arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

"я вырос на иврите"

По-моему до сих пор я ни разу не писал о музыке. Свои таланты я знаю с детства: "Дунайские волны" одним пальцем - это была вершина моих музыкальных способностей, и когда в компании говорили о музыке, я помалкивал. Но так получилось, что сегодня несколько часов подряд я слушал на YOUTUBE музыканта абсолютно непохожего ни на что слышанное мною раньше. Это не значит, что ничего похожего в мире нет. Наверное, есть, но я услышал впервые, и вот, решил поделиться. Тем более, что все отзывы о нем единодушны - гений. И как положено гению - экстравагантный до возведения в сан "городского сумасшедшего".

Но кроме музыки была в нем ещё одна приятная неожиданность. Она тоже меня покорила.

13 июня на 89-м году жизни скончался Олег Каравайчук — композитор, дирижер, импровизатор. "Мало известный общепризнанный гений" - такое может быть только в России. Более 60 лет ему не давали выступать. Его манера игры не вписывалась в рамки официальной культуры. В конце 60-х закончилось скандалом единственное публичное выступление Каравайчука при Советах на сцене Ленинградского концертного зала. Нет ни опубликованных партитур, ни внятного корпуса сочинений. Те, кто его знал, особо не удивлялись.



"Если кто не знает, это такой композитор, которого одни считают абсолютным гением, а другие полным идиотом. Впрочем, одно другому не мешает. Если вообразить себе самый скверный характер, который возможно вообразить, то у композитора Каравайчука он ещё хуже. Живёт он в крошечной комнатке, в которой едва помещается рояль. За этим роялем он обедает и на нём же спит. Когда его приглашают куда-то выступить, он снимает с подушки свою единственную ни разу не стиранную наволочку для того, чтобы надевать её на голову во время выступления." (Дмитрий Горчев)
Тем не менее, в мире искусства и, особенно, кино его знали хорошо. Он написал музыку то ли к 150, то ли к 200 фильмам, хотя к этой стороне творчества он относился с достаточной долей пренебрежения и работал "потому что денег не было". Его очень ценили режиссеры, для которых он писал музыку. Даниил Гранин, когда услышал «Город Мастеров» (фильм режиссера Владимира Бычкова, 1965 год.) "сказал мне: ты Босх!" (из интервью для "Сноб")

Интересно рассказывает о нем в своём блоге Ольга Арефьева (olga_arefieva) :


"Никто из пришедших на презентацию нового альбома Олега Каравайчука «Concerto Grosso» в книжном магазине «Буквоед» не выразил особого удивления, когда организаторы объявили, что маэстро не явится. Наоборот, многие разулыбались и стали друг дружке подмигивать: мол, наш-то все чудит. Подобными выходками композитор угощал еще советскую публику. Ученик Рихтера, получивший в подарок от Сталина рояль за виртуозную игру, Каравайчук не стал выступать перед тарификационной комиссией Ленинградской консерватории, в которой учился, потому что собравшиеся ему просто не понравились. Манера одеваться и выражаться скоро обеспечила манерному композитору славу городского сумасшедшего. Однако эти проявления свободы сделали его одним из любимчиков русских кинорежиссеров".

Впервые в 90-х Каравайчук побывал за границей, где сразу получил всеобщее признание. Когда он выступал на Би-би-си и свои впечатления о британской столице выразил звуковым напевом, ведущие были в восторге. В это же время на его редких выступлениях начинают заполняться залы и в России. Его "невписывающаяся" манера игры становится в рецензиях «особой манерой», странные импровизации - «широким диапазоном авторского творчества», «массивными звуковыми стихиями». И всё это на фоне образа то ли ребенка, то ли старушки Шапокляк: в тоненьком, сухоньком Каравайчуке было всегда не больше 50 килограммов веса, который он скрывал под бесформенными куртками и штанами и неизменным беретом, надетым задом наперед, из которого торчали длинные космы.

Наиболее точно он рассказал о себе и своей судьбе в интервью корреспонденту "Сноб". На вопрос:"У вас есть ощущение, что вы что-то потеряли в жизни?" Олег Каравайчук ответил:


"Что я потерял? Это они потеряли. Я ничего не потерял. Я полный музыки, а то, что меня не слышат, мне наплевать. Вот если бы я хотел славы, денег или очень бы верил в то, что я награжу человечество вдохновением, я, конечно, мог бы считать, что я потерял. Но мне это не надо совсем. У меня был концерт, после которого я бисировал до трех ночи. Потом все шли пешком. Мне тогда было 30 лет. До этого меня тоже не выпускали. Там был Тищенко (Борис Тищенко, советский композитор. — Прим. ред.), был Гаврилин (Валерий Гаврилин, советский композитор. — Прим. ред.). Они бегали по консерватории после концерта и кричали: чему нас учат? Ну, правильно, чему их учат? Потом директора консерватории Когана вызвали в КГБ и он получил инфаркт. И меня опять закрыли. За меня ходили все. Ходил Бондарчук. Ходил Стржельчик, Товстоногов. Товстоногов ходил! Все ходили. И вот пришел Стржельчик. А Серебряков, директор Ленконцерта, Стржельчику сказал: ты понимаешь, я его слышал на госэкзамене. Я до сих пор эту музыку слышу. И я его не пущу. То есть я не попадал к публике, потому что он был потрясен моей музыкой! Значит, Пушкин прав — черт меня дернул в России родиться с душой и талантом. Тебя здесь никто не защитит.

Я очень дружил с Михоэлсом. Я был маленький, и он меня очень любил. Он говорил: идиш погубит искусство. Иврит — это гений. Красивее иврита ничего нет. Когда он играл короля Лира на иврите, я плакал навзрыд. Это такой силы актер был! Вот иврит очень повлиял на мое искусство. Я сам не еврей. Но всю войну я обитал в консерватории, когда она располагалась там, где выступал эвакуированный еврейский театр. И я вырос на иврите. Иврит — это высший язык на земле, он отражает психологию самой высочайшей, самой гениальной нации. У иврита врожденная осанка. Он трагически стоит. Никакой трагедии нет, но в нем самом, уже в самой этой нации предрешены вечность и трагизм. Моя музыка близка этому. И я сам предрешен.

Я ничего не потерял. Я насочинял тьму всего. А публика? А время? Подумайте, что вы сделали? Вы же меня не имели! Ну, что? Лучше стало?"



Tarantella (concert 16 may 2014)
Tags: музыка
Subscribe

Posts from This Journal “музыка” Tag

  • Это прекрасно!

    Оригинал взят у vakin в 15 лучших джазовых обработок произведений классической музыки Классическую музыку и джаз связывают долгие и…

  • Групповое Болеро

    Как называется такое исполнение Болеро, знаменитого своим эротическим содержанием?

  • Опять чардаш, но как!

    Думаю, что Витторио Монти это бы одобрил -

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments