arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Совесть нации...

Лев Толстой, "Что такое еврей". Текст с таким заголовком уже много лет гуляет по интернету. До этого он ходил на листочках, переписанных от руки.
Лев Николаевич Толстой! Совесть нации! Его мнение о евреях греет душу и самолюбие любого еврея. Не скрою,  у меня тоже этот текст был выписан в отдельной тетрадке. Его нет в Полном Собрании сочинений великого писателя? Естественно. Антисемиты.


Что такое еврей? Этот вопрос вовсе не такой странный, каким он может показаться на первый взгляд!
Посмотрим же, что это за особое существо, которого все властители и все народы оскорбляли и притесняли, топтали ногами и преследовали, жгли и топили, и, который назло всему этому, все еще живет и здравствует.
Что такое еврей, которого никогда не удавалось сманить никакими соблазнами в мире, которые его притеснители и гонители предлагали ему, лишь бы он отрекся от своей религии и отказался от веры отцов.
Еврей - это святое существо, которое добыло с неба вечный огонь и просветило им землю и живущих на ней.
Он - родник и источник, из которого все остальные народы почерпнули свои религии и веры.
Еврей - первооткрыватель культуры. Испокон веков невежество было невозможно на Святой Земле - еще в большей мере, чем нынче даже в цивилизованной Европе.
Больше того; в те дикие времена, когда жизнь и смерть человека не ставили ни во что, рабби Акива высказался против смертной казни, которая считается ныне вполне допустимым наказанием в самых культурных странах.
Еврей - первооткрыватель свободы. Даже в те первобытные времена, когда народ делился на два класса, на господ и рабов, Моисеево учение запрещало держать человека в рабстве более шести лет.
Еврей - символ гражданской и религиозной терпимости. "Люби пришельца, предписывал Моисей, - ибо сам был пришельцем в стране Египетской".
Эти слова были сказаны в те далекие варварские дни, когда среди народов было общепринято порабощать друг друга.
В деле веротерпимости еврейская религия далека не только от того, чтобы вербовать приверженцев, а напротив - Талмуд предписывает, что если нееврей хочет перейти в еврейскую веру, то должно разъяснить ему, как тяжело быть евреем, и что праведники других религий тоже унаследуют царство небесное. Еврей - символ вечности.
Он, которого ни резни, ни пытки не смогли уничтожить; ни огонь, ни меч цивилизации не смогли стереть с лица земли, он, который первым возвестил слова Господа, он, который так долго хранил пророчество и передал его всему остальному человечеству; такой народ не может исчезнуть.
Еврей вечен, он - олицетворение вечности.


Лев Толстой, 1891.


К сожалению. (конечно, к сожалению) Великий писатель этого не писал. Вот что говорится об этом в КЕЭ («Краткая Еврейская Энциклопедия»):
С творческим наследием Толстого связана легенда. В 1908 г. в варшавском еженедельнике на идиш «Театр велт» за подписью Толстого была опубликована апологетическая статья «Что такое еврей?», впоследствии перепечатанная в других изданиях. Хотя в 1931 г. в парижском «Рассвете» было указано, что это статья Г. Гутмана, опубликованная в «Еврейской библиотеке» (СПб., 1871, т. 1), во «Всеобщей еврейской энциклопедии» (английский язык, Н.-Й., 1943, т. 10), утверждалось, что текст принадлежит Толстому. Появление этого апокрифа свидетельствует о том, что евреи относились к Толстому как к «совести мира», «учителю морали и жизни».

Вряд ли Л.Н. был антисемитом. Не вяжется такое с его именем, но и филосемитом он не был, как хотелось бы о нем думать.
Обратимся опять к КЕЭ:

Как среди учеников, последователей и единомышленников («толстовцев»), так и среди корреспондентов и «ходоков» к нему значительное число составляли евреи. В том числе Т. Файнерман (псевдоним И. Тенеромо; 1862–1925), ставший учителем яснополянской школы (для этого он перешел в православие; Толстой был его крестным отцом и впоследствии сожалел: «Как мог я не видеть всего греха этого дела»). Позднее И. Тенеромо выпустил несколько книг и статей о Толстом: «Л. Н. Толстой о евреях» (СПб., 1908; 3-е дополнительное издание, 1910), «Живые речи Л. Н. Толстого» (Одесса, 1908); «Л. Н. Толстой о юдофобстве» («Одесские новости», 1907). Отношение Толстого и его близких к этим статьям и воспоминаниям было отрицательным. На многочисленные вопросы, которые задавали как филосемиты, так и антисемиты, не исказил ли Файнерман его слова, Толстой отвечал, что «не только исказил, а выдумал. Его книга о евреях — это поразительные выдумки».

Несмотря на многочисленные просьбы публициста Ф.М.Геца и еврейского писателя Шолом-Алейхема, Толстой ни разу не выступил от своего имени с осуждением погромов или хотя бы просто с выражением сочувствия пострадавшим, и даже отказал Шолoм-Алейхему в просьбе любого письма от его имени для сборника, выпущенного в помощь жертвам кишиневского погрома.
«... осмеливаюсь просить Вас, Великий Писатель Земли Русской, дать нам что-нибудь, ну хотя бы письмо утешительного свойства. Удрученное и растерявшееся восьмимиллионное еврейство в России нуждается в таком слове, быть может, еще больше, нежели в чем-либо другом»... (Шолом-Алейхем, 27 апреля 1903 года).

И в одном из писем Ф.М.Гецу (1890-94г.г.) он достаточно откровенно высказывает свое отношение к евреям:
"Я жалею о стеснениях, которым подвергаются евреи, считаю их не только несправедливыми и жестокими, но и безумными, но предмет этот не занимает меня исключительно... Есть много предметов более волнующих меня, чем этот. И потому я бы не мог ничего написать об этом предмете такого, что бы тронуло людей".

Некролог, написанный Шолом-Алейхемом на смерть Великого русского писателя, полон горечи:
"Непосредственно Лев Толстой не сделал для евреев почти ничего или ровно ничего, если сопоставить то, что он сделал, с тем, что мог сделать. Если бы мы должны были ценить в Льве Толстом поборника еврейского равноправия, то мы бы спокойно могли бы сказать, что в его лице русское еврейство потеряло немного".

Совесть нации? Совесть мира, как его ещё иногда называют? Нет. Скорее - зеркало. Хорошее, отличное зеркало. Для "совести нации" надо бы добавить к "зеркалу" проявление поддержки и сочувствия к угнетенному и откровенно уничтожаемому народу. Как это делали В.Г. Короленко, Максим Горький, Эмиль Золя.

По материалам IsraLove, Шварц Нехама, СЕМЬ Искусств и др.
Tags: евреи
Subscribe

Posts from This Journal “евреи” Tag

  • Акробаты

    Анна Исакова - это имя я узнал впервые много лет назад в израильской газете "Вести" (которая была тогда ещё "Время"). Потом…

  • От Крыма до Биробиджана

    Мне думается, что если бы евреев не стало и если бы кто-нибудь узнал, что где-то находится экземпляр представителей этого народа, он бы…

  • Соломон Михоэлс

    1948 год, год гибели, а как потом выяснилось, убийства знаменитого еврейского актера и режиссера с мировым именем, и безусловного лидера евреев,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments