arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Categories:

САДЫ И ВСЕМИРНЫЙ ЦЕНТР БАХАИ В ХАЙФЕ

Вынужденное вступление.

Приехали к нам гости из Киева. Впервые в Израиле, ни слова на иврите, но оказались на редкость самостоятельными и смело пускаются в путешествия по стране. Правда, пока дальше Акко не уезжали (они живут в Нагарии), но и самодеятельная экскурсия по незнакомому городу, с посещением крепости крестоносцев, туннеля и др. достопримечательностей, ИМХО, почти подвиг. Учитывая такую любознательность и бесстрашие, решил я направить их в Хайфу, и вспомнил, что написал когда-то небольшой обзорный очерк о Бахайских садах. Публикация была лет 10 назад, но тот сайт давно ушел в небытие. Хорошо, что сохранились черновики, по которым я смог восстановить старый текст, который публикую здесь. Пишу это на тот случай, если кто-то встретит отрывки из этого очерке, или даже весь очерк целиком, плагиат не мой, а, скорее всего, у меня.

Итак -

САДЫ И ВСЕМИРНЫЙ ЦЕНТР БАХАИ В ХАЙФЕ

Висячие сады Семирамиды - одно из семи чудес света. Звучит романтично и загадочно. Навуходоносор, царь жаркого и равнинного Вавилона, построил своей молодой жене иллюзию её родных зелёных холмов Мидии: многоярусные сады, поднимавшиеся уступами в небо. Вавилонская башня любви. Из семи чудес света это была единственная попытка подражания природе. Единственная, но не последняя.

В мае 2001г в Хайфе на склонах горы Кармель открылись для посетителей сады Всемирного Центра Бахаи. Многие считают эти сады восьмым чудом света и называют их "Висячие сады Бахаи". Это, пожалуй, преувеличение, но, без сомнения, Сады Бахаи и здания Всемирного Центра украсили не только город Хайфу, но стали достопримечательностью всего Израиля.



Бахаизм – религия, вышедшая из шиитского ислама в середине 19 века. За свою сравнительно короткую историю она успела получить всемирное признание и насчитывает сегодня порядка 6 млн адептов. Так сложились обстоятельства, что главные святилища этой религии и её Всемирый Центр со всеми службами находятся в Хайфе. Сегодня весь комплекс святых мест и административных зданий объединен замечательными садами, которые были созданы не только для украшения бахаистского центра, но являются и одним из важных элементов самого вероучения.

В 1844 г молодой купеческий сын из персидского города Шираз Сейид Али Мухаммад (1819-1850), назвавший себя "Бабом" ("Баб" – ворота, араб.), объявил о том, что он послан Богом, чтобы подготовить человечество к наступлению новой эпохи и скорому появлению другого посланника, ещё более великого, чем он сам. Его заявление было расценено властями как опасное инакомыслие, и на 31 году жизни (почти как Иисус Христос!) новоявленный пророк был казнен.

Из среды его последователей, называвших себя бабидами, вышел обещанный Бабом пророк, представитель знатного персидского рода Мирза Хусейн Али (1817-1892), назвавший себя Бахауллой ("Слава Божия" - араб.). Он объявил себя девятым мировым пророком – после Кришны, Авраама, Заратуштры, Моисея, Будды, Иисуса Христа, Мухаммеда и своего непосредственного предшественника Баба. (Число 9 в бахаизме считается священным, т.к. является суммой букв в слове "Баха" в их численном виде, аналогично еврейской гематрии).

Религиозные учения Бахауллы стали поводом для заключения его в тюрьму, а затем изгнания из родной страны вместе с семьёй и небольшой группой последователей. В 1868 году они прибыли в Акко (тогда этот город был местом ссылок Оттоманской империи), приговорённые к пожизненному заключению. Со временем режим содержания Бахауллы смягчился. После девяти лет, проведённых в стенах средневековой крепости в Акко, он переехал в загородный дом, известный как Мазраи, а затем – в расположенное поблизости поместье Бахджи («Восхищение» - араб.). Здесь были написаны его главные книги, ставшие основой нового вероучения.

Дальнейшему развитию бахаизма посвятили свою жизнь сын Бахауллы Абдул-Баха и правнук Шоги Эффенди. Последний сумел на деле создать из эклектических откровений Бахауллы мировую религию. В основу было положено создание так называемого Мира Бахаи – нового миропорядка с едиными религией, правительством, законом и языком. Задолго до провозглашения столь популярной сегодня идеи глобализации Бахаулла писал: "Пусть гордится не тот, кто любит свою родину, а тот, кто любит весь мир".

Активная деятельность Хранителя веры (таков был официальный титул Шоги Эффенди), продолжавшаяся до его смерти в 1957году, привела к открытию бахайских общин практически во всех странах мира. Бахайские "Духовные собрания" (местные административные органы) охватывают в общей сложности более 2000 этнических групп.

Бахаулла скончался в 1892г и был похоронен в поместье Бахджи, ставшее главной святыней новой религии. В своём завещании он просил сына захоронить Баба, провозвестника новой веры, в Хайфе на горе Кармель. В 1909г Абдул-Баха выполнил волю отца. Останки Баба, сохраненные его последователями, были перевезены в Палестину и захоронены на горе Кармель. Голая безлесая гора представляла тогда довольно унылое зрелище, но Абдул-Баха, переехавший в 1914г из Бахджи в Хайфу, писал: "Этот залив превратится в прекрасный порт, где будут бросать якорь корабли всего мира... всё пространство от Хайфы до Акко будет застроено кварталами современных домов и дворцов, промышленными и общественными зданиями, прекрасными садами и парками... ночная Хайфа будет освещаться электричеством и гора Кармель от вершины до самого низа будет залита морем огней. Перед стоящим на вершине горы откроется самый красивый вид в мире."


Хотя всё это не более, чем красивая метафора, и связано было с будущим всемирным признанием бахаизма, однако осуществление этой мечты, пусть и в результате деятельности другого новорожденного течения, сионизма, впечатляет.
В 1953году усилиями Шоги Эффенди было завершено сооружение усыпальницы-святилища над могилой Баба. Архитектор Вильям Сазерленд Максвелл (William Sutherland Maxwell, 1874 – 1952), один из основателей общины Бахаи в Канаде, сумел органически совместить в этом сооружении восточные и западные мотивы и стили. Монолитные колонны, окружающие нижний этаж Святилища, выполнены в классическом стиле. Они завершаются коринфскими капителями, на которые опираются стрельчатые мавританские арки.

Классический блестящий красный купол, напоминающий флорентийский Ренессанс, опирается на 11-метровый барабан с 18 (по количеству первых учеников Баба) ланцевидных оконных проёмов, продолжающих вертикальную линию колонн. В 1952 году после смерти автора проекта, архитектора В.Максвелла, возведением купола руководил проф. Хайфского Техниона Х. Нойман. Покрытие из 12 000 черепиц 50-ти различных форм и размеров, изготовленных в Голландии особым методом обжига поверх тонких золотых листов, создают иллюзию света, исходящего изнутри купола, отражая солнечные лучи днём и подсветку прожекторов ночью.


Центральная идея Веры Бахаи, гармоничная целостность мира, не умаляет достоинства её автономных частей. Сочетание гармонии целого и восхищение его деталями бахаизм видит в образе Сада, в котором растут самые разнообразные цветы и деревья, каждое из которых великолепно само по себе, а вместе они представляют собой единый органически связанный ансамбль. Поэтому вполне естественным было уже на ранних стадиях строительства храма – усыпальницы Баба создание вокруг него цветущего вечнозеленого сада.

Первый Сад, окружавший усыпальницу Баба, был спланирован и построен при непосредственном участии Шоги Эффенди одновременно со строительством здания. Остальная часть Сада, от Храма вниз до подножья горы, ждала своего часа.
В 1957 году скончался Хранитель Веры Бахаи, Шоги Эффенди. У него не было детей, и с ним оборвалась преемственность руководителя бахайской общины из рода Бахауллы. Все полномочия перешли к созданному в 1963 году Всемирному Дому Справедливости, избранному в составе 9 человек представителями 56 существовавших тогда бахайских общин. Всего в мире насчитывалось к тому времени около 400 тысяч последователей бахаизма. Деятельность нового органа управления значительно расширила и географию новой веры, и её положение в международном сообществе.

Ещё в 1948 году "Международное сообщество бахаи" было зарегистрировано при ООН как неправительственная организация, а в 1970 году бахаи получили консультативный статус при Экономическом и общественном Совете ООН. Тогда же, в бурные годы становления государства Израиль, Шоги Эфенди позаботился и о приобретении дополнительного участка земли над усыпальницей Баба - до самой вершины горы Кармель. Здесь он начал строительство здания, в котором можно было бы хранить все Священные тексты, переписку и другие архивные документы бахаи.


Воспитанник Оксфордского университета (Англия), Шоги Эффенди относился с глубоким уважением к европейской культуре и, прежде всего, к заложившему её основы греческому искусству. Естественно, что, представляя Веру Бахаи как основу нового миропорядка, он хотел, чтобы и здание для собрания Священных текстов выглядело соответственно. Так в 1957 году на участке земли над усыпальницей Баба появилось первое здание, построенное в лучших традициях античности: в виде греческого храма в классическом ионийском стиле. Шоги Эффенди лично руководил строительством этого здания.

В конце 60-х г.г. Всемирный Дом Справедливости принял решение о строительстве исследовательско-учебного и административного центра и своей резиденции на горе Кармель.
Проектирование было предложено иранскому архитектору Хоссейну Аманат (Hossein Amanat), создавшему к тому времени памятник Свободы Шахьяд в Тегеране, ставший символом страны. Х. Аманат спроектировал также ряд самых престижных современных зданий в Иране, зарекомендовав себя одним из первых иранских архитекторов-авангардистов, применяющих в современной архитектуре элементы традиционной персидской архитектуры и геометрии. Тем не менее, он был приглашен для создания комплекса Всемирного Центра бахаи, который задумывался как продолжение уже построенного здания Архива, больше напоминающего греческий храм нежели современную постройку. Правда, Всемирный Дом Справедливости поставил перед архитектором ещё одно требование: "Все здания должны простоять много лет, оставаясь в рабочем состоянии и приспосабливаясь к технологиям будущего".


Вскоре архитектор представил проект всего комплекса. И в течение 1972 - 83 г.г. на горе Кармель поднялось новое здание - Резиденция Всемирного Дома Справедливости. К концу 90-х г.г. строительство всех зданий комплекса было закончено. Выполненные в классическом античном стиле, прекрасно гармонирующие друг с другом и окружающим ландшафтом, здания Всемирного Центра отличаются от построенных ранее авангардных сооружений Х. Аманат. Сам архитектор говорит: "Действительно, классический стиль удивительно точно вписывается в атмосферу этих безмятежных садов. В современном мире мы всё время куда-то спешим и не успеваем обратить внимание на детали классических зданий. Классический стиль – он для умиротворенного общества, для размышлений и молитв. Современные здания выросли из промышленной революции, с которой материальный мир пришел на смену духовному. Но мы, приверженцы Веры Бахаи, считаем красоту важнейшим фактором творения, потому что именно красота так важна для души." Члены Всемирного Дома Справедливости отмечали в связи с выбором архитектурного стиля: "Классическая греческая архитектура является примером совершенного искусства. Это и теперь так же прекрасно, как и две тысячи лет назад".


Четыре здания Всемирного Центра бахаи образовали большую дугу, обращенную к морю. Многочисленные посетители, и не только приверженцы бахаизма, стали называть это место "Аркой Бога", настолько возвышенно и благородно выглядит этот комплекс.

Чтобы не нарушить каменными строениями естественный склон горы и вид тщательно спланированных садов, Х. Аманат построил здания так, что над поверхностью земли оказалась только их небольшая часть. Большинство помещений располагаются под землёй. Для создания естественного освещения он предусмотрел многочисленные световые шахты. Благодаря им две трети здания Центра по изучению Священных текстов, находящиеся под землёй, не нуждаются в электрическом освещении в дневное время.


В 1985 году Х. Аманат был награжден Архитектурной Премией Таккера за выдающееся мастерство в области архитектуры и использования камня.

В 1987 году, когда строительство зданий Всемирного Центра было ещё в самом разгаре, Всемирный Дом Справедливости принял решение о создании садов не только в районе самого Центра и усыпальницы Баба, но и вдоль всего склона горы Кармель: от подножья до вершины, находящейся на высоте 225 метров. Задача была не из простых, т.к. склон горы в этом месте довольно крутой, а предполагаемые сады должны были отвечать не только высоким эстетическим требованиям, но и духу Веры бахаи: располагать к спокойствию и созерцанию.

Выполнение этого проекта было предложено иранскому архитектору, приверженцу Веры бахаи, Фариборз Сахба (Fariborz Sahba), зарекомендовавшему себя одним из наиболее оригинальных архитекторов нашего времени. В период 1976 – 1986 по его проекту в Нью Дели (Индия) был построен Дом Поклонения бахаи. Построенный в виде гигантского цветка лотоса, он производит ошеломляющее впечатление смелостью архитектурных решений и необычностью. Ставший одной из наиболее посещаемых достопримечательностей мира, он привлекает под свои своды более трёх миллионов человек в год.


Не менее успешно справился Фариборз Сабха и с превращением склона горы Кармель в цветущий сад. Километровая трасса была разделена 19-ю террасами. Девять из них украсили спуск от вершины горы к усыпальнице Баба, одна окружила усыпальницу, и ещё девять спускаются от усыпальницы к подножью горы. Как говорит архитектор, своё вдохновение он черпал из истории жизни Баба и символов Веры бахаи. Потому и количество террас разделилось на 9 + 9 и отдельно ещё одна, посвященная самому провозвестнику новой веры - Бабу. Кроме священного числа 9 и количества первых учеников Баба (18), в Садах по замыслу архитектора есть множество других символов, отправляющих посетителя к личности Баба. Аромат высаженных здесь кипарисов и апельсиновых деревьев должен напоминать о его родном Ширазе, а планировка – удивительную геометрию садов Кашмира.


Используя полукруглые террасы вдоль всего склона горы (а ширина некоторых из них достигает 400м), архитектор создал пространства, удобные для разбивки цветочных клумб, тенистых аллей палисандровых деревьев, опорных стен и переходов, ниш и смотровых площадок с каменной балюстрадой и цветочными вазами, фонтанов и необыкновенной игры света в переливающихся потоках воды. Бесконечная гамма зелёных цветов, от светлых подстриженных лужаек до почти черных кипарисов, кирпичные оттенки гаревых дорожек, светло-бежевый облицовочный камень многочисленных переходов, перил и ступенек на фоне голубого израильского неба и синевы Средиземного моря создают необыкновенно красочную картину, радующую глаз и умиротворяющую душу. В зависимости от времени года вливаются в это многоцветие ярко-красные петушиные гребешки кораллового дерева, эритрины или нежно-розовые шёлковые метёлки альбиции, а потом опять огненно- красные соцветия королевского делоникса, и к концу лета всё покрывается пронзительно синими цветами палисандрового дерева жакаранда. На многочисленных клумбах и в каменных вазах постоянно цветут розы, герань, вьётся по земле полевой вьюнок, и на всю эту красоту гордо смотрят многочисленные изваяния орлов, павлинов и других птиц, не имеющих никакого отношения к религиозной символике бахаи и служащие только украшением Сада.
Необыкновенная красота Сада не исчезает и с наступлением темноты. Многочисленные прожектора воплощают в действительность пророческую мечту Абдул-Баха : "Гора Кармель от вершины до самого низа будет залита морем огней".

© А.Таль
Tags: Израиль, история с географией
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments