкающих молний, и получилось как Гера задумала - он сжег девушку (за большого стратега греки его не держали, считая, что "сила есть - ума не надо").  Однако Зевс успел вырвать еще не созревший плод из чрева возлюбленной и зашил его в своем бедре, а когда пришел срок, Зевс родил сына Диониса. Благополучно родившийся мальчик был передан на воспитание нимфам прекрасной Нисской долины (адрес этой долины утерян, но говорят, что находилась она между Финикией и Нилом, т.е. похоже где-то в наших палестинах). Когда ребенок подрос, его воспитанием занялся старый сатир Силен, который открыл Дионису многие тайны природы и, главное, научил изготовлению вина. Вместе они путешествовали из страны в страну, призывая женщин на некоторое время оставить домашние очаги, чтобы отправиться вслед за ними в леса и горы для празднования весёлых вакханалий, т.е. праздников в честь Диониса/Вакха. Во время этих странствий Дионис встретил красавицу Ариадну, которую оставил Тесей, и женился на ней.

Это одна из версий мифа о Дионисе, нашедшая отражение в мозаичных картинках триклиния на "Вилле Диониса" в Ципори.  Панели на мозаичном "ковре" расположены не в хронологическом порядке - автор руководствовался больше эстетическим впечатлением: соблюдением симметрии, степенью насыщенности, цветовой гаммой. Так, под центральной картиной соревнования Геракла и Диониса(1)  показано детство Диониса (панель 10). Маленький Дионис едет на козле в сопровождении двух нимф. Сверху надпись: ВАКХ.

Рядом - свадьба с Ариадной (панель 11). У Диониса на коленях корзина с плодами. Справа от него - Ариадна, между ними - Эрос, бог любви. Слева - свита: украшенные венками менады и сатиры. На плечах у сатиров бурдюк с вином и корзина с фрутами. Над Ариадной и Дионисом надпись - СВАДЬБА (Фото 7).
Фото 7
Панель слева от "Детство Диониса" (10) - гордо восседающий в кресле победитель соревнования, Дионис (панель 9). Его окружают неизменные сатиры и менады. У его ног - Ариадна. Один из сатиров держит в руках бурдюк с вином, с другой стороны - менада держит наготове кубок. Праздник продолжается (Фото 8).
Фото 8
Следующую картинку (Фото 9) я для удобства перевернул - это предыдущее изображение основной части мозаики (Фото 5), повернутое на 180°. Здесь, под центральной картиной расположена панель 4, на которой написано: РАДОСТЬ. Возможно это такое наглядное цитирование великого Гомера, который называл Диониса «радостью людей» [Стих 325, Ил. XIV].

Тема воспитания Диониса довольно часто встречается в изобразительном искусстве. Вот и на этом ковре она присутствует дважды. Кроме упомятой панели 10, где маленький Дионис катается на козле, на панели 5 изображено купание ребенка Диониса. 6 нимф заняты этой важной процедурой, хотя для Древней Греции купание имело больше ритуальное значение, чем гигиеническое, и, тем более, - не ради удовольствия. Купание в теплой воде греки считали скорее вредным для здоровья, так как оно, по их мнению,  расслабляло, лишало тело всякой крепости и выносливости. Однако, не надо забывать, что эта мозаика изготовлялась в римские времена, когда купание и бани были культом и очень популярным времяпровождением.

Фото 9
Надпись на панели 15 гласит: "Приношение даров". Это было важное мероприятие и играло существенную роль во взаимоотношениях людей и богов. Люди преподносили сакральный дар богам, рассчитывая на ответные услуги. (Коррупция родилась не вчера). С менадами и сатирами, которые стоят в очереди на приношение, мы уже познакомились, но кроме них Диониса в его походах сопровождали и кентавры - дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади. Они отличались буйным нравом и невоздержанностью. В "Индийском походе" Диониса сопровождал кентавр Фол (Фолос). От своих необузданных собратьев он отличался мудростью и был другом Геракла (что вообще-то плохо кончилось, но это другая история). Фол был сыном сатира Силена, воспитателя Диониса. Может быть поэтому художник изобразил кентавра с двуствольной дудкой, имея ввиду сына сатира, одним из атрибутов которого была такой инструмент (Фото 10).
Фото 10
К сожалению некоторые панели повреждены настолько, что догадаться, что там было практически невозможно (Фото 2). Тем не менее, на одной из частично сохранившихся панелей (13, Фото 5) видно карету и восседающего в ней Диониса с тирсом в правой руке (тирс - жезл, увитый плющем и виноградными листьями, один из важных атрибутов Диониса и его свиты). Впереди - сатир с дежурной двуствольной дудкой. Знакомство с похожими изображениями бога в других местах и надпись "Триумф",  дают археологам достаточно оснований утверждать, что перед ними эпизод, известный как "Триумф Диониса", или "Возвращение Диониса из Индии", где он победил местного царя Дериада.
Фото 11
Миф рассказывает, что, когда царь Индии Дериад хотел броситься на бога Диониса, виноградные ветки, появившиеся вдруг из-под земли, обвили все тело, ноги и руки царя и парализовали все его движения, а когда армия Дериада подошла к реке, по мановению руки Диониса вода превратилась в крепкое вино, и воины Дериада, мучимые жаждой, кинулись к этой реке и стали пить до тех пор, пока опьянение, бред и бешенство не овладели ими. В этом знаменитом походе принимали участие нимфы, божества рек, Силен верхом на осле, целая толпа сатиров, фавнов и вакханок, но ничего этого на панели не сохранилось.

Есть ещё несколько более-менее узнаваемых сюжетов на панелях, обрамляющих эту Дионисиаду (Фото 12). Диониса на картинках вроде бы нет, но дух его явно присутствует. Вот панель 6. На ней пастух с козленком на коленях и менада с неизменным тирсом в руке. Пастухи не принимали участие в свите Диониса, но очень часто были свидетелями и пересказывали события вакханалий - мистических празднеств в честь бога Вакха-Диониса. Пастухи были и первые смертные, которые попробовали напиток Диониса, приготовленный земледельцем Икарием. Пастухи были в восторге — ничего подобного они никогда не пили. Поэтому выпили слишком много и, почувствовав себя плохо, подумали, что Икарий их отравил. Они набросились на него и убили. На этом, к сожалению, трагедия первого знакомства с вином не закончилась. У Икария была дочь по имени Эригона. Когда ее отец не вернулся домой, девушка отправилась его искать и с помощью верной собаки нашла — но мертвого. Горе Эригоны было столь велико, что она повесилась на дереве над отцовским телом. С тех пор в Афинах во время праздника вина (Малые Дионисии) в память об Икарии и Эригоне стали устраивать мужские соревнования: кто дольше всех продержится на одной ноге на тугом бурдюке с вином, а для девочек - делали качели.


Фото 12
Рядом (панель 7) - давление гроздьев винограда, первый и самый трудоемкий этап приготовления вина. Чаще всего этим занимались мужчины, так как ноги их сильнее, и процесс прессования проходил быстрее. На картинке эту работу выполняют сатиры, которые и здесь не перестают танцевать и веселиться. Кстати, делают это всегда босиком, чтобы не раздавить косточки, танины и дубильные вещества которых придают вину горький вкус. К тому же, голые ступни ног хорошо чувствуют отдельные не раздавленные ягоды и прохладные места в виноградной гуще. Тепло ног нагревает их, ускоряя процесс ферментации.
Фото 13
Вся эта картинная галерея находится как бы в раме с медальонами и богатым растительным орнаментом (Фото 13). Пол с внешней стороны этой "рамы" выложен мозаикой в виде буквы "П" так, что боковые стороны у основания - чисто белые, без рисунка. Здесь, очевидно, стояли лежанки, на которых возлежали мужчины во время трапезы. Интересно, что в древнейшие времена римляне завтракали и обедали сидя за столом. Потом обычаи изменились: мужчины полулежали на обеденных ложах, женщины же продолжали есть сидя, так как иная поза считалась для них неприличной.

Мозаичный рисунок в продолжении белой полосы (Фото 14) был чисто бытовой, из поседневной жизни без всякой связи с мифологией: мужчины и женщины, несущие корзины с фруктами, петуха, гуся и другие продукты для праздничного пира. Чревоугодие высмеивалось римскими сатириками и порицалось философами и врачами, но было весьма распространенным пороком. Описанию пиршеств, которые устраивали в те времена, посвящены многие страницы историков. Вот, например, описание блюда, поданное на пиру императора Вителлия, который оставался у власти в Риме лишь несколько месяцев, но успел прославиться почти легендарным обжорством. Он "учредил такой вели­чи­ны блюдо, что сам назы­вал его «щитом Минер­вы-гра­до­дер­жи­цы». Здесь были смешаны печень рыбы скар, фаза­ньи и пав­ли­ньи моз­ги, язы­ки фла­мин­го, моло­ки мурен, за кото­ры­ми он рас­сы­лал кораб­ли и кора­бель­щи­ков от Пар­фии до Испан­ско­го про­ли­ва".[Светоний. Вителлий, 13]

Фото 14
Кто же был хозяином этого богатого дома?  Это интересно ещё потому, что дом находится в гуще еврейского квартала (археологи обнаружили здесь почти около каждого дома миквэ - в иудаизме басейн для ритуального омовения), да и в Талмуде упоминаются евреи с "верхней улице Сепории" (Ципори), а строительство дома приходится  на начало III века н.э., т.е. к периоду, когда в Ципори жил знаменитый Рабби Иехуда ха-Наси (ок. 135 — ок. 220), глава Синедриона, систематизатор Устного Закона и редактор Мишны, на которой базируется Талмуд. К тому же, он был один из самых богатых людей того времени  и по своему положению должен был иметь достаточно большой дом, чтобы собирать учеников и помощников для работы над составлением Мишны. Но это отдельная тема и когда-нибудь я к ней вернусь. Да и мозаики там ещё хватит не на один пост :))
Tags: Израиль, Истории из Истории
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Valeria Corvino

    В блоге моей хорошей знакомой Ирины Метелещенковой (agnes_sitenson) обнаружил очень интересный пост об итальянской художнице Валерии…

  • #почемусирия

    Отличное "инфовидео" (не знаю, как иначе это назвать) геополитических событий на Ближнем Востоке за последние 3-4 тысячи лет. За 10 минут,…

  • Десерт

    "Брак — это долгий и скучный обед, на котором десерт подаётся на первое" (английская мудрость)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments