arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Камни рассказывают про Иерусалим

Оригинал взят у janataha в История раскопок города Давида - научная фантастика руками археологов.
Самое захватывающее и приключенческое место в Иерусалиме это невысокий холм за его стенами. Но именно тут, был основан и построен Иерусалим, который три тысячи лет назад при царе Давида стал духовной и административной столицей объединенного израильского царства.
И это именно то место, где все начиналось!!!
История города Давида - это история всего израильского народа, если не сказать больше.
А история раскопок и обнаружения исторического Иерусалима, забытого в веках под многометровым слоем земли - это наверное самая увлекательная история археологии. Науки, в общем-то , довольно новой и возникшей где-то только в 19 веке с идеей превращения античных мифов в реальные доказательства.
В 1812 году Буркхардт открывает Петру и дорогу Благовоний
В 1873 году Шлиман находит Трою
А ведь Танах, Библия - это тоже древние мифы, которые можно найти.
И в 1867 году 1-ая экспедиция Британского Фонда отправляется в Палестину, чтобы найти определенные библейские места.


И надо сказать, они были не первыми тут. Еще в 1838 и 1852-ом Эдвард Робинсон посещает Иерусалим и даже публикует книгу о своих открытиях.
В частности именно ему принадлежит честь открытия "арки Робинсона" в Западной стене Храмовой Горы и туннель пару сотен метров южнее.


Конечно, всем исследователям хотелось исследовать саму Храмовую Гору и подземелья Эль Аксы и Купола над Скалой.
Но и сейчас и тогда это было запрещено Вакфом. Святыни ислама раскопкам не подлежат!
Вот и приходилось утолять исследовательскую жажду вокруг Храмовой Горы. Не внутри, так хоть в максимально близком контексте.


В 1867 Чарльз Уорен возле туннеля, открытого Робинсоном, обнаруживает систему водных сооружений в том числе знаменитую скважину ( пир Уорн) .
В 1880 году дети, игравшие в туннеле находят табличку с надписью от строителей туннеля.
И дальше , как в сказке про Алису в стране чудес, становится все чудесатее и чудесатее!
Достаточно лишь "прыгнуть в нору за белым кроликом".


В 1908-ом финский мистик и маг Энрик Ювелюс организует экспедицию в поисках ковчега завета и сокровищницы Храма.
Во главе экспедиции становится великий авантюрист Монтегю Паркер.
А чтобы выглядеть в глазах общественности более солидно, в состав команды включается отец Луи Винсон, доминиканский священник. Благодаря Винсону до нас и дошли рисунки и планы раскопок. Сам Паркер был искателем сокровищ, а не археологом.
Лорды и графы стоят в очереди, что спонсировать экспедицию и Ювелюс легко набирает не малую сумму, а Паркер щедро дает взятки половине турецкого правительства и получает разрешение копать в Иерусалиме!


К слову сказать, Паркер был единственным кому удалось пару недель копать даже на Храмовой Горе и даже остаться после этого живым.
Но правда, бежали они со святой земли от преследования арабов очень быстро.
Нью-Иорк Таймс от 5 мая 1911 года вышла с заголовком: "тайная экспедиция англичан, копавших под Мечетью Омара скрылась на яхте, унеся с собой сокровища Храма, корону, меч и кольцо Соломона!"
Паркер уплывает на Кипр и там пишет, что из-за спешки оставил в Иерусалиме ведра и свою любимую лопату. А в 1997-ом профессор Рони Райх по просьбе министерства древностей проводит проверочные раскопки в районе родника Гихон. Тут хотят открыть центр посетителей : касса, магазинчик, кофе, фильм и проход по туннелю Хизкияху. Такой небольшой, на часик - полтора приятный маршрут. Национального парка "город Давид" еще не было, был только туннель.
И первое что находят в 1997-ом, это ведра и лопату Паркера, которую он оставил тут в 1911-ом!


Месяц, что дали археологам продолжился до 2014 года - 18 лет раскопок!
Рони Райх и Эли Шукрон обнаруживают огромное количество потрясающих элементов древнего Иерусалима. От времен Давида до византийского периода. Раскапывается все больше и большая территория города Давида.


Один из арабских жителей соседнего Силуана подает жалобу в суд на Эли Шукрона, что якобы копает прямо под его землей. Эли отвечает на суде, что он только расчищает, то что было выкопано царем Давидом. Против Давида иск не принимается.


Рони Райх и Эли Шукрон раскапывают настоящий бассейн Шилоах, который во времена 2-ого Храма служил для ритуального омовения и храмовых церемоний.


Они обнаружили улицу со ступенями, которая поднималась от бассейна к Храму и систему канализации под этой улицей.


Параллельно в 2005-ом возобновляются раскопки возле "ступенчатой кладки", обнаруженной еще Роберт Макалистером в 1923-ом году.


Эйлат Мазар утверждает, что нашла на вершине "ступенчатой кладки" не много, ни мало, а сам дворец царя Давида.
Доказательством служит протоионическая капитель, найденная еще Кетлин Кеньон, копавшей здесь в 60-ых годах под иорданской властью; керамика 10 века до н.э.; монументальное сооружения с толстыми стенами щебенчатым полом в финикийском стиле ; а так же топография местности.
Ведь где-то у Давида должен быть дворец, а это единственное место, где он может быть построен!


Дворец Давида или нет, но «Большое каменное строение» явно не просто домик. Для такого строительства нужен инженер, архитектор, иерархия, управление, короче сильная царская власть.
И разрушено здание было в сильном пожаре в 6 веке до н.э.
От пожара остался толстый слой пепла и в одной из комнат, вероятно в царском архиве найденны сотни целых печатей - буллот, которым запечатывали письма и документы.
Надо сказать, что в качестве бумаги в Египте в это время использовали папирус. В Месопотамии использовали глиняные таблички. У нас не было ни того, ни другого. Поэтому в дело шла кожа животных. При пожаре кожа сгорает, остаются только сургучные печати.
То, что найденные печати целые, говорит от том, что документы были не открыты и хранились в архиве.


На этих печатях еврейские имена периода 1-ого Храма.
И среди этих имен, имя Иеухал сын Шаломияху и Гедалияху сын Пашхура. Министры последнего иудейского царя Цидкияху, которые советуют бросить пророка Иермияху в колодец.
И еще одно, вроде ничем не примечательное имя - Азариаху бэн-Хилкиаху.
Но ведь в родословной книжника Эзры значится : Эзра бэн-Серайа, бэн-Азариаху, бэн-Хилкиаху ... и далее еще 24 рода в знак уважения к большому человеку.
Эйлат Мазар, когда получает разрешение раскопать в 2010-ом "северную хашмонейскую башню", вдруг выясняет , что это никакая и не хашмонейская, а лет так на 500 постарше.
Ведь кладка выполнена в чисто персидском стиле 5 века до н.э., внизу найдена монета "пахват яад" ( 1-ая монета Иудеи), а так же кладбище собак - наиболее классический элемент персидской культуры.
Итого - башня около стены периода Эзры и Нехамии!


Вот что пишет Танах в книге Нехамия о строительстве стен Иерусалима:
А ночью встал я, и несколько человек со мною, и не сказал я никому о том, что Б-г мой положил мне на сердце сделать для Иерушалаима; и не было при мне (никакого) животного, лишь скотина, на которой я ехал. (13) И выехал я ночью через ворота Долины к Эйн Аттаним и к воротам Мусорным, и; осмотрел я крепостные стены Иерушалаима, что были разрушены, и ворота его, что сожжены огнем. (14) И прошел я к воротам Источника и к царскому водоему, но не было (там) места, чтобы пройти скотине, которая подо мной. (15) И поднялся я ночью по (руслу) реки, и осмотрел стену, и вернулся к воротам Долины, и возвратился (домой). (16) А правители (города) не знали, куда я ходил и что делал; ни Иудеям, ни священникам, ни знати, ни правителям, ни остальным исполнителям работ не сказал я ничего до той поры. (17) Но сказал я им: "Вы видите то бедствие, в котором мы находимся, – как разрушен Иерушалаим и ворота его сожжены огнем. Идемте же, отстроим стены Иерушалаима, и не будем впредь в унижении". ... И отстроили мы стену, и соединена была вся стена до половины (высоты ее), потому что в сердце у народа было (желание) работать.


Надо заметить, что законы Эзры и Нехамии выполняются иудеями и сейчас. Все законы, включая публичное чтение Торы по понедельникам, четвергам и субботам. Только сейчас в синагогах, а тогда с крепостной башни. Именно с этой крепостной башни!
А "ступенчатая кладка" возле этой ныне отсутствовавшей башни Эзры и Нехамии, долгое время считалась канаанским строением 13-14 века до н.э. Во всяком случае так учили студентов в университетах.
Пока в 2008-ом Джейн Кеир не опубликовала свой докторат, где основываясь еще на раскопках 70-ых годов, сделала сравнение керамики, найденной под ступенчатой кладкой с керамикой под "«Большим каменным строением».
Оказалась, что и там и там, одинаковая керамика!
Значит и "ступенчатая кладка" и "«Большое каменное строение» на ее вершине строились по одному проекту в одно время!
Вообще все это напоминает большую каменную пирамиду, где искусственно покрыт наклонный склон горы. По версии Э. Мазар - для устойчивости верхнего монументального сооружения, являющегося дворцом царя Давида.
Вот только есть проблема с датировкой керамики. То ли 10 век до н.э. ( тогда, да, все сходится, время Давида), то ли 11-12 век до н.э. ( упсс, время Евусеев).
Сложности с датировкой связанны с тем, что культура евусеев мало известная и нет достаточно материалов для сравнения. Ни монет, ни надписей, ни визитной карточки царя Хирама или его рабочих тут не найдено.


В последние уже годы, начиная с 2006-ого, раскапываются укрепления вокруг родника Гихон. Это не просто стены, это неприступный форпост! Система защиты, позволяющая жителям иметь безопасный доступ к воде. Канаанская крепость с 7-ми метровой толщиной стенами из гигантских камней. И все это периода средней бронзы.


Залезть на такие стены, атаковать их, захватить просто не возможно.
Неудивительно, что защищать такой город могут даже слепые и хромые:
"И пошел царь и люди его на Йерушалаим против Йевусеев, жителей той страны; но они сказали Давиду так: ты не войдешь сюда, пока не уберешь слепых и хромых, – то есть: не войдет Давид сюда. Но взял Давид крепость Цийон: это – город Давида. И сказал Давид в тот день: всякий, кто побьет Йевусеев и доберется до трубопровода и до хромых и слепых, ненавистных душе Давида... Оттого и говорят: слепой и хромой не войдут в дом. И поселился Давид в этой крепости, и назвал ее городом Давида; и обстроил (ее) Давид кругом, от Милло и внутрь (города)."


Как же все-таки спецназ Давида смог завоевать город, что это за таинственный "цинор", переведенный как "трубопровод"?
Когда Чарльз Уорен обнаружен свой знаменитый колодец - пир Уорена - то на многие дестялетия вопрос казалось бы, найден. Трубопровод, по которому можно зайти в город - это колодец Уорена.


Но вот ведь незадача. Во времена Давида вся система подхода к роднику была вырыта в верхнем, более мягком слое известняка. И к колодцу Уорна, являющимся карстовой скважиной в нижней и более твердой горной породе, просто не было тогда доступа.


Единственный тайный туннель, по которому можно было воинам Давида проникнуть в крепость, это всем известный ханаанский туннель. Сейчас он полностью сухой.
Но ведь, до 8 века до н.э., пока не был прорублен туннель Хизкияху, направивший воды родника Гихон в бассейн Шилоах, вода из родника стекала по короткому акведуку прямо в кедронскую долину.


Сверху акведук был прикрыт камнями и таким образом замаскирован.
Периметр "водопровода " был настолько не большим, что вода полностью его заполняла. И просто пройти по нему как сейчас нельзя было. Но можно было поднырнуть и проплыть!
Конечно не легко, тем более против течения. Но реально!


Следующий вопрос, волнующий сердца исследователей - в какой крепости поселился Давид?
И вот тут, внимание .... звон барабанов!..... Крепость, окружающая родник, возможно и есть та самая знамения крепость Цион и значит крепость Давида!!!
Во всяком случае, Эли Шукрон в этом уверен.
Потому как никаких других крепостей и даже стен обнаружено не было.
А был ли вообще город? Или может только форпост, укрепленная цитадель над родником Гихон?! Настолько большая и крепкая, что почти как город. Здесь могло поместиться несколько сот человек. Но все таки не город. Не нашли тут ни дворцов, ни храмов, ни жилых домов.


И то, что Кетлин Кеньон принимала за городскую стену, является крепостью над родником.
Вода из родника сначала наполняла высеченный в скале водоем, а потом стекала вниз, к Кедрону.
С появлением в 8 веке до н.э. новой водной системы, ханаанский водоем выходит из употребления, так как вода сюда уже не поступает и место вообще теряет свое былое значение.


А значит, заполняется жилыми домами. Некоторые следы этих домов видны и сейчас. В раскопках найдены кухонная утварь и даже более 30 тысяч рыбных костей, свидетельствующих о разнообразном питании жителей дома.
А когда налаживается водообеспечение города целой системой акведуков, эта часть Иерусалима вообще почти выходит за пределы муниципальных границ. И люди предпочитают селится на соседнем высоком холме, где свежий воздух.
Со временем, может уже в конце периода 2-ого Храма, и уж точно в Византийкий период ханаанское названием Цион переходит к самой высокой точке Иерусалима - Сионской горе.


Но, то, что основа города, или даже цитадели – это конечно родник Гихон, обеспечивающий жителей питьевой пресной водой.
Шилоах – это всего лишь «лишлоах» -«посылать». Вода Гихона, посланная к бассейну, стала Шилоахом.
С греческим произношением получилось «Силоам». От сюда известная в христианской традиции силуамская купель, над которой во время Византии была построена церковь.
А на арабском – «Силуан».
И арабскую деревню, построенную в начале 20-ого века, после еврейского погрома и изгнания от туда Йеменской еврейской общины , сейчас называют именно так – Силуан.


Так вот раскопки в городе Давида продолжаются.
И сейчас уже официально открыт проход от бассейнам Шилоах к археологическому парку Девидсон и раскопкам южной стены. Можно увидеть нижнюю, подземную часть Котеля и дотронуться до угла Храмовой Горы.


Дважды в год выходят новые отчеты о новых потрясающих находках и открытиях.
Это и золотой колокольчик с одежды первосвященника, и инструмент строителей Храма, и «полшекеля» , и даже квитанция о совершении омовения в микве. Видимо такие квитанции служили доказательством ритуальной чистоты и пропуском на территорию самого Храма.


А вот об комнатах, найденных ниже по склону у родника, пока еще нигде не опубликовано.
Эли привел нас туда и открыл замок на небольшом железном ящике. А в ящике – камень.
Но не просто камень, а мацева. Эли уверен, что это именно мацева, т.е. древний жертвенник и алтарь одновременно.


Рядом очень странные конфигурации, высеченные в скале. И отверстия для привязывания мелкого скота. И канавка ( для стекания крови?) и выемка ( для возливания масла?).


Все эти непонятные комнаты очень чистые от черепков и другого археологического мусора, без следов пожара или разрушений, были засыпаны землей в 7 веке до н.э. Как будто похоронены.
А ведь Ковчег Завета в Иерусалим принес именно Давид и пока Соломон не построил для него Храм, Ковчег находился где-то здесь.


И хотя более тысяч статуэток идолов было найдено в раскопках и все они периода первого храма, это тоже только доказывает правоту Танаха.
Весь этот период библейские пророки ругали народ и взывали к исполнениям законов монотеизма. Теперь мы воочию видим, что они были правы.
И археологические находки, как бы они не были порой невероятны и непонятны, становятся иллюстрацией для библейских рассказов, для Танаха и главное, для нашей истории, наших истоков.


Здесь, в городе Давида. В месте, где все начиналось!!!
Tags: Израиль, Истории из Истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments