arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Category:

Спор вокруг могилы Ирода.

Консенсус в археологии бывает довольно редко. Вот и сейчас, казалось бы общепризнанная находка израильских археологов, могила - мавзолей царя Ирода Великого, на поиски которой ушли годы, подвергается сомнению: не тот масштаб, слишком скромно для строителя Иерусалимского Храма (см. "Иерусалимский Храм, Римский Колизей и царь Ирод"), имперского города Кесария (см. Сон Клавдии Прокулы), величественных крепостей и, конечно, любимого детища - Иродиона. В октябре 2013 г на конференции, посвященной археологическим работам в Иерусалиме и окрестностях, два корифея израильской археологии Йосеф Патрих и Биньямин Арубас высказали свои сомнения по отождествлению найденного мавзолея с гробницей Великого царя.

Оригинал взят у rosie_hobbit в Могила Ирода?
В мае 2007 года археолог Эхуд Нецер собрал пресс-конференцию, чтобы объявить о найденной на склонах Иродиона могиле царя Ирода. Сегодня двое археологов утверждают, что находка Нецера не может быть местом упокоения Ирода.

Археологический памятник, расположенный в горах к юго-востоку от Иерусалима, включает в себя древнюю крепость, дворцы и поселение. Нецер обнаружил остатки грандиозного здания с конической крышей и осколки трёх богато украшенных саркофагов (каменных гробов). В одном из них, тщательно выточенном из красного камня, предположительно находилось тело великого царя Иудеи.

История этой находки - одной из наиболее выдающихся в израильской археологии последних десятилетий - приняла трагический оборот в связи с гибелью Нецера. Ведущий специалист по Ироду, посвятивший значительную часть своей карьеры поискам его могилы в Иродионе, в 2010 году разбился насмерть недалеко от раскопа.

В последние восемь месяцев могила Ирода венчает выставку в Музее Израиля - вероятно, крупнейшую археологическую выставку, когда-либо проводившуюся в стране. В центре внимания - Ирод и его захоронение. В ходе подготовки были реконструированы верхняя часть мавзолея и саркофаги. Обсуждалась даже реконструкция самой могилы в Иродионе, на Западном берегу реки Иордан, из облегчённых материалов, чтобы восстановить её в подлинном размере (высотой 25 м). Однако против этого плана выступили археологи и другие специалисты.

Теперь же двое археологов из Еврейского университета в Иерусалиме, профессор Йосеф Патрих и Беньямин Арубас, поднимают вопрос об истинном назначении находки. По их мнению, мавзолей, найденный Нецером и его учениками, никак не может быть царским захоронением, куда было перенесено тело Ирода после его смерти в 4 г. до н.э. Они утверждают, что это здание не соответствует другим постройкам Ирода и вообще его личности.

"Я чувствую себя как мальчик, который кричит "Король голый!"" - говорит Патрих. - "Это же очевидно. Удивительно, как люди этого не замечают".

Исследователи представили свои замечания 10 октября на VII ежегодной конференции "Новости археологии Иерусалима и окрестностей", организованной Управлением древностей, Еврейским университетом и Тель-Авивским университетом.

Не похоже на нашего эгоцентрика
Во-первых, Патрих и Арубас указали на относительно скромные размеры мавзолея. Реконструированный в выставочном зале Музея Израиля, он выглядит впечатляюще, но относительно Иродиона в целом и прочих его построек - и уж конечно, в сравнении с тем, что, по нашим сведениям, сам Ирод думал о масштабах своей личности - здание, по их словам, довольно скромное. Да и в сравнении с другими древними царскими могилами, найденными в том же регионе, которые Ироду были, несомненно, известны. Патрих и Арубас упомянули, к примеру, найденные в Модиине захоронения ведущих представителей Хасмонейской династии, относящиеся ко второму веку до н.э. Они были гораздо выше могилы в Иродионе, хотя Ирод считал себя величайшим из всех правителей - по крайней мере, в восточной части Римской империи.

Кроме того, Ирод наверняка знал, как выглядят могилы величайших правителей древнего мира - Цезаря Августа в Риме и Александра Великого в Александрии. Это гигантские памятники, с которыми могиле Ирода, найденной в Иродионе, равняться трудно. "В любом строительном проекте Ирода совершенно очевидно желание прославиться на весь мир, вплоть до мегаломании", - заявили Патрих и Арубас в своём докладе. "Мыслимо ли, что, возведя такие монументальные сооружения и приобретя славу в Риме и на Востоке, Ирод устроил для себя эту относительно простую могилу?" В интервью "Гаарец" на этой неделе Патрих добавил: "Спросите себя: неужели такой вы представляли себе могилу Ирода?"

Другое замечание исследователей касается расположения могилы на склоне Иродиона. Здесь нет необходимого доступа к царскому захоронению, к тому же оно находится в тени других, более значительных построек. Историк Иосиф Флавий указывает, что в похоронной процессии Ирода участвовали тысячи солдат, граждан и рабов, шедших за гробом. Площадь перед мавзолеем не смогла бы вместить такую толпу. "Там с трудом помещаются 20 человек", - замечает Патрих.

Он также указывает на ещё одну странность, выявленную в ходе раскопок. Когда строительство могилы было завершено, то водохранилище, которое служило для полива сада, разбитого вокруг места захоронения, было разрушено, и на его месте была проложена лестница, ведущая к дворцу на вершину горы. Исследователи задаются вопросом, возможно ли, что этот великий строитель, создатель Храмовой горы и порта в Кейсарии, проявил небрежность при возведении собственной могилы?

В последний путь на золотом ложе
Саркофаг из красного камня тоже не впечатляет Патриха. "У Ирода были другие стандарты. Это человек, который отправился в последний путь на золотом ложе. После этого положить его в такой скромный саркофаг? Я ожидал бы увидеть золотой саркофаг, вложенный в другой саркофаг из заграничного мрамора. Это же Ирод!"

В отличие от других споров между израильскими археологами, дискуссия, разгоревшаяся вокруг могилы Ирода, не переходит в область личных отношений. Патрих подчёркивает, что Нецер был его учителем. По его словам, предположение о том, что Нецер ошибся, сделано им на основе знаний, полученных от самого учёного. "Эхуд научил нас основам иродианской архитектуры... Мы инициировали эту дискуссию из уважения к Эхуду, потому что на кону стоят все знания, которые он завещал нам", - объясняет Патрих.

Так чья же это могила? Патрих и Арубас предполагают, что в могиле, найденной Нецером, были похоронены другие члены царской семьи.

Возможно. Но в таком случае где же похоронен сам Ирод? На этот вопрос ответа у учёных пока нет. Они высказывают версию, что могила находилась во дворце на вершине горы и была разрушена вместе с ним.

Они также указывают на странность в архитектуре нижнего дворца, раскопанного в Иродионе: в отличие от большинства других комплексов этого периода, в нём нет бани. Возможно, этот дворец служил мавзолеем Ирода? Позади него находится нечто, похожее на развалины огромного здания. Возможно, внутри этой конструкции и скрывается могила, которую все ищут?

Другое мнение: Ирод был по-еврейски скромен
Опровержение доводов Патриха и Арубаса представил на конференции, а также в интервью "Гаарец" Рои Порат, сменивший Эхуда Нецера в качестве руководителя раскопок в Иродионе. Порат объясняет, что Ирод - фигура гораздо более сложная, чем кажется на первый взгляд. Наряду с римской экстравагантностью и роскошью в каждом из построенных им памятников есть и простые местные элементы. "Взгляните хотя бы на монеты Ирода. Они крайне просты. Там даже нет его портрета, хотя он правил в течение сорока лет", - говорит Порат.


Медная монета Ирода Великого. На аверсе надпись "Basileus Herodon", на реверсе - македонский символ солнца. Фото - из Wikimedia Commons

В статье, написанной Поратом в соавторстве с коллегами Яаковом Калманом и Рахель Чачи, отмечено, тем не менее, великолепие могилы Ирода, которое выражается в типе использованного камня, в архитектуре и украшениях. Более того, Порат объясняет, что Иродион - это рукотворная гора, 400 000 кубометров земли, увенчанные дворцом. "Вся эта масса только в одном месте не покрыта землёй - в месте захоронения", - отмечает Порат. Он утверждает, что вся эта насыпная гора была задумана Иродом как огромный и единственный в своём роде погребальный курган, символ того, что на вершине жизнь продолжается даже после смерти царя.

Таким образом, по мнению Пората, Ирод разместил могилу на самой высокой точке горы, расположенной за пределами жилых кварталов Иродиона - возможно, чтобы не нарушать еврейские религиозные законы. У подножия горы, указывают Порат, Калман и Чачи, имеется большая площадь, с которой открывается вид на место захоронения и где могли поместиться толпы сопровождающих, описанные Иосифом Флавием.

"Мы не удивимся, если будет найдена ещё одна могила", принадлежащая царю, говорит Порат, "и тогда нам придётся съесть свою шляпу. Но мы считаем, что нарисовали вполне достоверную и убедительную картину событий. У нас достаточно данных. Он [Патрих] строит теории на том, чего нет, а мы - на том, что есть", - добавляет он.

В среду, когда Патрих заканчивал подготовку своего выступления на конференции, он получил программу археологической конференции Израильского исследовательского общества в следующем месяце. Одно из заседаний конференции посвящено целиком спору о могиле Ирода. Слова "могила Ирода" в программе заключены в кавычки. "Я рад, что благодаря нам появились эти кавычки", - говорит Патрих.

И если не считать потрясающих находок в Иродионе, кавычки, похоже, останутся надолго.

© Нир Хассон, "Гаарец"
перевод - rosie_hobbit
Tags: Израиль, Ирод, Истории из Истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment