arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

"На всю катушку"

Недавно на Adindex.ru, сайте о рекламе и маркетинге, была опубликована интересная статья об австрийском художнике, архитекторе и одном из начинателей перформанса - искусства второй половины ХХ века, Фриденсрайхе Хундертвассер (1928-2000):

Искусство перформанса (Performance art) - явно выше моего понимания, и я не берусь судить о нем, но его знаменитые дома, общественные и производственные помещения, картины и, конечно, перформансы ещё при жизни художника стали достопримечательностью Австрии и тех стран, где они создавались. Из моего личного знакомства с его архитектурными новациями, о которых я писал несколько лет назад (см. - Австрия - IV. Фриденсрайх Хундертвассер) могу только подтвердить общепризнанную и очень противоречивую оценку: "Эксцентричный, гениальный, провокатор, фанатик, космополит, бродяга и артист. И не по немногу, а на всю катушку"(с)

Поэтому с удовольствием добавлю упомянутую статью в свой блог немного изменив иллюстрации.


Екатерина Новгородова
Зачем строить дом с разными окнами и кривыми полами


Больше всего Хундертвассер любил волнистые линии и спирали. Любовь эта была настолько серьезной, что однажды он устроил в Гамбурге художественную акцию «Бесконечная линия» — и когда публика собралась, он и два его помощника начали вести на стенах плавные линии, прямо от пола. Через несколько часов они продолжали этим заниматься, народ заскучал и стал расходиться, а администрация забеспокоилась. Но линии продолжали заполнять стены.


Работали художники несколько суток без перерыва, даже ночами, а когда им отключили свет в надежде все это прекратить, стали рисовать при свечах. Наконец терпение властей закончилось, и им запретили продолжать перформанс. Хундертвассер так рассердился, что ему не дали довести линии до центра потолка, где они должны были превратиться в его любимую спираль, что оставил должность приглашенного преподавателя в Высшей школе искусств Гамбурга и покинул город.

С учебными заведениями у Хундертвассера вообще были отношения сложные. Не уважал он их. Поступив в Венскую школу искусств в 1948 году, он проучился три месяца и ушел, посчитав, что там его ничему не научат. Отправился путешествовать, оказался в Париже, начал учебу уже в парижской Школе искусств — но бросил и ее, выдержав там всего один день. Когда же, став признанным мастером, начал преподавать сам в той самой Венской школе искусств, на первом же уроке шокировал студентов, заявив им, что если они в душе художники, учить их не нужно, а если не художники — невозможно. После чего велел им убираться и заняться настоящим делом вместо слушаний лекций.


Но знаменит он был не благодаря своим эксцентричным выходкам, хотя незамеченными они не оставались — о двух его демонстрациях в обнаженном виде в 1967 и 1968 годах говорят до сих пор. Кстати, снимал одежду он не ради эпатажа, а потому что считал, что нужно быть ближе к природе, и даже завещал похоронить себя без одежды.

Ходят слухи, что была и третья акция, где он предстал голым перед мэром Вены, защищая проект придуманного им дома. Но если учесть, что мэром была женщина и проект потом быстро утвердили, это похоже на анекдот.

Именно этот проект сделал его знаменитым архитектором. Стал он им в 55 лет, когда в 1983 году был заложен первый камень фундамента знаменитого многоквартирного дома Хундертвассера в Вене. Когда дом был готов, от жильцов не было отбоя, хотя арендная плата была чуть ли не самой высокой в Вене. Желающих поселиться там немало и сейчас, хотя многие не выдерживают больше двух-трех лет — жильцам досаждают неровные полы и почти полное отсутствие углов, что затрудняет планировку интерьеров. И вдобавок постоянные толпы туристов вокруг.

И все-таки дом, законченный в 1986 году, получился настолько удивительным, что число архитектурных заказов у художника стало расти очень быстро.

И внутри там тоже интересно:
Он оформляет в своем постепенно становящемся узнаваемым стиле промышленные здания, санатории, водонапорные башни, музеи, учебные заведения, винодельни и даже церковь.


Рядом с «домом Хундертвассера» в Вене возникает Венский дом искусств — тоже по его проекту. Ему заказывают преображать даже мусоросжигательные заводы — и он это делает, превращая их в радостные разноцветные строения.

Особая его гордость — общественный туалет в городке Кавакава в Новой Зеландии, неподалеку от которого Хундертвассер купил огромное поместье и проводил большую часть времени. Местные жители его обожают — благодаря ему и перестроенному им туалету в городе появились туристы.
Что же это был за художник, и почему его творения не оставляют равнодушными никого, вызывая или упреки в безвкусице, или восхищение и любовь?

Факты биографии Хундертвассера полностью приводить мы не будем, это не самое интересное. Основное — родился он в Вене в 1928 году, и звали его тогда Фридрих Штовассер. После ухода из Венской Школы искусств он отправляется путешествовать и меняет свое имя на более звучное Фриденсрайх Хундертвассер — что можно перевести как «богатство мира и сто вод».

Рисовать он начал очень рано, в 6 лет. К юношескому возрасту начал оформляться его стиль, на который сначала очень повлияли австрийские экспрессионисты Эгон Шиле и Вальтер Кампманн. И они нравились, он быстро стал успешным художником: первая выставка прошла в Вене в 1952 году, когда ему было всего 24 года. На следующий год он рисует свою первую спираль, и это становится его любимой темой.

Почему именно спираль? В том самом 1953 году, когда Хундертвассер изобразил спираль, он впервые произнес: «Прямая линия ведет к гибели человечества». Потом он повторял это неоднократно в манифестах, интервью, текстах и выступлениях.
Яростная нелюбовь к прямым линиям и прославила его на весь мир — еще до того, как стать архитектором, он стал признанным мастером. Выставки Хундертвассера успешны, а круг его художественных интересов поразительно широк — он разрабатывает дизайн монет, делает эскизы почтовых марок, телефонных карточек и даже флагов.
Создает теорию «трансавтоматизма», где смешивается сюрреализм со свободным, природным самовыражением художественного видения.
Кроме своей художественной работы, Фриденсрайх стал всемирно известным борцом за экологию. Он выступает с манифестами, устраивает акции, сажает деревья, расхаживает голым — и все это с призывами вернуться к натуральной жизни.

Однажды он даже демонстративно съел упаковку от сыра, когда боролся за уменьшение пластика в магазинах.

Его ненависть к прямым линиям как раз и выросла из его любви к природе — как он считал, именно прямые линии разрушили рай. Природа жива именно потому, что все контуры там естественны и разнообразны, поэтому людям так хорошо на воле и тяжело в городах с их прямоугольными зданиями. Поэтому в созданных им строениях прямого нет почти ничего — плавные волнистые линии, ассиметричные окна и даже неровные полы. Окна он считал особенно важными, говоря, что в доме они главнее стен, и при этом в домах нет одинаковых окон — все они чем-то отличаются друг от друга.

В его проектах над окнами или даже из самих окон растут деревья. Вокруг дома тоже, и на балконах, и на крышах.
Его часто сравнивают с Гауди. Он действительно восхищался испанским мастером и явно что-то от него взял, кроме прихотливых форм — например, использовал много разноцветной мозаики, что превращало его строения в сказочные домики.

Но если Гауди считается гением, то о Хундертвассере спорят до сих пор — многие подозревают его в излишней эксцентричности и дурном вкусе. Он действительно был эксцентричен — например, всегда носил носки разного цвета, считая, что от однообразия устают глаза.

Но несмотря на все упреки, его здания по-прежнему собирают толпы любопытных и восхищенных зрителей.

Работал он всегда очень много и сразу во многих направлениях. Но последние его планы не сбылись — в 2000 году он скоропостижно умирает на борту яхты в океане. Было ему 72 года. Похоронен он рядом со своим поместьем в Новой Зеландии, как он и завещал — под тюльпанным деревом и без одежды.

А здания по его проектам остались, и продолжают строиться до сих пор, даже после его смерти.

Жилой комплекс «Лесная спираль» (Waldspirale), Дармштадт (Германия)


Мусоросжигательный завод в Австрии


Мусоросжигательный завод “MOP”,Япония


Детская игровая площадка, Япония

Ну и в заключение не могу не поставить изображение питьевого фонтанчика, который построил Хундертвассер в Тель-Авиве, Яффо, Аджами, Арабо-Израильский общинный центр (фото lorien22 из поста "Хундертвассер в Израиле"

Tags: архитектура, искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Valeria Corvino

    В блоге моей хорошей знакомой Ирины Метелещенковой (agnes_sitenson) обнаружил очень интересный пост об итальянской художнице Валерии…

  • Десерт

    "Брак — это долгий и скучный обед, на котором десерт подаётся на первое" (английская мудрость)

  • Две картины из шести тысяч

    Картины Ивана Константиновича Айвазовского (он же - Ованнес Айвазян, 1817-1900), замечательного русского художника-мариниста знакомы нам с детства.…

  • Свободная фантазия

    Много лет назад в Испании мы с женой купили в музее Дали в Фигуэрос картинку "Девушка у окна". Не помню уже, то ли гид в музее, то ли…

  • Восход и закат Европы

    Эллины, они же "древние греки", непревзойденные фантазеры и первые исследователи в Европе придумали замечательную сказку-миф о появлении…

  • Старуха, я тебя люблю! (с)

    В конце 1960-х в Москве по улице Горького шли два не очень трезвых художника: Дмитрий Плавинский и Анатолий Зверев. Внезапно Плавинский предложил:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments