arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Бар-Кохба – герой или анти-герой?

Оригинал взят у karga_golan в Что и зачем развенчивают на выставке?

Бар-Кохба – герой или анти-герой? Историческая память, миф и героизм. Что и зачем развенчивают на выставке? Или просто мы учим историю? 20-го февраля в музее МУЗА – музее Эрец-Исраэль в Рамат-Авиве открылась выставка, посвященная истории восстания Бар-Кохбы. Выставка – интересная и спорная. Но одно бесспорно: такие выставки – прекрасный повод обратиться к истории народа, перечитать энциклопедии и учебники и вспомнить прошлое, каким бы оно ни было. Это наше прошлое, и его надо знать.
photo by L.Padrul_מערת האיגרות-1

«Вы живете в достатке, проедая и пропивая собственность дома Израилева, и нет вам дела до братьев ваших».
Фрагмент послания Бар-Кохбы начальникам тыла армии

«С ростом сионизма новый свет пролился на поражения в еврейском героизма и пренебрежение им. Рабби Акива теперь воспринимается не как старец в ешиве, а как пророк восстания, а Бар-Козива трансформировался в коллективном сознании обратно в в Бар-Кохбу «.
Берл Кацнельсон, введение к «Книге героизма»

Это наше прошлое, и его надо знать. И спорить. Тем более, что достоверных письменных источников о Бар-Кохбе до наших дней дошел один – труд римского консула и историка греческого происхождения Кассиуса Дио (Lucius Cassius Dio Cocceianus, Дион Кассий), хроники, написанные им через 60 лет после подавления восстания. А между тем, наш еврейский народ раздроблен при обсуждении всех вопросов, и восстание Бар-Кохбы и сама личность это лидера неоднозначно воспринимаются в обществе.

Героический миф на костях жертв? Критический взгляд на прошлое? Переосмысливание истории? Взгляд со стороны на внутреннюю культуру? Разрушение национальных образов, ставших иконами пропаганды? Боготворить ли лидера, воскрешать ли персонаж, как символ мужества и вдохновителя сегодняшних легенд? Достоверна ли историческая наука? Что такое архетип еврейского героизма и насколько противоречива фигура Бар-Кохбы сегодня? Как создается, эксплуатируется и переделывается история – обо всем этом рассказывается на новой выставке в Музее Эрец-Исраэль – МУЗА – о мифе в истории, в элитарном искусстве и в поп-культуре. Многогранная выставка о многоликой личности, мессианстве, исторической правде и ее отсутствии.

Восстание Бар-Кохбы – восстание против римлян в Иудее, Вторая Иудейская война — восстание, ставшее и мифическим, и легендарным, ставшее предметом национальной гордости и темой исторических дискуссий, последняя и, вероятно, величайшая из войн, которые вели евреи древнего мира — произошло 2000 лет назад и привело к тяжелым последствиям для еврейского населения Эрец-Исраэль. Вместе с тем, в сознании народа, в коллективном разуме, в еврейской национальной памяти четко отпечатался героический образ Бар-Кохбы, немало использовавшийся и в современной сионистской истории Израиля. На новой выставке в музее Эрец-Исраэль – МУЗА — демонстрируются интереснейшие археологические находки, редкие фотографии, пропагандистские материалы, множество литературных источников, произведения искусства и все остальное, что можно, используя современные термины, назвать визуализаций и вербализацией образа Бар-Кохбы.

Выставка, поначалу планировавшаяся как археологическая, стала выставкой исторической, политической и может даже ангажированной. Нейтральную позицию здесь занять нельзя. Либо за, либо против – и тем и интересная эта экспозиция, оформленная как путешествие из прошлого в настоящее – из пещер – в мир оперы, детской литературы, современного искусства и мультимедиа. Путеводная нить в путешествии – образ Шимона Бар-Кохбы.

А материалы – такие, что не оторваться от стендов и витрин. Плакаты оперы Авраама Гольдфадена – премьера сионистской драмы в 1883 году в Одессе.

Еще один плакат – драматическая поэма на идиш Шмуэля Галкина – постановка в Риге в 1940 году. Материалы о «еврействе физической силы» — этот термин ввел Макс Нордау на 2 Сионистском конгрессе в 1898 году. После этой речи возникли спортивные клубы Бар-Кохбы — сначала в Берлине, затем в 1901 году в Лемберге-Львове, а потом уже спортивные ассоциации Бар-Кохбы возникли во всех странах рассеяния. Плакаты спектакля о Бар-Кохбе в театре «Охэль» – еще в 1945 году, до возникновения государства. Споры шли и тогда – можно ли в театре рабочих ставить спектакль о трагедии восстания, или то был спектакли о надежде восстания? Кстати, одновременно с выставкой о Бар-Кохбе в МУЗА, в Музее Израиля в Иерсалиме открывается выставка об императоре Адриане, а в театре «Гешер» пройдет премьера спектакля о царе Давиде — о неоднозначности его образа.

Был ли Бар-Кохба героем или разрушителем нации? Кстати, рабби Акива считал Бар-Кохбу мессией. Историки же не могут однозначно ответить на этот вопрос, но достоверно одно: Бар-Кохба изменил ход еврейской истории. В 19-м веке сионисты целенаправленно создавали героический образ Бар-Кохбы, дабы он послужил примером для еврейской молодежи тех лет.

Tags: Израиль, Истории из Истории
Subscribe

Posts from This Journal “Истории из Истории” Tag

  • Так это начиналось

    Оригинал взят у yaqir_mamlal в post "В Базеле я основал еврейское государство" Дов Конторер Первое число еврейского месяца…

  • Тайны веков

    О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель.…

  • Хождения в Ципори

    На днях я получил свежий номер журнала "בשביל הארץ" ("Бешвиль Ха-Арец"), в котором была небольшая заметка о мозаике в Ципори.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments