arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Categories:

Неделя в Барселоне (3-3)

День третий (3)

(см. День первый)


Барри Готик
(продолжение)



Итак, третий день в Барселоне ещё не кончился, но, насытившись Гауди, мы решили поменять тему: от высокой духовной пищи спустились к общепиту, к знаменитым испанским закусочным "Тапас". Такие заведения есть там на каждом шагу, и остановиться на чем-то совсем непросто. 87.18 КБСледуя давно проверенному правилу – идти туда, где больше народу, и направляясь по Пассейч-де-Грасиа от Дома Милá к площади Каталония, мы остановились около Txapela. (Читается "тцикшапелá" и имеет прямое отношение к "тцикшапель", что означает баскский берет, неотъемлемая часть баскского мужского национального костюма.) Выбор оказался очень удачным.

"TXAPELA" на Пассейч-де-Грасиа

Вообще "тапас" – это любая закуска, подаваемая в баре к пиву или вину, но для непосвященных, тапас - это название любых маленьких бутербродов, правильнее называемых "пинчо". "Бутербродики", размером на 3-4 укуса, выставлены на длинном прилавке для всеобщего обозрения и выбора приглянувшихся блюд. Это очень отличается от израильских пит, в которые заталкивают такое количество овощей и фалафелей, что остается только удивляться, как открывается рот, чтобы что-то откусить и не рассыпать вокруг.


113.59 КБ
За стойкой в закусочной "TXAPELA"


В закусочной тапасы можно брать с витрины всё время, а для расчета сохранять деревянные палочки, которыми они скреплены. Цена колеблется от 1 до 1.5 евро за тапас и, обычно, в каждой закусочной она одинаковая для всех блюд. Официант считает количество "зубочисток" и так определяет стоимость съеденного. В таких как Txapela есть разница между предлагаемыми бутербродиками и, заказывая, показывают официанту пальцем на понравившийся тапас в витрине, или - в цветном буклете.

После 40-45 минут, проведенных в закусочной, мы продолжили наш маршрут. Следующим объектом был старейший 112.84 КБквартал города – Барри Готик, что в переводе на русский означает Готический квартал. Отсюда 2000 лет назад с небольшого римского поселения Барсино, задолго до появления готов и готического стиля в архитектуре начиналась Барселона. Однако название квартала "Готический" появилось только лет 100-150 назад, когда урбанистские идеи архитектора Ильдефонса Серда (Ildefons Cerdà i Sunyer) и творения Гауди полностью преобразили соседний район Эшампле (L'Eixample), сделав Барселону одним из наиболее современных городов того времени.

Самым "готическим" в квартале является городской кафедральный собор Святого Креста и Святой Евлалии, одной из покровительниц города.

Интерьер кафедрального собора

Построенный в конце XIII - середине XV в на месте неоднократно перестраивавшейся вестготской церкви, и зажатый сегодня со всех сторон домами так, что совершенно не видны его истинные размеры, собор поражает неожиданной огромностью и строгостью готического интерьера центрального нефа. В боковых нефах расположились 26 часовен, многие из которых были сооружены уже в период господства пышного вычурного барокко.


148.51 КБ
Часовня в соборе в честь основателя Ордена милосердия (Орден мерседариан)
скульптор Хуан Роиг (Joan Roig), 1688


Через южные ворота собора можно выйти во внутренний дворик, где в небольшом пальмовом саду с фонтаном и бассейном вокруг него живут 13 белых гусей – по числу лет, прожитых Святой Евлалией, погибшей, как рассказывает легенда, во времена гонений императора Диоклетиана (III в н.э.), заступившись за невинно замученных христиан.


97.42 КБ
Внутренний дворик собора.


В Барри Готик, как и в других старинных европейских городах, всячески стараются сохранить дух средневековья. Под крепостными стенами бывшего королевского дворца самодеятельные музыканты исполняют старинные мелодии на каких-то диковинных инструментах -


105.20 КБ


Археологи раскапывают римские постройки 2-тысячелетней давности -


101.88 КБ


На небольших площадях внутри квартала художники устраивают выставки-продажи своих картин -


120.23 КБ


Реставрируют таверны прошлых веков, где по-старинке жарят мясо прямо на улице на открытом огне на дровах -


110.29 КБ


При этом муниципальные власти тщательно следят за чистотой запутанного лабиринта узеньких улочек –


107.26 КБ


Отдельного рассказа заслуживает еврейский квартал Барселоны. Считается, что евреи проживали в Барселоне со времен падения Иерусалимского Храма, т.е. с I века н.э., однако письменных свидетельств этому нет. Вместе с тем уже средневековые хроники полны упоминаний о большой еврейской общине в городе, о пяти синагогах, о пекарне и мяснике, которые снабжали общину кошерными продуктами, и даже о врачах, которые оказывали помощь больным соплеменникам. Евреи занимались в основном ремесленничеством. Они были сапожниками, портными, парикмахерами, переплетчиками, занимались продажей галантереи и разных заморских товаров, которые, благодаря связям с евреями других стран, привозили в Европу. Высокая образованность и знание, как правило, нескольких языков, позволяла им занимать важные должности на службе у короля и в судопроизводстве. Документы XI века упоминают барселонских евреев из рода Шешет, ссужавших деньги каталонским графам и служивших у них советниками, секретарями и дипломатами.

Знаменитый еврейский путешественник XII века Биньямин из Туделы совершил многолетнее путешествие по странам Средиземноморья. О своем посещении Барселоны он писал:

Оттуда [из Таррагоны - АТ] два дня пути до Барселоны, где живет благочестивая еврейская община, состоящая из людей умных и образованных и таких высоких представителей, каковы р. Шешет, р. Шеальтиэль и, р. Соломон, сын р. Авраама, сына Хасдая блаженной памяти. Барселона город небольшой, но красивый и лежит также на берегу моря. Сюда стекаются купцы с товарами из разных стран и городов: из Греции, Пизы, Генуи, Сицилии, Александрии Египетской, из земли израильской и сопредельных с нею стран.[("Книга странствий раби Вениамина")]

В 1263г в Барселоне при дворе арагонского короля Хайме I состоялся известный диспут между талмудистом, философом и врачом Рамбаном (рабби Моше бен Нахман, 1194-1270) и монахом, выкрестом Пабло Кристиани. У Рамбана не было шансов убедить в чем-либо противную сторону, но известно, что после диспута, продолжавшегося четыре дня, король с похвалой отозвался об его аргументации ("Я никогда не слышал столь прекрасной защиты столь несправедливого дела", - сказал король) и подарил ему 300 динаров. Известно также, что Рамбан ответил королю благодарственной речью в большой синагоге Барселоны — случай, небывалый в истории. В Барселоне родился известный еврейский философ и теолог, оказавший большое влияние на Баруха Спинозу, Хасдай Крекас (1340-1410).

Но время словесных баталий и мирного сосуществования шло к концу. Метки, которые носили евреи Центральной Европы по указу папы Иннокентия III (Четвертый Латеранский собор, 1215г), пришли и в Испанию. Только разрешение, данное королем Хайме I, позволило евреям Барселоны избежать позорного ношения этих знаков отличия. Но и этому "либерализму" пришел конец. В 1367 году жители еврейского квартала города были обвинены христианами в осквернении «святого хлеба». Власти согнали их и заперли в тесной синагоге без еды, питья и возможности отправления естественных надобностей. Это должно было заставить евреев выполнить требование инфанта дона Хуана, наместника короля дона Педро: передать имущество членов общины в королевскую казну и выдать троих евреев для сожжения на костре инквизиции. Что и было сделано. А ещё почти через 25 лет, в 1391г христианская толпа полностью разорила и разрушила еврейский квартал, убив около 400 человек. На развалинах синагоги была возведена церковь, в которой уцелевшие евреи были подвергнуты насильственному крещению. В 1492г все евреи Испании, не согласившиеся креститься, были изгнаны из королевства. Многие из них покидали Испанию через порт Барселоны.

400 лет не было в Испании евреев. Естественно, всё связанное с еврейством было разрушено, а назначение того, что осталось, забыто. Только в начале XX века, после того, как было объявлено о готовности правительства содействовать возвращению евреев испанского происхождения, в Барселону стали прибывать евреи из Греции и других балканских стран. Уже в 1935 г. в Барселоне проживало более пяти тысяч евреев, но после начала гражданской войны (1936-1939) многие переселились в Палестину или во Францию. Новая волна еврейских иммигрантов началась после Второй мировой войны. С их появлением началось возрождение еврейской культуры, появились новые синагоги, школы, в университетах открылись кафедры иудаики, начались исторические исследования совместного проживания каталонцев и евреев.

Одна из таких работ, сделанная в 1987 году Хайме Риера (Jaume Riera y Sans) на факультете семитской филологии Барселонского университета привела к открытию древней синагоги, следы которой затерялись более 600 лет назад. Местонахождение еврейских кварталов в городах Каталонии было известно. Как правило, это связано с сохранившимся 60.19 КБ в названиях улиц словом Call, произошедшего от ивритского "кагал", Calle del Call – Квартал кагала, т.е. общины. В Барселоне в Барри Готик тоже есть район, который издавна называется Calle del Call. И именно там, на углу улиц Sant Domènec и Marlet Джауме Риера нашел помещение, которое точно соответствовало описаниям Большой синагоги Барселоны, каким оно было до погрома 1391 года.

Указатель к синагоге на ул. Marlet .

Дальнейшее было уже вопросом еврейского счастья, которое не всегда сопутствует благим намерениям, и необходимостью исполнения еврейских заповедей, "мицвот". Еврей, Мигель Яффе (Miguel Iaffa), родившийся и выросший в Каталонии, часто, прогуливаясь по Calle del Call, поглядывал на обветшалое здание, в котором Хайме Риера распознал старинную синагогу. Он надеялся, что местные власти всё-таки решаться её восстановить как часть истории города. Но время шло и никаких изменений не происходило.

Как то в 1995 году, проходя около заброшенного здания, он увидел открытые двери и заглянул во внутрь. Что-то мастеривший парень на вопрос, не знает ли он, что здесь делают, ответил, что его дядя, хозяин дома, собирается продать его под паб. Мигель был потрясен: "Как можно делать здесь паб?! Это ведь историческая ценность, и муниципалитет знает об этом?!" Мигель решил взять инициативу в свои руки: "Пришел и мой черед сделать "мицва"!" Связавшись с хозяином дома, он смог перекупить его за свои деньги у двух других покупателей. На этом, как и следовало ожидать, проблемы не кончились. Начались споры с отделом археологии муниципалитета, которые считали, что раскопки в доме должны делать они, но заниматься этим не спешили. Надежды Мигеля на материальную помощь муниципалитета тоже не оправдывались.

Тем временем Хайме Риера продолжал искать подтверждения аутентичности синагоги. В городском архиве он нашел книгу записей жителей Calle del Call, принадлежащую некоему Колону, который после погрома 1391 года получил право сбора налогов в этом квартале для королевской казны. В книге он нашел запись 1400 года, когда Колон передал её своему женившемуся сыну, чтобы он продолжал собирать налоги с жильцов вместо него. Там же описан маршрут их первого совместного сбора налогов и обозначена конечная остановка – против Большой синагоги. Реконструкция этого маршрута подтвердила правильность предположений Хайме Риера.

Оставив все сомнения, Мигель Яффе через созданную им Ассоциацию Еврейского квартала Барселоны (Associació Call de Barcelona ) организовал сбор денег на раскопки и восстановление синагоги. Постепенно подключился к этому и муниципалитет. В 2002 году археологические раскопки и реставрация были закончены. Сегодня двери синагоги открыты для всех желающих, ну а религиозные еврейские туристы могут здесь помолиться.


93.78 КБ
Вход в помещение синагоги, Marlet 5.

67.08 КБ
Группа израильских туристов в помещении синагоги (второй зал).

94.22 КБ
Первый зал синагоги и зона археологических раскопок римских построек IV-V веков.
(Фото с сайта Associació Call de Barcelona )

109.58 КБ
Карта местонахождения синагоги , Marlet 5.
Фото Google.


Это, конечно, далеко не все достопримечательности Готического квартала Барселоны, но я и не собирался писать путеводитель. Да и не успели мы всего посмотреть. Мельком заглянули на небольшую Королевскую площадь — пл. Рей (Pl. del Rei) – парадный двор бывшего Королевского дворца [1], где заседал трибунал Святейшей инквизиции, и, где одно слово лжи могло обрушить его стены. Считается, что именно в этом зале в 1439 г. Христофор Колумб торжественно возвестил об открытии новых земель королю Фердинанду и королеве Изабелле. Теперь здесь музей истории Барселоны, в котором можно погулять по руинам римского города Барсино, открытого археологами под площадью.


110.60 КБ
Плакат музея истории. Королевская площадь и "римская" Барселона под ней.


Приложились к ладони самого главного святого Барселоны, победителя драконов, Святого Георгия, который охраняет дворец наместника – назначаемого из Кастилии вице-короля. Сейчас здесь находится архив королевства Арагон, а дверь, как подарок городу, изготовил знаменитый каталонский скульптор Хосе Мария Субиракс (Josep Maria Subirachs), оформивший второй фасад собора Саграда Фамилия. Естественно, каждый, кто дотронется до этой ладони и задумает желание, оно тут же исполнится. Потому и блестит бронзовая ладошка на чугунной стене.


117.99 КБ


Долго не могли оставить громадный, в несколько этажей магазин художественной керамики: всё хотелось что-нибудь купить, но… обошлось.


135.59 КБ


Под конец вышли на знаменитую улицу Рамблас прямо против не менее знаменитого рынка "Бокерия" около дома с зонтиками и китайским драконом – Каса Бруно Квадрос (Casa Bruno Quadros). Дом, как рассказывает путеводитель, был построен продавцом зонтиков, а архитектор был слишком увлечен китайской тематикой.


121.58 КБ


Вот и всё на третий день.

Осталось ещё про рынок и бульвар Рамблас, про парк Гуэль и собор Святого Семейства, про музеи Пикассо, Жуана Миро, Пуэбло Эспаньоль (Испанская деревня) и картинную галерею Каталонии, про церковь на горе Тибидабо, про потрясающий театр "Дворец Музыки" и незабываемое выступление "Опера и фламенко"… Хватит ли духу на продолжение? Не знаю почему, но заметки, которые я рассчитывал написать очень коротко, с каждым разом только увеличиваются.

Спасибо тем, кто "Асилил" и дошел до этих строк.
-----------------------
[1] Королевство Арагон - страна, занимавшая территорию на севере современной Испании и юге Франции. Как самостоятельное государство королевство существовало с 1035 до 1479 года. После бракосочетания короля Фердинанда Арагонского с королевой Изабеллой Кастильской (1469) и объединения обоих королевств, для управления Арагоном назначался наместник, вице-король.
Tags: Испания, история с географией
Subscribe

Posts from This Journal “Испания” Tag

  • sic transit omnia (всё проходит)

    Верховный суд Испании одобрил эксгумацию и перенос останков Франсиско Франко из базилики Долины павших на кладбище Мингоррубио в столичном районе…

  • Средневековый меч

    Развалины замка Бенали возле городка Аин в Валенсии (Aín, Valencia) – достопримечательность местного масштаба. Смотреть тут особо не на…

  • Зеленый Берег Испании-4

    Астурия Предыдущее - Зеленый Берег Испании. Бильбао - Зеленый Берег Испании-2, Альтамира - Зеленый Берег Испании-3, Ковадонга и Пикос де…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments