Трудно поверить, но грандиозный инженерный проект строительства 57-километрового тоннеля в Швейцарских Альпах завершен. Строители точно уложились в смету ($12 млрд) и закончили его на 1 год раньше срока.
Самый протяжённый и глубокий в мире Готардский базисный тоннель официально открылся в Швейцарии 1 июня 2016 г после 17 лет строительства.

Новый тоннель через Альпы связал северную и южную Европу напрямую по железнодорожной магистрали. Тоннель станет ключевым элементом коридора Рейн — Альпы. Этот транспортный коридор свяжет нидерландские порты Роттердам и Антверпен с промышленным центром Германии и далее с итальянским портом Генуя.
Северный портал тоннеля находится возле деревни Эрстфильд, а южный портал — возле деревни Биаска.



На торжественной церемонии открытии два поезда зашли в порталы одновременно.


Многие параметры исходного плана были радикально изменены впоследствии. Основным камнем преткновения стала конструкция тоннеля. Выбор стоял между двухпутным тоннелем с тоннелем обслуживания и двумя однопутными тоннелями (с тоннелем обслуживания или без такового). Окончательно победило техническое решение с двумя однопутными тоннелями без тоннеля обслуживания, но с соединяющими переходами (галереями) примерно каждые 180 метров (в таком случае один тоннель может служить выходом из другого). Оно также включало две многофункциональные станции и съезды.
За 17 лет инженерам пришлось пробиваться через 73 различных вида горных пород: от твёрдого гранита до самых мягких пород, вокруг которых необходимо максимально жёстко укреплять несущие конструкции.

Для прокладки тоннеля использовалась 2700-тонная буровая установка длиной 410 метров.

Во время строительства из тоннеля извлекли более 28 мегатонн горных пород и использовали 4 миллиона кубометров бетона. На строительстве работали 2600 человек.
Вместе со служебными ответвлениями и пешеходными ходами длина тоннеля составляет 153,4 км, в нём проложено 3200 км кабелей для коммуникаций.

По мнению швейцарских властей, новая дорога очень сильно повлияет на европейский рынок грузоперевозок: раньше через горный перевал ездили миллионы грузовых фур. Теперь их заменит более скоростной и дешёвый железнодорожный транспорт. Кроме экономии денег и экономической пользы, горный тоннель лучше для экологии: поезда не так загрязняют чистую атмосферу Альп, как выбросы от миллионов фур. Через тоннель могут проходить 260 грузовых и 65 пассажирских поездов ежедневно на скорости до 250 км/ч.
На церемонии открытия швейцарский президент Йоханн Шнайдер-Амманн (Johann Schneider-Ammann) сказал, что это «гигантский шаг для Швейцарии, но настолько же важный для наших соседей и остального континента». На открытии тоннеля присутствовали главы государств Германии, Франции, Италии и Австрии.
На Youtube есть отличное 360-градусное видео, на котором показан Готардский базисный тоннель. (360-градусное видео означает, что в любом момент можно «повернуть» камеру в любую сторону.)