arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Categories:

Доктор Смерть

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще...

[Н.Г.]

В юности очень хотелось закончить жизнь "...в какой-нибудь дикой щели, утонувшей в густом плюще", потом уже был не против и "на постели, при нотариусе и враче", потому как насмотрелся на бессмысленную борьбу врачей за жизнь безнадежно больных людей, измученных своими недугами. Ужасно не хотелось бы такой участи. Ни для себя, ни для близких.

Перепост - Originally posted Anton Nossik at Доктор Смерть

В Америке 4-го июня скончался Джек «Доктор Смерть» Кеворкян.
Джек Кеворкян
Сын иммигрантов из Армении, сделавший в США успешную медицинскую карьеру, с годами переквалифицировался в специалиста по эвтаназии. 4 июня 1990 года он впервые помог уйти из жизни пациентке, страдающей неизлечимым заболеванием. С тех пор в штате Орегон, где это случилось, процесс эвтаназии с участием врача был легализован. Он также разрешён законодательством штата Вашингтон. А в Монтане в 2009 году право пациентов на добровольный уход из жизни подтвердил верховный суд. Но в те времена, когда Кеворкян начинал свою практику, каждая эвтаназия оборачивалась для него уголовным преследованием. Правда, Доктор Смерть был осторожен: он предоставлял пациентам возможность составить свой прощальный "коктейль" самостоятельно. Только в 1998 году он нарушил это правило, показав видеозапись, на которой он сам смешивает препараты, готовя капельницу для 52-летнего Томаса Юка, страдавшего боковым амиотрофическим склерозом. На основании этой плёнки суд присяжных в его родном Мичигане впаял доктору от 10 до 25 лет тюрьмы. Кеворкян вышел на свободу спустя 8 лет, нисколько не раскаявшись в содеянном. А вскоре после его освобождения режиссёр Барри Левинсон («Плутовство», «Доброе утро, Вьетнам», «Человек дождя») снял фильм по его биографии. За роль Кеворкяна в этом фильме Аль Пачино получил «Золотой глобус» и Emmy Award.
Аль Пачино и Джек Кеворкян на презентации фильма
Доктор Кеворкян стоит для меня в одном ряду с такими историческими деятелями, как Галилео Галилей, академик Сахаров или Джордано Бруно. Просвещённый человек, бросивший вызов окружающему тоталитарному обскурантизму и невежеству, дорого за это заплативший, но добившийся того, что институты общественного мракобесия, против которых он при жизни боролся, дали трещину. Я уверен, что легализация эвтаназии во всём цивилизованном мире — дело ближайшего десятилетия. А все религиозные и морализаторские запреты, стоящие на этом пути — всего лишь пережитки тех дремучих времён, когда церковь и мораль обслуживали интересы правящих классов в рабовладельческом обществе. Запрещая рабам лишать себя жизни, церковные иерархи всего лишь защищали имущество тех правителей, которые давали им за это преференции в структуре государственной власти. В священных книгах тех религий, от имени которых сегодня поддерживаются запреты на эвтаназию, нет даже намёка на оправдание таких запретов. Иисус Христос, например, принял смерть совершенно добровольно — в чём и состоит, с точки зрения христианства, величие его жертвы. Иудеи чтут память защитников Масады, которые тоже добровольно приняли смерть, доказав тем самым своё моральное преимущество над римскими язычниками. Пора уже лицемерам оставить в покое неизлечимых больных, и признать их право на самостоятельное решение вопроса о продолжительности их страданий.

Покойся с миром, Доктор Смерть.

Update, 07.06.2011

ЖЖ-юзер komelsky, специалист, нейробиолог написал очень толковый пост на тему эвтаназии.
Очень рекомендую: конкретный, почти без эмоций разбор этого явления, которое имеет право быть.

Надо честно и откровенно говорить об этом и не закрываться традицией, которая сложилась в совершенно других условиях. Продолжительность человеческой жизни была в разы меньше сегодняшней: в начале ХХ века, 100 лет назад - 35-40 лет, сегодня - 70-80лет, а во времена наших далеких предков, когда складывалось представление о ценности человеческой жизни - и того меньше. Милосердие, сохранение человеческой жизни было неотъемлемой частью человеческой морали. Ломать традиции - неблагородное занятие, но мне кажется, милосерднее остановить мучения безнадежно больного человека, чем заставлять его вновь и вновь испытывать боль. Тем более, имея достаточно точное представление о возможностях медицины.

Вот отрывок из этой статьи:

"...боюсь, прогноз у человечества в целом, на эту тему неутешительный. Наша медицина с каждым днём всё лучше, и это прекрасно. Но есть одно неожиданное осложнение: граница между смертью и жизнью всё более размывается, и всё чаще речь идёт не только и не столько о продолжительности жизни, сколько о её качестве. 100 лет назад в больницах человеческие жизни обрывались, и врачи делали всё возможное, чтобы спасти своих пациентов. В подавляющем большинстве случаев человек или умирал, или выздоравливал – и всё было более-менее понятно. Теперь же такая ясная чёрно-белая картина сохранилась только для части пациентов, причём для меньшей части – травмы, аварии, ранения, острые случаи, сердечные приступы. Большинство пациентов в наши дни – это пациенты по крайней мере в каком-то смысле обречённые. Это или онкология, или дегенеративные заболевания, или старики в вегетативном состоянии – самые разные случаи, объединённые только тем признаком, что вопрос КАК жить становится для этих людей и их близких по крайней мере так же важен, как вопрос СКОЛЬКО.

В некоторых аспектах ситуация улучшилась за последние годы – насколько она могла вообще улучшиться. Врачи перестали скрывать от больных диагноз – если лет 50 назад было нормально не говорить умирающему больному, что он умирает, теперь, к счастью, такие случаи единичны. Все понимают, что сказать, сколько мне осталось, и чего именно осталось, - часто самое важное, что вообще может сделать врач. Это исключительно ценное изменение, но, пожалуй, им дело во многом и ограничивается. А между тем, чем дальше, тем будет становиться хуже. Большинство из нас будут жить долго и счастливо, и с каждым годом – в среднем – всё дольше и всё счастливее, но платой за это станет «размытие» момента смерти. Если заморозить нынешнее отношение к смерти, но дать медицине дальше развиваться, то нам будет становиться всё труднее «уйти» мирно и спокойно. Нам будет всё сложнее умереть, по крайней мере в развитых странах. Мы больше не умираем, когда отказывают 5 или 10 процентов нашего организма, и это прекрасно. Но что случится, когда мы научимся поддерживать жизнь тела, распавшегося на 60%? И хотим ли мы сами продолжать «жить» в таком состоянии, хотим ли мы провести так последние месяцы, годы, или десятилетия своей жизни?"
Tags: психология, эвтаназия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments