Однако в последнее время, а точнее со второй половины прошлого века во многих странах начали строить другие "duco" - переходы для безопасной миграции диких животных через автострады и железнодорожные пути. Так называемые, экодуки - специальные сооружения над, или под дорогой для поддержания экологического равновесия по обе стороны пути.
С развитием промышленности и расширением мегаполисов у животных становится все меньше мест для естественного обитания. Природные ареалы многих видов диких зверей разделяют многополосные автомобильные трассы, на которых ежегодно гибнут тысячи животных, что ставит под угрозу их дальнейшее существование в привычной среде.
Экодуки, предназначенные вернуть животным свободу передвижения, - это, чаще всего, искусственные строительные конструкции из железа и бетона, но при их создании стараются максимально приблизить их внешний вид и расположение к естественной среде обитания местного животного мира. При этом, как отмечают исследователи, экодуки используются не только крупными зверями, но и всякой другой живностью - бабочками, жуками, пауками и проч.
Первые экодуки появились во Франции в 50-х годах, но очень быстро распространились и в других странах. Даже в такой безлесой и, соответственно, бедной дикими животными стране как Израиль при строительстве автострад предусмотрели создание экодуков. (Хотя знающие люди говорят, что это было сделано для коров и коз, а не для диких зверей, но, всё равно, полезно).
Для Израиля строительство экодуков не характерно. То ли дело Канада. Вдоль Трансканадского шоссе в Национальном парке Банфф построено 24 экодука: 22 - под дорогой и 2 - сверху, которые по наблюдению Тони Клевенгера (Tony Clevenger), биолога из университета штата Монтана (США) использовали крупные млекопитающие (в том числе медведи гризли, олени, лоси, койоты и др.) порядка 100 000 раз.


В некоторых местах вдоль дороги стоят даже плакаты, указывающие направление к экодуку (Wildlife crossing). Но это для тех животных, которые умеют читать. :)





Вот один из самых больших (50 м в ширину и 800 м в длину) экодуков в Нидерландах, Borkeld.А это немецкий автобан (А20). Здесь хорошо видно два моста - для автотранспорта и для зверья, о котором позаботились люди.
