Би-би-си, Москва
(полностью - здесь)
Война в Сирии
Утром в среду Совет Федерации РФ ответил согласием на запрос президента Владимира Путина использовать российские ВВС в Сирии*.
(* - "Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев в эфире канала «Россия 24» не исключил, что российские удары могут затронуть не только территорию Сирии, но и сопредельных государств".НГ)
Поддержка с воздуха
Последние дни аналитики говорили об участии России в воздушной войне на стороне Асада как о решенном деле. ...Российские истребители Су-25 и истребители-бомбардировщики Су-24 на единственном находящемся под контролем сирийских правительственных сил крупном аэродроме в Латакии были хорошо видны на снимках из космоса. Правда, тогда еще сохранялась возможность утверждать, что Россия лишь поставляет технику, а воюют местные авиаторы.
У СССР и России имеется громадный опыт ведения секретных войн, в том числе, воздушных. Однако в данном случае было решено не юлить, а действовать прозрачно.
Во-первых, как демонстрирует тот же опыт, шило все равно неизменно вылезало из мешка.
Во-вторых, возможно, сыграли роль пропагандистские соображения. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в своем заявлении сделал упор на том, что россияне якобы будут бомбить сирийскую территорию по просьбе легитимных властей страны, следовательно, наше дело правое и стесняться нечего, а вот удары по "Исламскому государству" США и их союзников якобы нелегитимны.
Могло иметь место еще одно соображение. Последние дни наблюдатели много говорили о том, что в ответ на эскалацию боевых действий в Сирии США могут ввести запрет на полеты авиации дамасского режима, а запретить что-либо РФ, мягко говоря, проблематично.
Сегодняшняя бомбардировка Хомса, Reuters
Закон и процедура
Порядок принятие решения об использовании российских вооруженных сил за границей определен статьей 102 Конституции РФ и законом "Об обороне" от 31 мая 1996 года. Он приводился в действие трижды: в августе 2008 года в связи с российско-грузинской войной, в мае 2014 года из-за украинских событий и вот теперь применительно к Сирии. Процедура во многом копирует законодательство США. Разница в том, что в Америке реально существует разделение властей (в сентябре 2013 года Конгресс не дал Бараку Обаме согласия на военную операцию в Сирии), а в России воля Путина становится законом почти автоматически.
...Закон "Об обороне" содержит исчерпывающий перечень оснований для военной операции за пределами страны:
1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации;
2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой;
3) защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них;
4) борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.
2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой;
3) защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них;
4) борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.
В случае Сирии речь идет не о внешней агрессии, а о внутреннем конфликте.
Правда, закон "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 года содержит дополнение: "Вооруженные Силы РФ могут применяться для пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации". Поскольку Москва считает террористами всех противников Башара Асада, формально правовая норма соблюдена.
Слово "террористы" в данном контексте замелькало в заявлениях российских официальных лиц сравнительно недавно. Теперь понятно, зачем.
Секреты Полишинеля
Во время гражданской войны в Испании советские пилоты и танкисты перекрашивались в "Мигелей" и "Пабло", а в Китае примерно в ту же пору сражались с японцами летчики "Ли Си Цын" и "Ван Ю Шин".
В Корейской войне участвовали 26 тысяч советских военнослужащих. СССР официально признал этот факт только в 1970-х годах. Сталин запретил своим пилотам перелетать 38-ю параллель, чтобы они не могли быть сбиты и очутиться в плену.
Во время Карибского кризиса советский представитель в ООН отрицал наличие советских ракет на Кубе, пока посол США тут же, прилюдно, не предъявил уличающие фотоснимки.
Во Вьетнаме американские летчики уверяли, что в ходе воздушных боев над Ханоем и Хайфоном слышали в эфире русский мат.
По данным сайта министерства обороны РФ "Россия и СССР в войнах XX века: потери вооруженных сил",
в Китае до и после Второй мировой войны тайно и безвестно погибли 1163 советских военнослужащих, в Корее - 315, во Вьетнаме - 16, на Кубе - 69, в арабо-израильских войнах - 52, в Алжире - 25, в Анголе - 11, в Мозамбике - 8, в Эфиопии - 33 человека. Число участников, естественно, было намного больше.
В первые годы войны в Афганистане сообщения советских СМИ выглядели примерно так: "Афганские правительственные войска наносят сокрушительные удары мятежникам, которые бегут на территорию Пакистана". Советские же солдаты якобы только сажали деревья и играли в футбол с местным населением.
Скрывались не только цифры, но и сам факт людских потерь, равно как и то обстоятельство, что президент Амин был убит не соотечественниками, а советскими спецназовцами.
Во время грузино-абхазского конфликта 1992-1994 годов грузинские позиции бомбили "самолеты без опознавательных знаков". В Москве пожимали плечами: знать ничего не знаем. В ноябре 1994 года была сделана закончившаяся провалом и грандиозным скандалом попытка взять Грозный якобы силами антидудаевской оппозиции, костяк которых составили 40 российских танков с экипажами, тайно завербованными Федеральной службой контрразведки в подмосковной Кантемировской дивизии.
После "марша на Приштину" в июне 1999 года министр обороны Игорь Сергеев у себя в кабинете уверял американского дипломата Строуба Тэлботта, что случилось недоразумение, пока ему прямо в ходе беседы не доложили, что CNN ведет прямой репортаж из окрестностей аэропорта Слатина.
В ходе конфликта на Донбассе общественности предлагалось поверить, будто гражданские ополченцы так управляются с неизвестно откуда взявшимися танками, гаубицами и системами залпового огня, что регулярная украинская армия их победить не может.
Ну, хоть так
То, что в случае с Сирией российское руководство решило не "уходить в глухую несознанку", а поступить более или менее цивилизованно - сам по себе факт положительный. Столь же очевидно, что Россия на фоне рецессии, нерешенной украинской проблемы и наихудших за последние 30 лет отношений с Западом втягивается в новый конфликт, на сей раз - далеко от своих границ.
Главный аргумент Москвы, к которому, по идее, должно прислушаться и мировое сообщество, - необходимость остановить расползание исламского радикализма и исход беженцев из Сирии. "Если ИГ победит на Ближнем Востоке, следующей будет Россия, и бороться с ним придется уже не в Сирии, а на своей территории. А затем наступит очередь Европы", - заявил Русской службе Би-би-си руководитель центра политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев.
Резон в таких рассуждениях есть. Но принцип превентивной самообороны способен завести далеко, если следовать ему, не зная меры. Это логика "Большой игры" и классического империализма XIX века. Из такого-то региона для нас может исходить потенциальная угроза, следовательно, необходимо установить над ним контроль. Потом возникает угроза уже для новой сферы влияния, дислоцированных там войск, коммуникаций, дружественного правительства - и "в интересах безопасности" приходится захватить еще что-нибудь.
Чем на самом деле руководствуется Владимир Путин? Общечеловеческими интересами? Стремлением сохранить у власти союзника и создать плацдарм на Ближнем Востоке? Надеждой, что Запад поблагодарит и отменит санкции - по крайней мере, забудет об Украине? Тщеславием: мы великая держава, нигде в мире без нас не разберутся?
Перспективы конфликта туманны.
"Победить это Асаду нисколько не поможет, против него в общей сложности больше 100 тысяч бойцов воюют, их бомбежками не остановишь", - считает Павел Фельгенгауэр.
"Полностью восстановить контроль Асада над территорией Сирии - задачи такой нет сейчас. Цель скромнее: передышку получить, зачистить захваченные противником анклавы в алавитской зоне, снять непосредственную угрозу Дамаску", - говорит Андрей Фролов.
"Мы ожидаем, что русские столкнутся с более активным сопротивлением в Сирии, чем в Афганистане, и они понесут весьма значительные потери", - заявил корреспонденту Times представитель Свободной сирийской армии Осама Абу Заид.
-------------------------
Дополнение (

В сирийском конфликте участвуют как минимум четыре внутренних противника: правительственные войска Башара Асада, курды, объединенные силы оппозиции и ИГИЛ («Исламское Государство Ирака и Леванта»). При этом каждый из участников боевых действий воюет сразу на два фронта: правительственные войска против оппозиции и ИГИЛ, курды - против ИГИЛ и частично, оппозиции, и (что к Сирии как бы не относится) - против турецкой армии. Оппозиция противостоит ИГИЛ и правительству Асада, ИГИЛ - как бы, против всех. При этом ИГИЛ для Асада представляет значительно меньшую опасность, чем оппозиция. Это влияет и на действия России по "спасению Асада": для запада - Россия бомбит ИГИЛ, фактически - силы оппозиции.
С точки зрения Израиля, ближайшего соседа, а потому и далеко не равнодушного наблюдателя, в военных действиях в Сирии есть ещё пятый участник - Хезболла (ливанская шиитская группировка) и отдельные подразделения иранских сил, которые действуют в основном на границе с Ливаном, но всячески стараются запастись оружием для будущей войны с Израилем.
Следует добавить ещё один очень важный фактор, разделяющий противников, - религиозная принадлежность. То есть - все они мусульмане и все равны, но, как говорил классик, "некоторые равнее". Или, во всяком случае, так себя считающие. И эту проблему они решают уже почти полторы тысячи лет. Безуспешно.
Итак, Башар Асад – алавит, приверженец одного из течений шиизма, пользуется поддержкой шиитского Ирана. Оппозиция и ИГИЛ - мусульмане сунниты. Курды - большинство исповедует ислам суннитского толка, часть — ислам шиитского толка, а также езидизм и христианство.
Вот такой расклад.