arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Некоторые аспекты веры бахаи.

Перечитав ещё раз свой пост о Бахайских садах в Хайфе, я обнаружил отсутствие одной очень важной детали: там нет ответа на вопрос - в чем заключаются религиозные учения Бахауллы? Что же это за религия, которая за прошедшие 100-150 лет сумела собрать не только довольно внушительное количество своих приверженцев (около 6 млн!), но и открыло свои представительства почти во всех странах мира (182 национальных духовных собраний и более 13 000 местных, на уровне населенных пунктов) и, даже, признана ООН в качестве неправительственной организации? Что в ней такого необычного, что привлекает в число приверженцев бахаи людей образованных, склонных обычно к сомнениям и скептицизму?

Вряд ли я смогу ответить однозначно на поставленные вопросы, но попытаюсь, хотя бы вкратце, рассказать об основных положениях этой веры и сравнить с другими религиями.

Википедия отмечает, что "учение бахаи иногда рассматривают в качестве синкретической комбинации предшествующих религиозных верований". Тем, кто интересуется религиоведением и знаком с другими религиозными и философскими доктринами, религия бахаи действительно выглядит соединением разнородных учений религиозного, этического и, даже, космологического толка. В определенной степени оно так и есть, но в такой же мере все религии мира можно назвать синкретическими, поскольку в процессе возникновения и развития они всегда испытывали влияние других идей и учений. Ни одна религия не возникла на пустом месте, включая таких гигантов, как христианство, вышедшее из иудаизма; ислам, воспринявший многие события и героев обоих предшественников: иудаизма и христианства, или буддизм, который вырос на почве традиционного индуизма. Однако в каждом отдельном случае было ещё что-то, что отличало их от источника, из которого они вышли, что увлекало определенные группы людей, давало ответы на мировоззренческие вопросы.

Вера бахаи появилась в середине 19 века, когда после поражения Персии в русско-персидских военных конфликтах 1804—1813 и 1826—1828 годов влияние России в Персии заметно уменьшилось. Фетх Али-Шах, второй шах Ирана династии Каджаров открыл в Тегеране постоянное представительство Великобритании, и наследник престола Аббас-Мирза уже воспитывался в окружении наставников из этого посольства. Ценности европейской культуры, такие как общность исторических судьб и наследия разных народов, демократическое устройство государства и общества, социальная справедливость и др. стали проникать в иранское общество. Господствующей религией Персии был тогда ислам и, подобно тому, как содержащиеся в иудаизме мессианские надежды породили христианство, так и пророческие аспекты ислама дали жизнь бахаи. При этом, именно популярные в то время в обществе иранской элиты элементы европейского плюрализма, стали одним из главных отличительных компонентов новой религии.

Вера бахаи, возможно, единственная религия, которая в полной мере признает все другие основные вероучения. Бахаи верят, что Авраам, Моисей, Зороастр, Будда, Иисус и Мухаммад равно являются "Посланниками единого Бога". При этом, не остались без внимания и последние веяния науки. Бахаи верят, что все вмешательства Бога в человеческую историю подчинены законам эволюционного развития и поэтому каждое новое божественное откровение должно быть полнее предыдущего и открывает путь для последующего.

Бахаи верят, что Бог един, Его сущность принципиально недоступна опытному познанию и всякие попытки постижения Его сущности - бессмысленны. Однако, важным отличием от других монотеистических религий является то, что "истинными религиями" в концепции веры бахаи признаются не только иудаизм, христианство и ислам, но все религии, которые являются неотъемлемыми составляющими единого Божественного предначертания. По словам Бахауллы:

"Нет ни малейшего сомнения, что народы мира, независимо от их национальной или религиозной принадлежности, черпают свое вдохновение из одного Божественного источника и поклоняются одному Богу. Разница в таинствах, которые они исповедуют, объясняется различием нужд и потребностей того времени, когда эти таинства были явлены. Все религии, за исключением тех немногих, в которых находит выход человеческая порочность, посланы Богом и отражают Его Волю и Промысл".
[цитируется по Уильям С. Хэтчер, Дж. Дуглас Мартин, "Новая мировая религия. Вера бахаи"]

Согласно доктрине бахаи, "для бахаи индуистского происхождения Бахаулла является новой инкарнацией Кришны". Для бахаи, являющихся выходцами из среды христиан, Бахаулла воплощает обещание Христа возвратиться „во славе Отца“, соединить всех людей, чтобы были „одна паства и один пастырь“.

Повторю вслед за Википедией "Основные принципы вероучения Бахауллы":

1. Признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира;
2. Самостоятельный поиск истины каждым верующим;
3. Отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических);
4. Признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием;
5. Значимость и необходимость всеобщего образования;
6. Осуществление равноправия мужчин и женщин;
7. Устранение крайних форм бедности и богатства;
8. Установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости;
9. Необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам;
10. Всеобщий вспомогательный язык, с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга;
11. Последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности.
12. Отказ от фанатизма
13. Отказ от азартных игр
14. Отказ от употребления алкоголя или наркотиков. За исключением предписанного врачом.

Такой подход, естественно, привлекает внимание людей разного вероисповедания, не увлеченных имперскими амбициями.

Хотелось бы отметить ещё один аспект веры бахаи - религию исхода, шиитский ислам, о котором я упомянул лишь вскользь в предыдущем посте. Однако, именно для него (а не для "ортодоксального" суннитского ислама) характерны пророчества и ожидания прихода "скрытого" имама, Махди - мессии. Шииты уверены, что Махди после своего исчезновения (ещё в IX веке) некоторое время общался со своими сторонниками через своих представителей, "бабов" ("баб" - врата). Носителями этого титула были четыре человека, но в 941 году четвертый из них умер, не назвав никого своим преемником. С тех пор существует традиция, что первым должен вернуться "баб", и он возвестит о появлении пророка. Так в первой половине XIX века в Персии в атмосфере апокалипсических ожиданий такой "баб" явился (Сейид Али Мухаммад) и возвестил о скором появлении другого посланника, ещё более великого, чем он сам. Именно им был Мирза Хусейн Али, назвавший себя Бахауллой. Дальнейшее - в моем предыдущем посте САДЫ И ВСЕМИРНЫЙ ЦЕНТР БАХАИ В ХАЙФЕ.

© Арк.Таль
Tags: Израиль, история и философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment