arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ-2

Шлюзование – это такое провинциальное развлечение

Начало - здесь

Ещё 100-200 лет назад, когда никто никуда не спешил, и люди спокойно дожидались прибытия своих товаров неделями, месяцами, а то и больше, наиболее популярным видом транспорта были лодки, баржи, паромы и другие средства передвижения по воде. Казалось, что водный транспорт как существовал не одну тысячу лет, так и будет существовать вечно, а промышленная революция, начавшаяся в Англии в 18 веке, только умножила его развитие.

Растущие как грибы фабрики и заводы, множество торговых предприятий и постоянно увеличивающееся народонаселение страны требовали пути дешевой доставки необходимого сырья (руда, уголь, строительные материалы, сырье для текстильной промышленности), снабжение сельскохозяйственной продукции и готовых изделий в новые индустриальные центры страны. Наиболее приемлемым решением этой проблемы было использование водного транспорта. Однако существовавшая сеть рек и каналов, построенных в разное время, не удовлетворял растущие потребности производства. Это вызвало активное строительство новых каналов и сопутствующих гидротехнических сооружений. В результате, за сравнительно небольшой отрезок времени практически вся Великобритания оказалась соединенной тысячами километров судоходных путей, по которым плыли десятки тысяч лодок… на конной тяге (одна лошадь могла тянуть по каналу лодку грузоподъемностью до 30 тонн.) Это они протоптали вдоль каналов пешеходные дорожки-«бечевники», которые иногда прерываются туннелями.
00-DSC_0286-1.JPG
(Кстати, во многих туннелях нет такой дорожки и лодочники, лежа на носу судна, отталкивались ногами от стен туннеля и так проводили лодку из конца в конец.)
00-DSC_0258-1.JPG


Однако процветание такого транспорта оказалось недолгим. Появилась железная дорога, первые паровые и дизельные двигатели, и каналы перестали быть удобным средством доставки товаров. Железнодорожные компании даже покупали некоторые каналы, чтобы избавиться от конкурентов. Каналы начали приходить в запустение, и после Первой мировой войны даже оптимисты считали, что каналы уже отжили свое. Но этого не произошло.

По окончанию Второй мировой войны, в 1946 году несколько энтузиастов создали благотворительную организацию IWA (The Inland Waterways Association - Ассоциацию внутренних водных путей) с целью восстановления, сохранения, использования и необходимого обслуживания Британских каналов и рек. Ассоциация существует по сегодняшний день, и в её ведении находится около 9000 км судоходных водных путей Великобритании.

Вот карта водных путей Великобритании.

01-map.jpg

Как видно на приведенной схеме (см. по стрелке), мы вряд ли прошли более тысячной доли возможного путешествия по каналам, но и оно было наполнено интересными впечатлениями, необычными занятиями, которые воспринимались как развлечение, и незабываемыми часами тишины и умиротворения.
02-DSC_0440.JPG
На этом фото наш «корабль», пришвартованный под тенью деревьев на Лестерском участке канала Гранд Юнион (Grand Union). Команда сошла на берег, так как в путеводителе написано, что рядом в городке Wistow есть старинная церковь (их здесь очень много), какой-то уникальный лабиринт (Wistow Maze), оранжерея (англичане любят цветы и цветоводство почти как детей и детство), макет этого городка и кафе, в котором мы решили разнообразить наш рацион. Но обо всем чуть ниже, а сейчас я хочу вернуться к каналу и его главным гидротехническим сооружениям – шлюзам. Ведь много времени мы занимались таким необычным для нас развлечением, как «прохождением шлюзов», или, как подсказывает «Толковый словарь» Ожегова, шлюзованием.

03-lock.jpgНо прежде, несколько слов о шлюзах. Судоходные шлюзы, с которыми мы познакомились довольно близко (см. фото), – это особая часть канала, предназначенная для перехода судов из одной части канала в другую с различными уровнями воды в них. Каналы обычно делают для соединения природных водоемов: рек и озер (как в Англии и других странах), а также морей и даже океанов (Панамский канал). Обычно уровень воды, соединяемых бассейнов, не одинаковый, и тогда строят шлюзы, которые представляют собой относительно герметические камеры, размером в предполагаемые для прохождения суда. Шлюзы закрыты с двух сторон воротами. Такие ворота должны выдерживать давление десятков (а порой сотен) тонн воды.

Для прохода судна из верхней шлюзовой камеры в нижнюю открывают сначала щитовые затворы верхних ворот, чтобы вода перелилась в нижнюю камеру. При этом щитовые затворы нижних ворот закрыты. Когда уровень воды в обеих камерах сравняется, можно открыть верхние ворота и перейти в следующий шлюз. Теперь надо закрыть верхние ворота и его щитовые затворы, и повторить эти действия в следующем шлюзе. Ворота – двустворчатые и открываются в сторону верхнего шлюза. Там уровень воды выше и открыться они смогут лишь тогда, когда давление с обоих сторон будет одинаковым.

Эта операция выполняется столько раз, сколько шлюзов предстоит пройти. Чтобы перевести судно из нижнего шлюза в верхний, те же операции выполняются в обратном порядке.

Через час-полтора после выхода из Маркет Харборо и после прохода через два разводных моста мы вышли к довольно просторному водоёму Фокстон Локс (Foxton Locks).
04-DSC_0134-1.JPG
Справа от нас канал, который уходит в сторону Лестер (Leicester), слева – лестницей в небо уходит каскад из 10 шлюзов.

Сегодня воскресенье, замечательная погода. Солнечно, хотя облака висят прямо над головой,  и вдоль всего подъема десятки семей вышли поглазеть на наши упражнения по прохождению шлюзов.
04-DSC_0312-1.JPG
Вот перед первым из них Саша получает урок от инструктора (справа), как с помощью специального ключа открывать (или закрывать) щитовые затворы,
05-DSC_0140-1.JPG
поднимая (опуская) зубчатую рейку.
06-DSC_0150-1.JPG
Саша довольно быстро освоила эту нехитрую премудрость, хотя для медика такие технические тонкости не всегда даются легко. С другой стороны, она не совсем медик, да и занятия спортом оказались весьма кстати. (К концу плаванья ей торжественно было присвоено звание «заслуженного шлюзера»… вот только такой ключик мы решились ей не дарить – трудно найти ему применение в Израиле.)
07-DSC_0177-1.JPG
До открытия затворов вода просачивается медленно через все щели
08-BAK_4589-1.jpg
После открытия затворов, шлюз наполняется быстрее. Вода и вместе с ней лодка поднимаются (или опускаются, если лодка идет сверху вниз) и, когда уровни сравняются, можно открывать ворота.

Разница уровней воды ещё есть и первые шаги даются с трудом
09-DSC_0158.JPG
Потом, ворота остальных шлюзов (а мы их прошли не меньше 50-ти!) мы открывали в одиночку. Иногда и я пытался помочь.
10-BAK_4440-1.jpg
Ворота открыты. Можно переплывать в следующий шлюз.

На фото – последний шлюз в Фокстонском каскаде. Лодка выходит в канал, но надо пристать к берегу, чтобы забрать Сашу. Каждый шлюз – это 15-20 минут. Здесь их 10. Почти всё утро ушло на подъем по этому каскаду.
11-DSC_0218-1.JPG
Но не всегда прохождение шлюза происходит так быстро. Иногда надо подождать другую лодку (некоторые шлюзы удобнее проходить вдвоем), или подождать встречную, чтобы не наполнять камеру дважды. А однажды мы застряли в шлюзе почти на час. Это было на канале в городе Лестер (Leicester). Саша как обычно пошла открывать ворота, подняла затвор, но ничего особо не изменилось. Вода еле-еле текла через отверстие в воротах. Эдик пошел ей на помощь, но ничего не смог сделать. Он даже полез с багром в надежде очистить от водорослей эту дырку.
11-DSC_0411-1.JPG
Но всё оставалось по-прежнему. Ситуация осложнялась ещё тем, что Эдик предложил маме, капитану корабля, капитанский мостик – скамеечку на носу лодки. Теперь в шлюзе её окружали 2-метровой высоты стены и ворота. Вылезти оттуда и для акробата не просто, а сидеть, видя перед собой скользкие, покрытые водорослями и тиной стены, напрягает.

«Под давлением общественности» Эдик позвонил в контору, где мы брали лодку. Ему ответили, что летом такое бывает, и посоветовали подождать пока наполнится шлюз. Ну, а тем временем попить чай. Мы возмутились (но решили, что это очередной пример тонкого английского юмора) и стали ждать.
12-DSC_0394.JPG
К тому времени подошли ещё несколько лодок, и какая-то женщина пришла выяснять, что происходит? Ситуацию она поняла сразу, достала небольшой ключик, как от дверного замка, всунула его в замок на стойке, где поднимается затвор, повернула его, и вода с шумом ринулась в шлюз. Оказалось, что иногда блокируют обычный подъемник, и надо только открыть этот замок. Более того, у нас есть этот заветный ключик, и мы им пользуемся, так как им открывают практически все службы вдоль канала: шкаф, в котором управление для разведения мостов, колонки с питьевой водой, туалеты, душевые и прочие служебные помещения по всей стране. И похоже, инструктор нам говорил об этом, но кто за два часа может запомнить всю эту информацию?

Затвор следующего шлюза тоже был заблокирован, но Саша заранее пошла с ключом и быстро всё сделала.

Вырвавшись на свободу, Эдик попросил чай.
14-DSC_0409-1.JPG
Может быть, кому-то покажется, что для городского жителя 7 дней на лодке в провинциальной Англии это слишком много, поверьте – это не так, и шлюзование – было совсем не единственным нашим развлечением. В специальных путеводителях, да и в интернете, расписаны музеи, пабы, рестораны, спортивные комплексы и др. подобные заведения, рекомендуемые к посещению вдоль всех тысяч километров английских каналов.

В один из дней мы пришвартовались в тихом уголке около городка Wistow, в котором, согласно путеводителю, который мы получили вместе с лодкой, есть какая-то выставка (Gallery & shop), оранжерея (Garden Centre), лабиринт, кафе-бистро и др. развлечения, объединенные в такой Wistow Rural Centre. И всё это в шаговой доступности – 15-20 мин. от канала.

И мы пошли. Дорога шла вдоль поля и вспомнилось есенинское:

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.

Где там копны, где стога? Всё механизировано.
15-DSC_0441-1.JPG
А рядом лабиринт. Вполне сельский: большое поле, засаженное подсолнухами, кукурузой и ещё какими-то высокорастущими растениями. Между ними дорожки. Дети явно получают удовольствие.
16-DSC_0509-1.JPG
А вот и оранжерея. Очень, очень красочно.
17-DSC_0480-1.JPG
Очень много георгин.
18-DSC_0469-1.JPG
Но больше всего мне понравился макет старого города.
18-DSC_0490-1.JPG
Не забыли здесь и про каналы. Всё сделано очень натурально. Даже ворота шлюза сделали из дерева настоящих ворот: старое, всё в плесени и трещинах.
19-DSC_0493-1.JPG
К вечеру (а надо сказать, что для нас, южан было странно, что в 8 часов вечера ещё светло, как днем) мы вернулись на лодку.
20-DSC_0515-1.JPG

Продолжение здесь
Tags: Англия, история с географией
Subscribe

Posts from This Journal “Англия” Tag

  • ОСТАНОВКА В ШОТЛАНДИИ

    Продолжение Начало - Круизный корабль PREZIOSA - 1, 2 После почти 30 часов пути по волнам Северного моря наш корабль "бросил якорь"…

  • Теракт в Лондоне

    Вечером 3 июня на Лондонском мосту фургон наехал на пешеходов. Полиция расследует событие как теракт. По следам происшедшего в Лондоне проведена…

  • Террор продолжается

    Оригинал взят у miggerrtis в Взрывы на стадионе в Манчестере На стадионе "Манчестер Арена" в понедельник вечером произошли…

  • Железная леди # 2

  • Провинциальная Великобритания-6

    За́мок на за́мке Предыдущие записи: 1; 2; 3; 4; 5. Достаточно одного взгляда на карту валлийских замков (кликабельно!), чтобы…

  • Провинциальная Великобритания-5

    Мы едем, едем, едем... Предыдущие записи: 1; 2; 3; 4. Уже не помню, кого из моих детей моя мама кормила... под гудки паровозов,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments