arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

"Художник всегда прав"(с)

Этот репост я должен предварить некоторым предисловием.
Рисунки автора - Светланы Дорошевой (она же lattona) ничуть не хуже картин Петра Фролова, работами которого перемежается пост - исключительно интересная беседа двух художников.
Сообщения о новых публикациях Светланы приходят ко мне на E-mail, и никакой другой автор не отвлечет меня от её текстов, но, прежде всего, рисунков, которые вызывают острое желание вернуться в детство.

Ну как можно устоять и не упросить родителей купить такую книжку!?


К сожалению, у моих внуков тоже "время прошло", да и их русский язык оставляет желать лучшего.

Оригинал взят у lattona в О ТВОРЧЕСКИХ ПОЕЗДКАХ, БАРАХОЛКАХ, СВИНОЙ ГОЛОВЕ, ЧЕРНОМ РЫНКЕ ТРУДА В БРУКЛИНЕ И ОДНОМ ЧУЧЕЛЕ ЛИСЫ
«Клад на чердаке». 100х100, холст, масло, 2002.

Говорили с Петром Фроловым! Вместо вступления лишь скажу по делу: кто раньше работ не видел, сходите на сайт и посмотрите их в большом размере. И узрите, сколько там всего удивительного!
«Цветочная парфюмерия». 98х226. Керамическое панно, роспись ванной комнаты. Надглазурная эмаль. 2011

- Я когда первый раз увидела твои картины, в какой-то момент не смогла смотреть – так была поражена. Пришлось отложить и набраться сил для восторга. И как-то переварить тот факт, что кто-то рисует то, что у меня в голове. Когда меня спрашивают «что у вас в голове, что вы такое рисуете?», мне хочется ответить «там то, что я не умею рисовать. Но это умеет другой художник. Вот сходите-посмотрите... Там все очень подробно». Так что я, наверное, не удержусь и спрошу: а что у тебя в голове, что ты такое рисуешь?! Как такое происходит? Ты делаешь эскизы? Собираешь материал? Или садишься и зарисовываешь пространство листа (холста), начиная с левого верхнего угла?

- Сейчас я повторюсь, так как на этот вопрос отвечаю очень часто. Я картину изначально записываю. Можно это обозвать синопсисом. То есть описываю словами основную идею, структуру – просто от руки в блокноте или, на худой конец, шлю сам себе смс. Потом стрелками задаю движения, как полководец: эта масса движется справа и вверх, это пятно ныряет вниз, и так далее. Ну а потом подбираю модель, натуру, на фоне чего это будет происходить. Наверное это похоже на эскиз, но для постороннего взгляда это выглядит, как каракули сумасшедшего. Раньше я собирал материал к работе, сейчас стоящий слева компьютер с интернетом для меня не менее важен чем лежащая справа палитра. Любой пришедший мне в голову бред мгновенно отыскивается в гугле.

«Салатная Туфлямания». 100х75 акварель, тушь. 2011

- Надо же. Я тоже всегда сначала пишу идеи для рисунка словами. А расскажи, что такое «творческая поездка»? Я лишь прочла, что ты их «регулярно устраиваешь», но плохо себе представляю, что это. Расскажи, про какую-нибудь. И что они тебе дают.

- Ну, у нас всегда была жизнь на чемоданах, с самого детства… А когда сгорел наш дом, то мы года три из имущества владели аж двумя чемоданами, двумя ноутбуками и одним фотоаппаратом
.
«Письма друзьям». 50х60, акварель, бумага, тушь, 2006.

Однажды у меня был крупный заказ на тему Царя Салтана. Причем заказчик хотел не иллюстрации к сказке, а огромный холст! Отрисовывал я его в нашей деревеньке Кишарино. В тот год стояла тихая дождливая осень. Я бесконечно ходил за грибами. Настало время писать всю эту историю на острове Буян. Я понял, что мне не то что необходима другая натура, нет… мне необходимо себя вынуть из состояния осенний элегии, нужны совершенно другие эмоции. Я стал думать, что, в моем понимании, сказочный остров? На следующий день мы летели в Гавану.
«И я там был» (Царь Салтан), 200х150, холст, масло. 2011

Я обожаю на новом месте из ничего устраивать мастерскую, и чтоб удобную, обжитую. В Гаване, например, мы сняли коморку прямо на крыше. Писать там было роскошно, но жить невозможно. Для жилья мы нашли более комфортное место и вместе с кубинцами дисциплинировано ездили каждое утро на работу. Жизнь во Флоренции мы начали с закупки пиломатериалов, чтобы напилить нужные нам подрамники и сколотить мольберты. На Карпатах мы отмыли и обжили часть казармы в заброшенной военной части. Вид там открывался невероятный и печи изразцовые топились.
Художники и Хризантемы. Буква Х, Азбука. Акварель тушь. 75х56. 2013
«Летний чай и добрая весть на Транссибирской магистрали. Пиковая дама». Из серии «Карты путешествия». 47х60, смешанная техника, 2006

- Прекрасно. Я вынуждена задать тебе глупый вопрос. Мой сын увидел у меня на экране твои работы и у нас разгорелась дискуссия о тебе. Суть такова: несомненно, - говорит Алеша, - что если он сам все это нарисовал, то он величайший художник в мире. Так вот. Ты САМ все это нарисовал?... Потому что по количеству сложных и многоплановых картин мне тоже кажется, что это возможно за 10 жизней. Ты быстро работаешь? Рисуешь целый день, каждый день? Пользуешься услугами двойника? Как это выходит?

- Двойника у меня нет. Я действительно постоянно, ежедневно много работаю. Причем всю сознательную жизнь. А еще я могу совершенно ни на что не отвлекаться, ну вот вообще ни на что, особенно на скучное. Еще в студенчестве я понял, что на уборку и быт (с 18 лет я жил в мастерской) у меня уходит много времени, да и неряха я, хотя люблю чистоту. Вывод: незачем себя мучить – продай этюд – найми домработницу. Сейчас у меня есть небольшой бизнес, галерея. Там работает отличный коллектив, они – скорее, мои друзья и соратники, чем просто сотрудники… Они делают за меня абсолютно всю рутинную работу: заказывают рамы, дают рекламу, пакуют и перевозят выставки, берут билеты, содержат в порядке машины, печатают баннеры и флаеры, ведут переговоры с музеями, общаются с клиентами, ну, в общем, все!

Триптих. Из серии «Игры в охоту». 32х64, холст, масло, 2004.

- Я обещала Алеше задать тебе еще один вопрос. Он внимательно изучил твое творчество, выбрал, какие бы ему хотелось постеры, и все-таки озвучил мучительное: «Почему все великие художники рисуют, в основном, женщин, которые куда-то смотрят или где-то сидят?» Я прошу тебя отнестись к вопросу серьезно, потому что, если подумать, то ведь так и есть...

- В Питерской Академии есть байка. Все задания по композиции можно разложить на три группы. Первая, самая часто встречающаяся – это «чернуха»: расстрелы, блокада Ленинграда, смерть родственника, и т. д. Вторая – «тягостные раздумья»: Пушкин застыл на крыльце в Тригорском, девушка на волжской круче смотрит в никуда, бабушка замерла, глядя на фотографию усатого красавца в военной форме... Третья, самая редкая группа – «веселуха»: свадьба, новоселье, карнавал и так далее. В силу жизнерадостности я не писал работы из первой группы, зато «тягостным раздумьям» посвятил много времени. Сейчас я себя несколько критикую за тот период. Теперь мне куда интереснее безумное движение, «веселуха» в общем.

«Рождественские хлопоты». 230х100, холст, масло. 2010

«Король шалит» Азбука. Акварель, тушь. 76х57. 2011

Ну а почему женщины? Ну во-первых, мне значительно интереснее изображать женские фигуры, женская пластика интереснее мужской. Но главное – с женщинами гораздо шире поле для фантазии, юмора и иронии. А еще мне с детства было страшно интересно придумывать женскую моду, аксессуары, украшения…

- Ты работал грузчиком в Русском Музее и садовником в предместьях Парижа. Какие-нибудь еще экзотические работы? Как тебе вспоминаются те времена? Тяжело? Легко? Грустно? Весело?

- В детстве мы жили очень весело и очень бедно. Мама работала в библиотеке, папа – в издательстве «Искусство». Какие там были в конце 80-х зарплаты, ты догадываешься. Папа при том маниакально собирал библиотеку по искусству, а мама на каждые каникулы нам устраивала поездки по стране, многодневные пленэры. Поэтому крутились мы все. Если удавалось заработать творчеством – отлично, нет – любым другим законным или полузаконным способом.

Марки моего мира. Буква М. Серия "Азбука". акварель тушь. 75х56. 2014

В 14 лет я ездил в эстонский колхоз грузить сено, продавал картошку и яблоки. Мыл бутылки из под масла и сдавал (этим заниматься даже алкашня брезговала). Позже, в Нижнем, чтобы не выкинули из гостиницы, мутил на рынке с дефицитными сигаретами, из Белоруссии возил мясо и хрусталь. В Штатах, помню, вообще пару месяцев работал на нелегальном рынке труда в Бруклине, пока мне не пообещали соотечественники – «Вы-таки, юноша, достукаетесь и получите п*зды».

Было это так. Часов в шесть утра стоишь с толпой бывших соотечественников, латиноамериканцев и черных на обочине. Подъезжает машина, из нее орут – кто готов заливать гудроном крышу гаража (таскать кондиционеры на 10-й этаж, грузить в самосвал мусор)? платим пять баксов в час! Все отказывались и весь день ждали предложения в семь баксов, ну а я соглашался…
Потом я барыжил самоварами во Франции, возил контрабандой секондхэнд из Норвегии, нелегально торговал янтарем в Стокгольме и не раз смывался от полиции на ворованном велике, возил мебель на фургоне из Нью Йорка в Бостон для еврейской общины, подрабатывал таксистом в Питере. Грустно мне от всего этого не было, скорее, наоборот. Баек на эту тему у меня на пару томов.

«Тысяча мелочей или бег в мешках по Малой Голландии». Из серии «Малая Голландия». 100х70, акварель, бумага, тушь, 2007.

- Надеюсь, ты их напишешь! Еще биографический вопрос. Вот у тебя довольно запутанное образование. Из художественной школы исключили за неуспеваемость по точным наукам. Брал частные уроки живописи у Валентины Герасимовой. Поступил в Мухинское училище на отделение книжной графики и эстампа. Из-за неуспеваемости по «шрифтам» перевелся в Театральный институт на отделение «художник сцены». Что из этого было для тебя самым значимым? Что тебя сделало?

- Меня отовсюду выгоняли, это правда. Учился я отвратительно. То, что считал для себя не нужным, не делал и все тут. Самым значимым, наверное, было доказать выгнавшим меня завучам или деканам, что они мудаки. В этом мне помогала Валентина Герасимова, харизматичнейшая личность и удивительный педагог.

«Гусь в мешке». Из серии «Крымские каникулы». 100х70 акварель, бумага, тушь. 2008

- Любимый материал? Масло? Акварель? Графика? Другое?

- В любой технике я работаю в принципе одинаково. Если это акварель (смешанная техника), то я делаю четкий рисунок коричневой кохиноровской тушью. Обязательно закладываю пятна. Стараюсь добиться чтобы работа на промежуточном этапе состоялась как самостоятельный графический лист. Только после этого я ввожу цвет. В масле все совершенно то же самое, только вместо кохиноровской туши для прорисовки я пользуюсь плотной, почти типографской краской – темным капут мортумом. Думаю, я график, даже когда работаю маслом.

"Departure" Из серии "Драконопись ". 140х230, холст, масло.2013

- Как ты относишься к вещам? (да, я видела фотографии твоих шкафчиков, полочек, стен и комнат:) Расскажи немного об этом.

- Я – редкостный барахольщик, просто чокнутый. Наталья такая же. Мы совершенно случайно в студенчестве купили два дома в Тверской губернии. Один из них мы стали перестраивать совершенно бестолковым образом, но с размахом. В тот период мы жили то во Франции, то в России. За полгода пребывания во Франции мы скупали на «ежеуикэндных барахлюндиях» тонны хлама. У нас был большой автобус, мы запихивали туда все это и ехали к нам в деревеньку Кишарино расставлять по полочкам и шкафчикам. Коллекционировали мы все подряд: медь, фарфор, буржуйки, шляпки, чайники, кофемолки, ну и конечно, книги.
«Возвращение с блошиного рынка». Эскиз оформления магазина Brick-o-Chic в Лондоне, 50х60, тушь, 2005

«Я не курю турецкий табачок, или парад ваз в Маленькой Голландии». Из серии «Малая Голландия». 100х70, акварель, бумага, тушь, 2007

Помню случай. Скупили мы на барахолке под Парижем у одного таксидермиста огромную коллекцию чучел – фазанов, белок, уток, оленьи головы и изумительную лису с дерзкой мордой и пушистым хвостом. Всего чучел штук, наверное, двадцать. Домой мы ехали в сочельник. Автобус был полностью забит барахлом, а сверху, чтобы не поломать – поставили чучела, причем именно эта дерзкая лиса из-за пушистого хвоста никуда не помещалась! Дальше – представь себе картину: огромная пробка на выезде из Парижа, семьи с детишками едут на рождественские каникулы. Среди толпы машин движется автобус с Питерскими номерами. За рулем – толстый бородатый дядька. На переднем сидении – Наташа обнимает лису, хвост которой торчит в окно, а сзади из всех окон видны животные и птицы, в сумерках неотличимые от настоящих!
"Тонны Тонета!" Венская барахолка. Диптих. 40х120, акварель тушь.2009<

Осенью 2011 года дом был полностью закончен, и он был прекрасен своим идиотизмом! Три этажа сомнительнейшей планировки, море косяков в инженерии, немыслимые сложности с отоплением… но уютный был страшно! В доме было 10 печей, два камина, огромная библиотека и миллион антикварной фигни различного предназначения. Пока мы писали на Кубе, все это сгорело дотла.
Сейчас я живу в другом, новом, продуманном и комфортном доме, смотрю на газон за окном – туда, где стоял тот наш первый глупый дом. Я совершенно не жалею о случившемся. Сгоревшие любимые вещи у меня в сознании остались как существующие. Ну типа «у тебя есть этот уникальный самовар, но не здесь, не рядом, а где-то. Но он есть, он твой». Страшно жалко картины и библиотеку… Зато мы полностью отформатировали сознание, как диск на компьютере – ррраз! и ничего нет. Все пусто и много места.

- не знала… Картины? Много ваших картин сгорело? Или удача успела их рассовать по галереям?

- У меня сгорели папки с эскизами, очень много, а картин – несколько штук. У Натальи все куда хуже. К тому времени мы открыли нашу первую галерею, Московский Tamburinn, там экспонировалось большинство работ.


"Туфли", из серии "Сбежавшие предметы". 35х32, 2011
«Лейка (Дерево желаний). Из серии "Сбежавшие предметы". 35х32. 2011

- Два художника в семье. Вы друг другу советуете? Критикуете? Восторгаетесь? Поторапливаете? Утешаете? Приносите чай во время перерывов?

- Раньше мы по студенческой привычке работали в одной мастерской, обсуждали что-то, музыку слушали… Лет пять назад разбежались. Каждому для творчества понадобился свой персональный угол. В моем случае – еще и с замком, чтобы запираться. Но мы по нескольку раз в день бегаем друг к дружке за советом. Если в разлуке, то советуемся по скайпу или фотографии работ друг другу шлем. За надцать лет я настолько изучил творческую кухню Наташки, а она – мою, что восторгаться или критиковать друг друга в нашем случае было бы чем-то неестественным, пафосным… Так, подтруниваем – типа «флейц поширшэ схватила и давай махать, как шваброй – нет что бы о деталях задуматься». Или «сидишь сгорбленный, нулевкой запонку на мышином манжете выдрючиваешь, а кто о целостности листа будет думать?»

«Мыши в Casino de Paris», 100х50, смешанная техника, 2006

«Делайте ставки на красного гуся». Из серии Игра. 56х70, смешанная техника, 2007.

- Как вы познакомились с Наташей?

- В девяносто-раннем году в Питерском горисполкоме вышло указание – дескать, мастерские мы даем не только членам союза художника, а всем, у кого есть интересная творческая концепция. Об этом написали в Ленинградской правде. Через час после выхода газеты мы с моей мега-мамой ехали на трамвае в горисполком и придумывали творческую концепцию, да похлеще! позлободневнее! Уже через неделю я, восемнадцатилетний пацанчик, стал обладателем гигантской четырехкомнатной квартиры на Владимирской площади аж на целых пять лет. С огромной бывшей коммунальной кухней, с дровяной плитой, с парадным и черным ходом… В соседней 11-комнатной (!) квартире тусили рокеры. Рядом бурлил знаменитый в те годы сквот – Пушкинская 10. Там пьянствовали Митьки, появлялись БГ, Курехин, Шевчук… До моей родной Мухи было 15 минут быстрой прогулки. Естественно, вся Муха болталась у меня в мастерской. Я был страшно модный:)

«Ушанки и буденовки, или вечерние полеты в Чердыне». 170х65, холст, масло. 2010

Перед просмотрами во всех комнатах и на кухне мы круглосуточно всей оравой рисовали, ну а после сессии долго, шумно и весело пьянствовали. Там я познакомился с Наташкой – она пришла в гости с нашей общей подругой. Наташа мне очень понравилась, но она была замужем. Потом я познакомился с ее мужем и мы даже все вместе и моей тогдашней девушкой весело прокатились по Вологодчине. Лет через пять Наталья с друзьями заглянула ко мне уже в другую мастерскую – проконсультироваться насчет Парижских выставок… Она разводилась с мужем, заканчивала Академию, хотела начать самостоятельно выставляться. Ну вот с тех пор мы и вместе.
Царь цветов. Буква Ц. Азбука. акварель, тушь. 75х56. 2013

- Вы с Натальей организовали собственные галереи Tamburinn. Это было сложно, трудоемко? Где, в основном, продаются работы? На выставках, в ваших галереях, как-то иначе?

- Наши Тамбурины не появились на пустом месте. Просто в какой-то момент для нашей выставочной деятельности возникла потребность в "порте прописки", а начал я эту галерейную или окологалерейную катавасию бог знает когда в юношестве, в Коннектикуте. Тогда я начал тратиться на рамы, цветокоррецию файлов, печать постеров и других материалов, аренду стендов, выставочное оборудование, ну и т. д. Скоро стало ясно, что и творчеством, и коммерцией заниматься трудно, я стал нанимать помощников ... Так что этот галерейно-барыжий хвост тянется из юношества. Большинство последних работ, вернее все оставшиеся последние работы, были проданы просто через почту, через галерею – только мелкая графика.

Работ у меня почти нет, несколько график осталось. Все раскупили, что и хорошо, и плохо. На несколько лет вперед голова и руки уже выкуплены. Но позитивный момент в том , что те темы которые мне неинтересны я могу позволить себе не делать.

«Капризы страуса перед балом». Из серии «Реклама событий, которых не было». 56х70, акварель, бумага тушь, 2008

- Расскажи забавный или удивительный случай с выставки.

- На одной из выставок устроили вернисаж "С": готовили угощения, глядя на мой лист из серии "Азбука" на букву С. Скатерть расстелили на Сене. Угощали гостей Сосисками, Сардельками, Салом, Свёклой, Солью, Сахаром, Спагетти, Самогоном, Сушками и так далее. Во главе стола (сеновала) среди салатных листьев возлежала огромная свиная башка с сережкой в ухе и сигарой в зубах. Глаза у нее были из маслин, а белки глаз – из тыквенных семян. Умертвляли свинью явно варварским способом – череп ей проломили топором. Но наша подруга Таня подошла к проблеме творчески и выпекла хряку симпатичную бейсболку из теста. Голова у этой свиньи оказалось столь огромной, что даже простояв 4 часа в духовке, не пропеклась. Таня предупредила – не жрите! она не съедобна! Но разве ж это кого-то остановит... Несмотря ни на какие мольбы, башку обглодали, отъели пятак, уши, щеки, слопали бейсболку, а потом кто-то упер остов домой.

«На бал в Балаклаву». Из серии «Крымские каникулы». 56х70 акварель, бумага, тушь 2008

- Расскажи о визуальном наваждении. Подозреваю, что у тебя их много. Чтоб было понятно, о чем я: например, если в картине есть дирижабль или воздушный шар, то мне она понравится, независимо от всего остального. То же самое касается старинных цирковых велосипедов, заводных кукол и автоматонов, масок, чудовищ из бестиариев и так далее. Я могу нарисовать нечто очень сложнонавороченное ради одной понравившейся прически 18 века. Расскажи о своих.
«Кринолин над городом». Из серии «Маскарад на ходулях». 40х50, акварель, бумага, тушь, 2006

- Даже не знаю, что и добавить. Все тобой перечисленное меня вдохновляет. Правда, последнее время ловлю себя на одном моменте… Сейчас, к примеру, я работаю над «Азбукой» и вот, скажем, делаю я разворот на букву Т. Среди предметов на данную букву мне надо нарисовать Телефон и Телевизор. Конечно, рука сама выводит эдакий аппарат, в который перед разговором нужно докричаться до «барышни-телефонистки», который мелодично дзынькает в передней или висит черным агрегатом в длинном коммунальном коридоре, а вокруг все пространство испещрено нацарапанными на стене номерами. Ну а телевизионный ящик, конечно, накрыт кружевной накрахмаленной салфеткой… Наверное, это все-таки, особенно в разрезе азбуки, неправильно. Наверное, нужно исхитриться и найти ловкий ход, как интересно отображать современный быт, современные девайсы.
Тигры над тибром. Буква Т. Азбука. акварель тушь. 75х56. 2013

Жатва, или Женихался Жорж к Жоржетте. Буква Ж. Азбука. акварель, тушь. 75х56. 2014

Наводнение на Неве. Буква "Н", Азбука. Акварель, тушь. 75х56. Санкт-Петербург, деревня Кишарино. 2014<

- Есть такое. Я называю это «проблемой Чуковского». Она широко распространена в детской классической литературе – совершенно невозможно современному ребенку читать про все эти тазы, ухваты, сита-корыта и кочергу... Напоследок расскажи немного о раннем детстве, родителях, семье. Что поразило, что повлияло, что сделало таким, какой есть.

- Мои родители – неслыханные путешественники и романтики, причем с годами они темп только наращивают и в одном, и в другом… 76 лет ребятам. У них праздник каждый день! Оленька возвращается с дачи – Лёвушка мчится на такси в Метрополь за слоеными пирожками, как же можно встретить Оленьку бульоном без метрополевских пирожков? У родителей всегда праздничный завтрак, обед и ужин, где бы они ни были – дома или в поездке, в отличном отеле или плохонькой придорожной гостинице. На крахмальной скатерти или на ящике из-под картошки. Наверное, я у них унаследовал умение будни превращать в праздники, порой самыми простыми подручными способами.

Ялтинские Яблоки. Буква Я. Азбука. акварель тушь. 75х56. 2014
«Небесный карамболь». Триптих, 35х60, 80х60, 35х60. Из серии Игра. смешанная техника, 2007

- Дай нам напутствие. Как жить и творить. Что делать, чему учиться, на какой зов идти, чтобы стать художником?

- В пять лет я поступил в студию рисования «Мы рисуем в Эрмитаже». Базировалась она под Иорданской лестницей Зимнего дворца, вполне такое местечко! А вел занятия у нас обаятельнейший Борис Кравчунас. Молодой мухинец, яркий брюнет с пышными усами и тихим голосом, врожденный интеллигент. Сейчас он так же и там же преподает. Теперь он – заслуженный-перезаслуженный преподаватель России, бесспорно он гений!

Так вот. Была у него любимая присказка: «Художник всегда прав». Впрочем, говорил он это, просматривая наше детское творчество, в очень разных контекстах. Например: «Не ясно, Петя, что ты тут хотел изобразить, но! художник всегда прав.» Или же: "Вот молодец! Наконец-то! Художник всегда прав!»

Эта фраза запала намертво в мой детский мозг. С этими словами я иду по жизни. Этот простой девиз сплетает вокруг тебя, особенно в фазе становления и неуверенности в себе, непробиваемую кольчугу, а также заставляет относиться с уважением к коллегам, работающим в самых разных, порой неприемлемых для тебя формах творчества.


художник в творческой поездке:)
Tags: искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Жемчужина Маурицхёйс

    Правда ли, что серьга на картине Яна Вермеера « Девушка с жемчужной серёжкой» на самом деле не жемчужная? Детский вопрос. Похожий на:…

  • Не мечите бисер... (с)

    Михаил Казиник (13.11.1951, Ленинград) — скрипач, лектор-музыковед, искусствовед, педагог, культуролог, писатель-публицист, поэт, автор и…

  • Неустойчивость Кельвина—Гельмгольца

    Думаю, что даже люди далекие от искусства и лишь краем уха слышавшие о существовании художника Ван Гога без труда узнают автора этой картины -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments