arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Гёбекли Тепе - неожиданный артефакт

Вряд ли есть человек, который хоть однажды не задался бы вопросом: "Что было раньше - курица или яйцо?" Вопрос "детский" и понятен каждому, но нас, привыкших всегда искать связь между причиной и следствием, он ставит в тупик: действительно, что раньше курица, откладывающая яйца, или яйцо, из которого появляется будущая курица? Философия. Насколько всё проще в обыденной жизни - фонарь под глазом не появляется раньше, чем кто-то приложится к глазу, и вообще, мы ведь знаем: дыма без огня не бывает. В истории мы тоже пытаемся понять последовательность событий и причинно-следственную связь между ними. Вот к примеру, совершенно очевидна жизненная важность хлеба и кажущаяся второстепенность такого продукта, как пиво. И первое, что приходит в голову, конечно, хлеб появился раньше пива. А так ли это? А, может быть, "в начале было пиво"? Может быть, но вряд ли мы узнаем когда-нибудь правильный ответ, хотя некоторые намеки на это можно прочесть здесь - "В начале было пиво..."

Вспомнил я об этом, в связи с Гебекли Тепе (Göbekli Tepe) - недавним археологическим открытием огромного комплекса культовых мегалитических сооружений на Армянском нагорье, на юго-востоке Турции. Согласно палеомагнитным измерениям и обнаруженным ранненеолитическим орудиям труда, возраст этих сооружений оценивается в 12 тыс. лет, т.е. минимум на несколько тысячелетий старше Иерихона, древнейшего города на Земле, "неолитической революции", положившей начало земледелию и оседлой жизни, и всей культуры "Плодородного полумесяца" - колыбели нашей цивилизации.


Так что же появилось раньше - оседлая жизнь и города, в которых жили люди, строящие совместными усилиями крепостные стены для защиты от врагов, или религиозные центры, собиравшие людей для поклонения божеству и строительства культовых сооружений? Что в результате оказалось важнее - примитивный прагматизм и стремление выжить (так, вроде, подсказывает нам наша логика и теория эволюции) или мистические попытки заручиться помощью невидимого, неосязаемого, лишенного всяких физических качеств божества?

Ведь как мы представляем себе человека 10-го тысячелетия до н.э., периода мезолита? До начала сельского хозяйства. До изобретения колеса и изделий из металла и керамики. До строительства каменных жилищ и защитных стен. Это люди каменного века, возможно, в набедренных повязках, но скорее, в звериных шкурах - ведь только-только отступили льды и по ночам ещё довольно прохладно. Они охотятся на животных и собирают дикорастущие плоды, но уже пользуются огнем и делают довольно искусные орудия труда из кремня. Они хоронят людей своего племени и в некоторых погребениях встречаются украшения - бусы и подвески, что говорит о наличии какого-то свободного времени, не занятого поисками пищи.

Вот так, примерно, как в этом рассказе о натуфийцах, людях эпохи мезолита на Ближнем Востоке -


И вот однажды эти люди собираются вместе и строят нечто столь монументальное, столь внушительное и столь необычное, что поражает воображение по сей день.





(Фотографии: © Actual Archaeology, Summer 2012, Issue 02)

Вот как представил себе строительство этого комплекса 12 тыс. лет назад художник-иллюстратор National Geographic Фернандо Баптиста (Fernando Baptista) - Building Göbekli Tepe

(Фотографии: © National Geographic)

Древние артефакты (кремневые ножи, скребки и проч.) на холме Гёбекли Тепе ("Пуповинный холм") были впервые обнаружены в 60-х годах прошлого века, но расположенное поблизости мусульманское кладбище предполагало продолжение традиции погребения, и нашедший их американский археолог Петер Бенедикт (Peter Benedict) решил, что холм скрывает ещё более древние, возможно, византийские захоронения. Обычно раскопки в таком месте - табу для археологии, и дальнейшие исследования были прекращены.

Но в 1995 году, недавно скончавшийся от сердечного приступа, сотрудник Германского археологического института, профессор Клаус Шмидт (1953 - 20.7.2014) занялся изучением кремневых орудий, и на холме Гёбекли Тепе он обнаружил необычайное скопление таких артефактов. Рядом лежали кучи "сырья" - кремневых желваков (нуклеус) и булыжников. Создавалось впечатление, что здесь работала крупная мастерская по изготовлению каменных орудий, явно предназначенная для удовлетворение потребностей не только местного населения. Шмидта удивило, что мастерская располагалась на вершине холма - сырье приходилось таскать наверх, а готовую продукцию спускать вниз.

В том же году Клаус Шмидт купил дом в соседнем городе Урфа (Шанлыурфа), сделав его базой археологических раскопок Гёбекли Тепе. Его график состоял обычно из двух месяцев раскопок весной и двух осенью.


Уже в самом начале под слоем кремневых орудий археолог обнаружил несколько установленных вертикально Т-образных известняковых стел высотой по три метра с изображениями животных. И это-то представилось ему наиболее интересным. Датирование показало, что они относятся к самому раннему неолиту, находящемуся на границе с концом палеолита, примерно за 11 500-9600 лет до нашей эры. То, что в археологии называют мезолит, т.е. "средний каменный век".

Журналист Нью-Йоркского издания EurasiaNet, Николас Бёрч, специализирующийся на освещении событий в Турции, рассказывал в апреле 2008 года:

"Это место – сверхновая звезда, – говорит Шмидт, стоя под одиноким деревом на продуваемом ветрами холме в 55 км к северу от границы Турции с Сирией. – Уже в первую минуту после его обнаружения я знал, что у меня есть два пути: либо уйти отсюда, не сказав никому ни слова, либо провести остаток жизни здесь, на этих раскопках".

Наняв рабочих из местных курдов, археологи очистили три круглых помещения диаметром по 15-20 метров и 39 монолитных стел, на которых был изображен целый зоопарк: леопард, лиса, дикий осел, змеи, кабан, утка, тур. Обнаружены и существа, похожие по виду на людей, но они всегда были без глаз, носа и рта.


Большинство изображений вырезано на поверхности столбов в виде рельефа. Но встречаются и поражающие воображение трехмерные скульптуры. Одна из наиболее ярких — лев, спускающийся вниз по колонне.

На раскопанных позже стелах оказались еще и изображения насекомых, газели, журавля, горного барана и что-то вроде сороконожки. Посреди одного из круглых залов, опираясь на мозаичный, выложенные галькой пол, стояли две 5-метровые каменные колонны весом по 50 тонн. Еще несколько таких колонн были вделаны в довольно грубо обработанные стены из простого камня.

Все эти барельефы являются совершенно уникальными и свидетельствуют о том, что люди, строившие этот комплекс, обладали хорошим художественным вкусом и очень точным восприятия мира. Это не были дикари, какими мы их себе представляем.

"Всегда полагалось, что только сложные общества с иерархической структурой могли построить подобные монументальные сооружения, и что они появились лишь с возникновением землепашества. Гебекли перевернул все представления. Это сложное сооружение и относится к эпохе до зарождения земледелия ", – говорит профессор антропологии Стэнфордского университета Ян Ходдер (Ian Hodder), руководитель раскопками в Чатал-Хююк, поселение эпохи неолита (8-ое тысячелетие до н.э.) на территории Турции.

Геомагнитное сканирование Пуповинного холма показало, что в нем скрывается не менее десяти подобных округлых образований, и если каменные стелы и колонны расставлены в них так же, как в уже раскопанных залах, то таких монументов должно быть около двухсот.


(Фотография: © Гебекли Тепе, Википедия)

Хотя раскопана только малая часть этого комплекса, материала должно было быть достаточно, чтобы иметь представление о предмете поклонения, причинах, побудивших предпринять такое грандиозное строительство, да и о социальной организации этих работ. Кто-то должен был планировать установку стел и колонн, доставлять строительный материал и обрабатывать его, руководить людьми, обеспечивать их пропитание, защищать от врагов и диких зверей, восполнять естественные потери... Но ни на один из этих вопросов у археологов нет ответа. Более того, ученые могут только предположить, что это было ритуальное сооружение, но совершенно неизвестно, кому поклонялись, и что заставило древних людей собраться вместе и возвести такую поистине колоссальную постройку.


Среди исследователей и энтузиастов нет недостатка в самых разных идеях и предположениях. Одни считают, что Гебекли Тепе был не храмом, а лишь местом, где жили люди, хотя на всей территории нет ни каких признаков человеческого жилья и захоронений. Другие полагают, что это место было предназначено для проведения ритуалов плодородия, а два высоких камня в центре каждого круга символизируют собой мужчину и женщину. Но на столбах отсутствуют известные в каменном веке символы плодородия, найденные в других раскопках (напр., так наз. "палеолитические Венеры"), а сами столбы в форме буквы "Т", с намеком на стилизованный человеческий образ, не имеют никаких признаков пола.

Есть также мнение, что именно строительство этого храма сыграло важную роль в процессе перехода к сельскому хозяйству, а значит и к зарождению цивилизации в привычном для нас представлении. Как только древние люди собрались вместе, стали жить в одной точке, стало сложно прокормить столько работников и паломников. И возможно, именно это подтолкнуло их к одомашниванию диких растений и животных. Ну и, конечно, не обошлось без инопланетян, с помощью которых можно объяснить всё, но эта тема из области ненаучной фантастики и оставим её сказочникам-фантастам.


Однако на этом загадки Гебекли Тепе не кончились. Уже во время раскопок археологи были приятно удивлены удивительной сохранностью найденных артефактов. Оказалось, что примерно за 7500 лет до н. э. люди по неизвестным причинам ушли из этого места. Огромный комплекс был засыпан землей, над ним насыпали искусственный холм, благодаря чему храм и сохранился на протяжении десятка тысяч лет.

Что же такое случилось, почему в те далекие времена засыпали храмовый комплекс Гебекли Тепе? Вряд ли мы получим когда-нибудь однозначный ответ, но есть некоторые соображения на этот счет.

До последнего времени считалось, что освоение земледелия и переход кочевых племен к оседлому образу жизни стал причиной образования крупных городских центров и строительства храмов. Но существование религиозного комплекса Гебекли Тепе задолго до появления земледелия и первых городов говорит о другом.

По всей вероятности, всё происходило совсем в другом порядке: функционирование такого грандиозного святилища, мистическим образом поддерживавшее существование людей, побуждало их не отдаляться от него, оставаться вблизи святого места и устраивать там постоянные жилища. Если это действительно так было, то, по всей вероятности, появление храмов предшествовало оседлому образу жизни и образованию городов, что существенно изменило человеческую систему ценностей.

Вслед за собакой, прибившейся ещё при кочевой жизни, люди начали приручать других животных, которые смогли преодолеть страх перед ними и оставаться/возвращаться к жилищу. Люди стали селиться на равнинах, поближе к воде и плодородным почвам, которые они обрабатывали. Обожженная керамика становится обычным предметом обихода. В археологических раскопках всё чаще появляются глиняные фигурки божеств с подчеркнутыми признаками женского пола, что говорит о возникновении и широком распространении культа плодородия.

Изменились религиозные верования, ритуалы охотников и собирателей устарели, потеряли свое значение. Героический ореол охотника, обеспечивавшего мясом животных, изображенных в частности на стелах святилища Гебекли Тепе, потускнел. Образ землепашца стал важнее охотника-собирателя.


Джаред Даймонд в своей знаменитой книге "Ружья, микробы и сталь" (гл.4, Сила земледелия) пишет:

"Особое преимущество оседлого образа жизни заключалось в том, что он позволил человеку хранить продовольственные излишки... Когда кочующим охотникам-собирателям время от времени удавалось за раз добыть больше пищи, чем они могли съесть за два-три дня, от такого везения было мало толку — оставшееся несъеденным нужно было еще сберечь".

Историкам известно, что с началом оседлости прежние стоянки человека почти всегда оказывались заброшенными. Происходил как бы перелом культурного самосознания людей. Старые храмы охотников с их множеством изображений животных вошли в конфликт с новой системой ценностей человека - земледельца.

И Каин убил Авеля. "И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец". [Быт. 4:2]


© Арк.Таль

[источники]источники
Tags: Истории из Истории, археология
Subscribe

Posts from This Journal “Истории из Истории” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments