arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Category:

Музеи мира на GOOGLE

Вот уже больше месяца, как я открыл для себя прекраснейшую галерею, Google Art Project: на одном портале музеи разных стран. Очень хотелось поделиться с теми, до кого эта новость ещё не дошла, но для этого надо было найти "золотую середину" между уравновешенным репортажем и восторгами любителя живописи. Чтобы в восклицательных знаках не утонул смысл "открытия". Пока я собирался рассказать об этом, российский портал LENTA.RU опубликовал статью "Вход бесплатный", который я с некоторыми сокращениями (и дополнениями в виде картинок – скриншот с сайта Google Art Project) помещаю здесь.

112.12 КБ
Заглавная страница галереи. Фон меняется в зависимости от случайно выбранной картинки.
Здесь - деталь покрывала на кровати из картины Ван Гога "Спальня художника в Арле".

Гугл предоставил возможность погулять по залам музеев и увидеть, где висит, интересующая картина, что висит рядом и дальше, в следующем зале.

96.82 КБ
Музей Ван Гога. Амстердам. Зал, в котором висит картина "Спальня художника в Арле".

17 музеев из девяти стран, 385 выставочных залов, 400 художников и 1060 картин в высоком разрешении - это Google Art Project. Любой человек, у которого есть выход в интернет, теперь может посетить музей Метрополитен, Третьяковскую галерею, Тейт и Эрмитаж и рассмотреть их экспонаты в таких подробностях, которые не доступны даже в реальности…

До тех пор пока специалисты Google не сфотографировали в высоком разрешении знаменитую картину "Жатва (Август)" Питера Брейгеля-старшего, директор лондонской галереи Тейт не знал, что на ней изображена традиционная для Жирного вторника игра, во время которой крестьяне швыряют палки в привязанного к шесту гуся. Реальные размеры фигурок этих людей на заднем плане не превышают нескольких миллиметров, поэтому рассмотреть их на картине, хранящейся в музее Метрополитен, практически невозможно. Вернее, было невозможно до недавнего времени.

[Из статьи "Вход бесплатный"]

104.60 КБ

Крестьянские развлечения и безудержные фантазии Брейгеля – это для любителя и искусствоведов. Его ведь можно рассматривать часами и каждый раз открывать там что-то новое. Как писала Новелла Матвеева:
О, каверзный Брейгель!
Простейшие пьянки и пляски,
Как жуткую тайну, открыл он.
Как заговор, предал огласке.

"Питер Брейгель-старший" (поэма)

Как по мне, если уж рассматривать средневековье, предпочитаю Рембрандта. Посмотрите на "Ночной дозор" Рембрандта в Рейксмузеуме Амстердама. Путеводители говорят, что картину лучше всего рассматривать издали. Большая очень. Но в галерее можно увидеть её вот так, вблизи.

94.46 КБ

Как выразительны лица этих предводителей отряда стрелков - капитана (слева), лейтенанта (справа) и ещё какого-то бюргера. Они вроде бы вместе и, в то же время, каждый занят своими мыслями. В музее при всем желании так не увидишь.

А кому удавалось вот так, вблизи рассмотреть в Третьяковке Иисуса Христа на картине "Явление Христа народу" Александра Иванова?

68.82 КБ

Сразу приходят в голову пронзительные строчки Вениамина Блаженного:
Сколько лет нам, Господь? Год за годом с тобой мы стареем...
Помню как на рассвете, на въезде в Иерусалим
Я беседовал долго со странствующим иудеем,
А потом, оказалось - беседовал с Богом самим.

Сколько "тихой гармонии" и радостного ожидания в картине Яна Вермеера "Офицер и смеющаяся девушка" из собрания Фрик, но разве это разглядишь в ограниченном по времени посещении музея в Нью-Йорке? Только дома, сидя у экрана монитора, приближая и удаляя от себя изображение улыбающейся девушки, можно разглядеть то, о чем пишут опытные искусствоведы – крошечные точечные мазки концом кисти, с помощью которых художник добивался удивительной передачи дробящихся лучей на неровных поверхностях лица и одежды, на фоне стены, залитой мягким светом севера Европы.

75.07 КБ

Дальше в статье "Вход бесплатный" автор рассказывает:

Многие музеи и галереи и раньше выкладывали свои оцифрованные коллекции в интернет, причем в гораздо большем объеме. (Наиболее показателен с этой точки зрения Нью-Йоркский музей современного искусства, который опубликовал на своем сайте абсолютно все, что у него есть - 34 тысячи работ, многие из которых в самом музее увидеть невозможно.) Однако благодаря таким технологиям, как Picasa, App Engine и Street View, энтузиастам из Google удалось создать нечто новое.

Во-первых, еще никто не собирал в единую базу и не систематизировал работы из разных музеев мира, создавая нечто большее, чем просто набор репродукций. Во-вторых, проект Google интерактивен: можно составить свой список шедевров и поделиться им с друзьями. В-третьих, Street View позволяет буквально "пройтись" по залам знаменитых музеев. Рассмотреть картины в таком режиме не получится, но зато никаких японских туристов и музейных смотрителей.

Отдельного упоминания достойны картины, сфотографированные в сверхвысоком разрешении. Изображение каждой из них состоит из приблизительно семи миллиардов пикселей, то есть их разрешение в тысячу раз выше, чем у простой цифровой фотографии. Благодаря такому увеличению можно рассмотреть не только крестьян Брейгеля, но и самые тонкие мазки, мельчайшие детали и трещины в краске. Есть и другие особенности - к примеру, картину "Не надо, женщина, не плачь" из галереи Тейт можно посмотреть в особом "ночном" режиме, чтобы увидеть спрятанную ее автором Крисом Офили надпись, которая видна только в полной темноте.

Для российских музеев такая съемка стала подарком. Директор ГТГ Ирина Лебедева рассказала, что их "флагманскую" картину - "Явление Христа народу" Александра Иванова - специалисты Google снимали целый день. "Для того чтобы самим так сделать, у нас нет технологий, нет таких возможностей", - добавила она. "Уровень съемки такой, что даже специалистам интересно, исследователям и реставраторам", - присоединилась к ней представительница дирекции Эрмитажа.


39.20 КБ
Фрагмент скульптуры "Амур и Психея". Антонио Канова. Эрмитаж.

От себя могу только добавить, особое удовольствие доставляет эта галерея ещё и тем, что не толпятся около понравившейся тебе картины "знатоки", которые с умным видом (и обязательно, чтобы его услышали) сообщают свои достаточно тривиальные мысли, необязательно ходить из зала в зал до потери пульса в поисках тех нескольких картин, которые мечтал увидеть (всё посмотреть, никогда не получится), а ещё – можно всё отложить в сторону, пойти проверить, что в холодильнике лежит не так, и со свежими силами вернуться на сайт, чтобы растянуть удовольствие как можно дольше.
Tags: для души
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments