arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Жемчужина Маурицхёйс

Правда ли, что серьга на картине Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой» на самом деле не жемчужная? Детский вопрос. Похожий на: "Сколько лет длилась 100-летняя война?" Но это только на первый взгляд глупо. Ведь на самом деле 100-летняя война длилась сто шестнадцать лет: 1337-1453, а серёжка на знаменитой картине?..


К сожалению, знакомое нам название картины «Девушка с жемчужной серёжкой» ни о чем не говорит. Это не оригинальное название. Ян Времеер, как и другие художники того времени, не давал названий своим произведениям. Обычно это делал писец-чиновник, который составлял реестр имущества клиентов. Так, в описи от 1676 года, сделанной после смерти художника, значатся «Два трони в турецком стиле» (т.е. по простому: два портрета-фантазии). Одним из них, скорее всего, была эта работа. Позже она была известна как «Девушка в тюрбане» и «Лицо девушки».

Название «Девушка с жемчужной серёжкой» стало официальным только в 1995 году, когда владелец картины — Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге — выбрала его из многих других для каталога выставки Вермеера в Вашингтоне. Так на английском, а на нидерландском картина именуется еще однозначные — «Девушка с жемчужиной» (Meisje met de parel). Четыре года спустя писательница Трейси Шевалье закрепила название «Девушка с жемчужной сережкой» в одноимённом романе, по которому в 2003 году был снят фильм.

Кадр из фильма «Девушка с жемчужной серёжкой».

Вообще-то, особую известность приобрел Ян Вермеер и его "Девушка с жемчужной серёжкой" после экранизации романа Трейси Шевалье. Сам Ян Вермеер не оставил после себя ни дневников, ни других записей. Мало упоминаний о нём и в письмах современников. Известно, что при жизни он был состоятельным человеком, но умер в крайней бедности. Его вдове пришлось продать несколько картин местному пекарю, чтобы оплатить счета.

Вермеер родился в нидерландском городе Дельфте в 1632 году. Его отец торговал произведениями искусства и владел постоялым двором. Сын унаследовал оба дела и плюс к этому сам писал картины. В наше время известно лишь о 33-х работах его авторства.


Слева: фрагмент картины «У сводни» (1656) — предполагаемый автопортрет Вермеера

Такое скудное количество можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, художник прожил лишь до 43-х лет, во-вторых, писал по два произведения в год, много внимания уделяя каждой детали. Кроме того, стоит учесть высокую стоимость красок, большую семью (11 выживших детей!), необходимость управлять гостиницей и продавать предметы искусства.

Помимо прочего, более двухсот лет творчество Вермеера практически никто не ценил, так что многие его картины могли быть перекрашены, выброшены и пущены на растопку.

«Девушку с жемчужной серёжкой» Вермеер написал приблизительно в 1665 году. Как уже упоминалось, это «трони», то есть не заказной портрет конкретной личности, а студийная работа, изображающая анонимную модель с необычным выражением лица или в странном костюме. В 1881 году картина была приобретена на аукционе всего за 2,3 гульдена (примерно 27 $US на сегодняшний день). После смерти покупателя полотно попало в Маурицхёйс. Его очищали и реставрировали в 1915-м, 1960-м и, что особенно важно, в 1994 годах.

Профессор Йорген Вадум реставрирует «Девушку с жемчужной серёжкой» в 1994 году. Фото via The Epoch Times.

Так что же это за серёжка такая? Для жемчужины слишком крупная, хотя есть и намного крупнее, а искусственно можно вырастить вообще всё, что угодно. Но во времена Вермеера вряд ли был искусственный жемчуг.

Может быть, это фарфор. В нашем представлении фарфоровые украшения — это в основном камеи. Но записи свидетельствуют, что из этого керамического материала изготавливали глазурованные и расписные бусины для ожерелий, брошей и серёг.

Девушка с жемчужным ожерельем. Фрагмент

Дама, пишущая письмо. Фрагмент
А что же на других картинах художника? Вот «Девушка с жемчужным ожерельем» и «Дама, пишущая письмо». Очень похоже, что в них изображено то же украшение, что и в «Девушке с жемчужной серёжкой»? Возможно, это была такая семейная драгоценность, и Вермеер использовал её как реквизит?

Крупные «жемчужные» серьги есть и на героинях других картин Вермеера, например, «Женщина с лютней» и «Женщина в красной шляпе».

Свои сомнения по поводу жемчуга в серёжках на картине Вермеера высказал три года назад голландский астрофизик и художник-любитель Винсент Ике (Vincent Icke) из Лейдена в журнале New Scientist. Он писал:

«…Главные сомнения вызывает отражение белого воротника в нижней части бусины. Если это жемчужина, то она состоит из тонких слоёв кальцита, которые рассеивают и преломляют свет разной длины, — пишет Ике. — Это создаёт знаменитый мягкий белый — жемчужный — блеск. Вместо этого мы видим яркий блик в левой верхней части украшения и отражение фрагмента одежды внизу…».
Профессор Ике полагает, что серьга изготовлена из «серебра или, возможно, полированного олова».

На это галерея Маурицхёйс на своём официальном сайте ответила:
Мы уже писали о том, что украшение в ухе девушки Вермеера — это не настоящая жемчужина. На самом деле, как и тюрбаны, „жемчужины“ не входили в повседневный наряд голландок в XVII веке. Квентин Бувело (Quentin Buvelot, главный куратор Маурицхёйс) и куратор Ариана ван Шухтелен (Ariane van Suchtelen) отмечали: „Жемчужина в ухе девушки удивительно велика. В наше время большинство драгоценностей выращиваются искусственно, но в XVII веке они естественным образом формировались в раковинах моллюсков. Крупные жемчужины были редкостью и оказывались у самых богатых людей планеты. В XVII веке были довольно широко распространены более дешёвые стеклянные перлы, обычно из Венеции. Их делали из стекла, которому придавали матовость. Вполне возможно, что у девушки такая жемчужина ручной работы“.

В любом случае, из какого бы материала ни было изготовлено украшение на картине Яна Вермеера, в массовом сознании она останется «Девушкой с жемчужной серёжкой». И если кому-то не нравится это название, он можете называть её по-другому. Например, «Голландской Моной Лизой».
По материалам сайта ARTCHIVE
Tags: искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Не мечите бисер... (с)

    Михаил Казиник (13.11.1951, Ленинград) — скрипач, лектор-музыковед, искусствовед, педагог, культуролог, писатель-публицист, поэт, автор и…

  • Неустойчивость Кельвина—Гельмгольца

    Думаю, что даже люди далекие от искусства и лишь краем уха слышавшие о существовании художника Ван Гога без труда узнают автора этой картины -…

  • Реб Арье-Лейб

    Мой старинный киевский друг, несколько раз посетивший нас в Израиле, не переставал удивляться, и вообще, как я думаю, не верил, когда я говорил,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments