Темой церемонии Йом ха-Шоа выбрано в этом году «Сохранение человеческого достоинства во время Холокоста».
Шестью избранными стали:

100-летний Роберт Томашоф, родившийся в 1916 году в еврейской семье в словацком городе Дольни Кубин (Dolný Kubín).
В 1939 году с приходом фашистов в тогдашнюю Чехию, он был насильственно призван в ряды чешской армии, отправленной на строительство зданий, позже использованных в качестве концентрационных лагерей. Мать Роберта и два брата были отправлены в Освенцим, где погибли в 1942 году.
В конце концов, он сбежал и спрятался в доме своей сестры в Жилине, где сумел получить фальшивые документы, но попался в руки фашистов в Будапеште в 1944 году, и вскоре оказался в Освенциме. Оттуда ему удалось совершить побег, но был вновь пойман, и, уже окончательно освобожден силами Красной Армии в августе того же года.
Затем Томашоф вступил в сионистскую организацию в Праге, в 1946 году женился и репатриировался два года спустя.
97-летняя Сара Кейн (урожденная Ицкович), родилась в 1919 году в городе Kааше (Kaashe) в Чехии, одной из восьми детей.
В 1944 году, через месяц после того, как немцы вошли в город, семья была переведена в гетто, а позднее – в Освенцим, где ее родители были отправлены в газовые камеры. Сама же Сара дожила до того, чтобы увидеть, как лагерь был освобожден в 1945 году.
Вскоре, она отправилась в Израиль, но перед этим ей довелось побывать в британском лагере для интернированных особ в Атлите.
После провозглашения независимости Израиля, Сара вышла замуж за Авраама Кейна, которого она знала еще в Кааше. У них трое детей, десять внуков, четырнадцать правнуков.
85-летний Иегошуа Хешель Фрид, родился в 1930 году в семье из девяти человек в чешском городе Велке Капусану (Velké Kapušany), его отец был раввином. Накануне Песаха 1944 года полицейские переправили его семью в гетто, а оттуда депортировали в Освенцим (в мае того же года).
По мере того как Красная Армия освободила лагерь, Фрид вернулся в родной город, где нашел считавшихся погибшими сестер. После учебы в ешиве, он решил переехать в подмандатную Палестину, однако, и ему довелось побывать в лагере для интернированных особ на Кипре.
В конце концов, он совершил алию в 1948 году, накануне начала Войны за независимость, а в 1952 году женился. Сейчас у него трое детей, 14 внуков и 33 правнуков.
79-летний Хаим Гросбейн, родился в 1937 году в Долгиново (тогда – город в Польше, ныне – в Беларуси), в религиозной семье из четырех человек. Его отец владел кошерной мясной лавкой.
После того, как в 1941 году город заняли немцы, отец и брат Хаима были убиты при попытке сбежать из концлагеря, а остальная часть семьи – когда пытались сбежать во время перехода из одного лагеря в другой.
Сам он, вместе с двоюродным братом, также бежал в партизанский отряд в лесу. Позже Хаим был направлен в тыл противника с группой партизан, был неоднократно ранен, а затем лечился в русском госпитале.
После войны попал в детский дом, изучал столярное ремесло и вступил в ряды Красной Армии. Только в начале 1960-х годов, Хаим репатриировался в Израиль, где через 5 лет женился. Сейчас у него двое детей и пятеро внуков.
88-летний Джозеф Лаби, родился в 1928 году в Бенгази (Ливия), в семье раввина Элияху Лаби.
В 1938 году итальянские фашистские законы были распространены на Ливийскую колонию, и Лаби со своими братьями был депортирован в концлагерь Гвидо. Потом ливийские евреи были затем депортированы в Италию, где, после долгих мытарств, в феврале 1944 года, попали в Берген-Бельзен.
Через год Джозеф он был освобожден по обмену заключенными с Францией, и проделал путь домой через Португалию и Испанию. По возвращении в Бенгази, он встретил солдат из Еврейской бригады британской армии, и, с их помощью, тайно переправлен в Израиль.
Там, приняв участие в Войне за Независимость, он женился, и сейчас имеет сын и дочь, семь внуков и правнучка.
96-летняя Лония Розенхох (урожденная Вудка), родилась в 1920 году в Радоме (Польша), в семье из пяти человек, ее отец был сапожником и членом Бунда – социалистической еврейской партии.
Евреи Радома были переведены в гетто в 1941 году, где семья Лонии погибла около года спустя, причем, некоторые члены семьи были переведены в концлагерь Треблинка.
В июле 1944 года, с наступлением Красной Армии, Лония и ее сестры были отправлены «маршем смерти» по всей Польше, и 3 августа попали в Освенцим, потом – в Равенсбрюк и Мальхов.
В апреле 1945 года сестры были освобождены, и переправлены в Швецию, откуда на пароходе приплыли в Хайфу. Уже в Израиля, Лония вышла замуж, и сейчас в ее семье трое детей, шесть внуков и трех правнуков.
Источник