arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Categories:

Лев в Париже

Публикуется с любезного разрешения автора
Валентина ДОМИЛЬ

Великий театральный художник Леон Бакст (1866-1924)


Леон Бакст, один из виднейших представителей русского модерна, художник, сценограф, мастер станковой живописи и театральной графики родился 10 мая 1866 года в Гродно. 108.85 КБ Его отец – Израиль Розенберг. Одни именуют его ученым талмудистом. Другие – коммерсантом средней руки. Не исключено, что он был и тем, и другим, одновременно.

Своего сына Израиль Розенберг назвал Лейб-Хаимом. В дальнейшем, Лейб стал Львом. Лев – Леоном. Обычная трансформация еврейских имен в русскоязычной среде. Вскоре после рождения сына семья Розенбергов переехала из Гродно в Петербург. В Петербурге Лейб-Хаим, он же Лев Розенберг, поступил в 6-ю Петербургскую гимназию. И успешно окончил её.

Автопортрет. 1893. (Русский музей, Санкт-Петербург)

Очень рано у Льва Розенберга появилась тяга к живописи. Отец, в меру сил, противился. Как талмудист – не еврейское это дело «человечков малевать». И, как коммерсант. Занятие живописью считалось занятием малоприбыльным, Художники, в большинстве своем, вели полунищенское существованием.

Израиль Розенберг был человеком толерантным. И, дабы, удостовериться, что собой представляют живописные потуги неукротимого сына, то ли через общих знакомых, то ли через родственников, вышел на скульптора Марка Антоколького. Метр посмотрел рисунки Лейба-Хаима Розенберга. Нашел в них несомненные признаки таланта. И настоятельно посоветовал учиться.

Совет возымел действие и в 1883 году юный Розенберг поступил вольнослушателем в Академию художеств.

* * *

В Академии художеств Бакст пробыл с 1883 по 1887 год. Академическое обучение мало соответствовало веяниям эпохи. Профессора, в большинстве своем, строго придерживались классических канонов. И, напрочь, игнорировали, новые течения в живописи. Пресловутый модерн, в его многообразных формах и проявлениях. И, в меру сил и возможностей, отбивали у учеников желание сходить с раз и навсегда проторенного пути.

Учился Бакст не слишком усердно. Провалил конкурс на серебряную медаль. После чего ушел из Академии. То ли в знак протеста. То ли окончательно разуверившись.

* * *

После ухода из Академии Леон Бакст, в ту пору еще Розенберг занимался живописью у Альберта Бенуа.
( Бенуа Альберт Николаевич, русский художник В.Д.).

Отец, судя по всему, отказался от дальнейшего финансирования творческих метаний сына. И молодой художник, зарабатывал на жизнь и оплату уроков в каком-то издательстве. Он иллюстрировал детские книги.

В 1889 году, Лейб-Хаим Розенберг стал Леоном Бакстом. Свою новую фамилию, точнее псевдоним, художник позаимствовал у бабушки по линии матери, несколько укоротив её. Фамилия бабушки была Бакстер. Появление броского псевдонима было связано с первой выставкой, на которой художник решил предста-вить свои работы. Как ему казалось, в глазах русской публики художник по фамилии Леон Бакст имел неоспоримые преимущества перед художником Лейб-Хаимом Розенбергом. Таковы грустные реалии того, да и не только того, времени.

* * *

В этом же 1893 году Леон Бакст приехал в Париж. Он учился в студии Жерома и в «Академии Жюльена». В широко известных среди художников всего мира местах, где можно было почерпнуть и соответственно научиться новому не связанному с многовековыми традициями искусству.

Жилось Баксту в Париже трудно. Жил он, в основном за счет продаж своих картин. Точнее этюдов. В письме к приятелю Леон Бакст горько сетовал:
– До сих пор я бьюсь из-за того, чтобы не покинуть Париж... Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды.

В Париже Леон Бакст прожил шесть лет. Время от времени он приезжал в Петербург. То ли, развеяться и отдохнуть; то ли, для заведения новых связей и обмена впечатлениями. Во время одного из приездов Леон Бакст познакомился с «Невскими пиквикианцами».65.78 КБ Это был кружок самообразования, организованный младшим братом Альберта Бенуа Александром ( Александр Николаевич Бенуа, русский художник, историк искусства, художественный критик В.Д.).

Портрет А.Н.Бенуа. 1898.. (Русский музей, Санкт-Петербург)

В кружок входили Константин Сомов, Дмитрий Философов, Сергей Дягилев и некоторые другие художники, искусствоведы и литераторы, образовавшие, со временем, знаменитое художественное объединение «Мир Искусства».

46.04 КБВ 1898 году вышел в свет первый номер журнала «Мир Искусства» – орган художественного объединения «Мир искусства» и группы писателей-символистов. Редактором журнала стал Сергей Дягилев. Редакция журнала размещалась в доме редактора; первые годы на Литейном проспекте, 45, а с 1900 года, на Набережной реки Фонтанки, 11.

Обложка журнала "Мир Искусства", выполненная Л. Бакст. 1903.. (Русский музей, Санкт-Петербург)

Художественный отдел журнала возглавил Леон Бакст. Он же придумал для журнала марку с орлом «царящим надменно, таинственно и одиноко на вершине снеговой». В художественном отделе журнала широко экспонировались работы выдающихся представителей отечественной и зарубежной живописи. Что, определило высокий художественно-эстетический уровень издания. Сделало его рупором новых веяний в искусстве, и повлияло на развитие российской культуры на рубеже веков.

* * *

В 1903 году Бакст сошелся с вдовой художника Гриценко Любовью Павловной. Любовь Павловна была дочерью именитого купца, большого знатока и собирателя живописи основателя всемирно известной галереи П. М. Третьякова. Третьяков придерживался либеральных взглядов, ничего не имел против евреев в целом, и самого Бакста в частности. Ценил его как художника. Охотно покупал картины. Но в качестве зятя, иудея Бакста, не воспринимал. Еврей, еще, куда ни шло. А вот иудей, человек связанный с еврейством религией, не укладывался в многовековые семейные традиции.

И Баксту пришлось пойти на уступки. По одной версии, он перешел из иудаизма в лютеранство. По другой, для совершения церковного обряда бракосочетания стал православным. В те годы прежде, чем окончательно перейти в православие, некоторые евреи пытались маневрировать. Кто-то, до поры до времени, объявлял себя лютеранином, кто-то евангелистом.

106.09 КБ Был в ходу анекдот. Еврея спрашивают:
- Ради чего такие сложности? Разве нельзя, сразу?
– А это на случай, – отвечал еврей – если спросят: "А, кем вы были до этого?"


Портрет Любовь Гриценко. 1903. (Третьяковская галерея, Москва.)

В 1907 году у Бакста родился сын Андрей (Бакст Андрей Львович, художник театра и кино, умер в 1972 году в Париже – В.Д.). Брак оказался непрочным. В 1909 году Леон Бакст ушёл из семьи. Развод не отразился на отношениях с бывшей женой. Они оставались неизменно дружескими. Когда в 1921 году Любовь Павловна, вместе с сыном, уехала из России, Леон Бакст до конца своих дней поддерживал их материально.

Интересно другое. Вскоре после развода, новообращенный христианин Леон Бакст вернулся к вере отцов. В силу ряда причин, бытовых в первую очередь, евреи, особенно ассимилированные, в расчете на новые возможности и связанные с ними блага, становились православными. Это не было чем-то, из ряда вон, выходящим.

То же на что решился Леон Бакст, являлось скорее исключением, чем правилом. На это решались немногие. Не в последнюю очередь, из-за серьезных последствий. И Леон Бакст довольно скоро ощутил их на себе. В 1909 году, в соответствии с новым законом об иудеях в Российской Империи, ему предложили покинуть Петербург.

У Бакста были обширные связи. Много влиятельных знакомых. Его услугами пользовался Императорский двор. Но он решил не прибегать к чьей-либо помощи. И уехал в Париж.

Гнев на милость власти предержащие сменили в 1914 году. В этом году Бакста избрали членом Академии художеств. И в этом качестве, несмотря на вероисповедание, он имел право проживать, где ему заблагорассудится.

* * *

С 1908 по 1910 год, во время наездов из Парижа в Санкт-Петербург, Леон Бакст преподавал в частной школе живописи Званцевой ( Званцева Елизавета Николаевна, художница основательница студий рисования и живописи в Москве и Санкт-ПетербургеВ.Д.). Одним из учеников Бакста был Марк Шагал. Бакст обратил внимание на недюжинный талант молодого Шагала. Хотя, как пишут, не вполне одобрял его и был строг в оценках.

При всем своем новаторстве, Бакст полагал, что для художника, вне зависимости от направления, образцом должна была служить натура. Шагаловские алогизмы, пресловутая шагаловская же, «картиномания», его смущали. Соученица Шагала Оболенская вспоминала, что рассматривая картину Шагала, на котрой был изображен сидящий на горе скрипач, Бакст никак не мог взять в толк, как скрипачу удалось втащить на такую большую гору такой большой стул.

О взаимоотношениях Марка Шагала и Леона Бакста написано много и по-разному. У Фридриха Горенштейна (Фридрих Наумович Горенштейн русский писатель и сценарист В.Д.) в романе « Летит себе аэроплан» Бакст, беседуя с Шагалом, не то чтобы полностью не одобряет его, но и отзывается о большинстве картин без особого восторга:

"Я знаю, вы не любите старые формы, но ведь нельзя считать основой искренности в искусстве одну ненависть к старым формам. У вас, Шагал, почти полная победа пейзажа над человеком... Вы отравлены ядом отрицания... Вот здесь и здесь... – Он взял третий эскиз, посмотрел и вдруг замолчал.- М-да, – сказал он, наконец, после длительной паузы, – здесь, признаюсь, неплохо. Ну да, ну да, тут есть талант. Но вас испортили, вас поставили на ложный путь... Испортили... Человек у вас всего-навсего эпизодическая фигура. Один из элементов, и он у вас третируется. У вас все усилия уходят на предметы".

Изложенное выше, не может рассматриваться в качестве документального подтверждения. Тем более, что сам Горенштейн, определил свой роман, как «Свободная фантазия по мотивам жизни». И, тем не менее, за основу взяты какие, почерпнутые из разного рода источников, сведения.

Шагал, хотел было, поехать вслед за учителем в Париж Его неудержимо тянуло в Европу. Бакст был против.

– Значит, вас устраивает перспектива погибнуть среди 30 тысяч художников слетающихся со всего света в Париж. – сказал он.

Судя по рукописи книги Шагала «Моя жизнь» Бакст попросту обругал своего ученика. Жена Шагала Белла, готовя книгу к изданию, вымарала несколько выходящих из ряда вон выражений. В те годы в отличие от нашего времени, ненормативная лексика не допускалась на страницы литературных произведений.

По словам Шагала Бакст вручил ему сто рублей и посоветовал с большей пользой для себя использовать их в России. Он и раньше поддерживал Шагала материально.

После отъезда Бакста в Париж Шагал отправил ему два письма. Ответа не полу-чил. И был этим обижен до чрезвычайности. Как бы там ни было, уже достигнув мировой известности, Шагал отдал должное своему учителю.

– Судьбу мою решила школа Бакста и Добужинского. Бакст повернул мою жизнь в другую сторону. Я вечно буду помнить этого человека, – писал Шагал в своей автобиографии.


* * *

Бакст много и охотно занимался портретной живописью. Его кисти принадлежат портреты известных деятелей литературы и искусства: Левитана, Дягилева, Розанова, Зинаиды Гиппиус, Айседоры Дункан, Жана Кокто, Константина Сомова, Андрея Белого.

161.34 КБ
Портреты - Анна Павлова (Частная коллекция, Москва. 1908.) Андрей Белый (Русский музей, Санкт-Петербург. 1905.) Исаак Левитан (Русский музей, Санкт-Петербург. 1899.)

Андрей Белый - русский писатель, поэт, критик, один из ведущих деятелей русского символизма вспоминал:

– Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала "Мир искусства" своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть.

Искусствоведы считают Бакста одним из наиболее ярких русских художников-портретистов начала ХХ века. Леон Бакст был не только замечательным портретистом. Он проявил себя, как незаурядный пейзажист. Его графические работы, как отмечали современники, были «поразительно декоративны, полны особенной загадочной поэзии и очень «книжны».

Несмотря на многообразие проявлений художественного таланта и связанные с этим возможности, особых доходов у Бакста не было. Постоянно нуждаясь в деньгах, Бакст сотрудничал с сатирическими журналами, занимался книжной графикой, оформлял интерьеры различных выставок. Ещё он обучал рисованию детей состоятельных родителей

* * *

В 1903 году в Петербурге Бакста попросили принять участие в оформлении балета «Фея кукол». Созданные Бакстом эскизы декораций и костюмов были восприняты восторженно.

– С первых шагов, – писал позднее Александр Бенуа, – Бакст занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным.


127.45 КБ
Комплект открыток, посвященных постановке балета "Фея кукол". Издание Общины Св.Евгении. (Частная коллекция. 1904. Источник – сайт Открытки)

В Париже Бакст вошел в балетную группу С. Дягилева ( Сергей Павлович Дягилев, русский театральный и художественный деятель, организатор «Русских сезонов» в Париже В.Д.). Дягилев привез в Париж несколько балетов. Эти балеты, положенные в основу, «Русских сезонов», потрясли пресыщенных французов. Вызвали у них бурю ни с чем несравнимого восторга».

Своим триумфом «Русские сезоны» Дягилева были, в первую очередь обязаны исключительным по красоте постановкам Бакста. Особому, «бакстовскому» стилю, с его чудесным, почти таинственным, поражающим воображение переплетением магии орнамента и сочетания красок.

Созданные Бакстом театральные костюмы, об этом много писали в разного рода связанных с искусством изданиях, благодаря ритмически повторяющимся цвето-вым узорам подчеркивали динамику танца, движения актера.

Вершиной творчества Бакста были декорации для дягилевских балетов: «Клеопатра» 1909, «Шахерезада» 1910, «Карнавал»,1910, «Нарцисс» 1911, «Дафнис и Хлоя» 1912. Эти постановки, как писали критики буквально «свели с ума Париж». И положили начало мировой славе художника.

227.62 КБ

163.95 КБ
Эскиз декорации к балету "Клеопатра" (Музей современного искусства. Нью Йорк.) и эскизы костюмов - Клеопатры для балерины Иды Рубинштейн и "Еврейский танец с бубном" к балету "Клеопатра"
(оба эскиза из частного собрания Никиты и Нины Лобанов-Ростовский, Лондон)

229.14 КБ
Эскиз декорации (Русский музей, Санкт-Петербург) и костюм одалиски к балету "Шехерезада".
(Частное собрание Никиты и Нины Лобанов-Ростовский, Лондон.)

271.86 КБ
Эскиз декорации к балету "Послеполуденный отдых фавна" (Музей современного искусства, Центр Помпиду. Париж.) и программка к выступлению Русского балета в Париже – Нижинский в роли Фавна

Мстислав Добужинский, (Добужинский Мстислав Валерианович русский художник, художественный критик, мемуарист.В.Д.), знавший Бакста ещё со времен совместного преподавания в школе живописи Званцевой и досконально знакомый с его творчеством, писал:

– Его признал и «короновал» сам изысканный и капризный Париж, и что удивительно, несмотря на калейдоскопическую смену кумиров, изменчивость парижских увлечений, несмотря на все «сдвиги», вызванные войной, на новые явления в области искусства, на шум футуризма, — Бакст все-таки оставался одним из несменяемых законодателей «вкуса». Париж уже забыл, что Бакст иностранец, что он «корнями» своими в Петер-бурге, что он художник “Мира искусства”. Леон Бакст — стало звучать как наиболее парижское из парижских имен.


175.18 КБ
Эскиз декорации (Эшмоловский музей искусства. Оксфорд) и костюма к балету "Саломея"

* * *

В 1918 году Леон Бакст покинул группу Дягилева. Его уход связывают с рядом причин. Это и мировая война. Французам было не до «Русских сезонов». Потом Бакст оказался отрезанным от труппы Дягилева. Труппа оставалась в Париже, а Бакст находился в это время в Швейцарии. 76.35 КБ

К уходу из труппы Бакста, и это, пожалуй, главное, побудили эстетические раз-ногласия с Дягилевым, нарастающие противоречия. Дягилев был диктатором. Ещё задолго до «Парижских сезонов» работая над портретом Дягилева, Бакст жаловался, что Дягилев абсолютно не умеет позировать, следит, буквально за каждым мазком, и требует, чтобы на портрете он выглядел красивее, чем в жизни.

Портрет С.П.Дягилева. 1906. (Русский музей, Санкт-Петербург)

Судя по всему, во время работы над эскизами, Дягилев пытался влиять, что-то настоятельно советовал, предъявлял требования. Баксту это не нравилось. И он на каком-то этапе, отказался от сотрудничества.

В Париже Бакст был чрезвычайно популярен. Его стиль восприняли законодате-ли парижской моды. И стали широко использовать его.

Максимилиан Волошин (русский поэт – В.Д.) писал:

– Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается вез-де в Париже – как в дамских платьях, так и на картинных выставках.

Была издана книга посвященная творчеству Бакста. Книга эта, по словам современников «представляла собою верх технического совершенства». Французское правительство наградило Бакста орденом Почетного легиона.59.44 КБ

Громкая парижская слава Бакста, его мировая известность мало, что значили для России. Для российских властей Бакст, в первую очередь, был евреем, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Д. Философов (Философов Дмитрий Владимирович, русский публицист, художе-ственный и литературный критикВ.Д.) писал:

- После первой революции, уже «знаменитый», с крас-ной ленточкой в петлице (розетка ордена Почетного легиона – В.Д.), он приехал из Парижа в Петербург, совершенно забыв, что он еврей из черты оседлости. Каково же было его удивление, когда к нему пришел околоточ-ный и заявил, что он должен немедленно уезжать не то в Бердичев, не то в Житомир.

Портрет балерины Иды Рубинштейн. 1921. (Метрополитен музей, Нью Йорк)

Покойный вице-президент Академии Художеств, гр. Ив. Ив. Толстой (впоследствии городской голова) возмутился, печать подняла шум, и Бакст был оставлен в покое. Да, конечно, он был еврей. Но чувствовал он себя сыном России, во-первых, и человеком, во-вторых. А главное, художником.

* * *

Популярность Бакста, его большая слава трагически отразились на его судьбе. Бакст был завален заказами, от которых не мог, да и не хотел отказаться. Непосильный труд подорвал его здоровье.

93.59 КБ Леон Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже, на 58 году жизни. Во время работы над балетом «Истар» для труппы Иды Рубинштейн (Рубинштейн Ида Львовна, российская танцовщица и актриса – В. Д.) с ним случился «нервный припадок». Бакста госпитализировали в больницу Риэль-Мальмезон. Помочь ему не смогли.

По другой версии в могилу Бакста свела болезнь почек. Ещё, в качестве причины называют «отёк легких». Возможно, речь идёт о проявлениях одного и того же заболевания. Люди, не слишком сведущие в медицине, основывались не столько на диагнозе, сколько на его доминирующих проявлениях.

Похоронен Бакст на парижском кладбище Батиньоль. Великий театральный художник Леон Бакст, нареченный при рождении Лейбом-Хаимом, сын знатока Талмуда и коммерсанта средней руки Израиля Розенберга.

Могила Л.Бакста на кладбище Батиньоль. Париж. Фото с сайта "Русские захоронения во Франции"



©Валентин Домиль,
Акко, Израиль


Картины и эскизы Л.Бакста, которыми иллюстрирован этот очерк,
взяты с сайта
"Russian Avant-garde Gal-lery"

Tags: Домиль, истории людей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments