arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Categories:

Неожиданная Голландия (2)

Начало: Неожиданная Голландия, 1. Маршрут.

2. ГААГА

Не могу сказать, что "толпы читателей моего блога" упросили меня продолжить рассказ о поездке в Голландию (см. 1.Маршрут), начатый неделю назад. Особого столпотворения не было :), но просьба продолжить, таки, была, и я, таки, сдался. Без большого сопротивления, так как и самому хотелось ещё раз, и подробнее, пройтись по нашему маршруту.


Итак, я остановился на том, что из Арнема мы уехали в Амстердам, где в течение 9 дней обошли кучу улиц, мостиков и каналов, квартал Красных фонарей и десяток музеев, несколько церквей и парков, очень туристическую деревню Волендам (Volendam) и менее популярный Маркен (Marken), замечательный городок Харлем (Harlem) и интересный музей Франса Гааля (France Gall) в нем, и неувиденного осталось ещё на пару месяцев. Амстердаму надо посвятить отдельный рассказ, хотя я не уверен, что смогу при этом рассказать что-то новое. Ведь написано о нем много, путеводителей - несчитано, и при желании можно найти ответ на любой вопрос.

Вернусь к маршруту, который вкратце описал в предыдущем очерке, и остановлюсь на некоторых деталях, заслуживающих того.

Поездом из амстердамского аэропорта Схипхол (Schiphol) мы прибыли в Гаагу. Если у кого-то, также как у меня, было ошибочное представление о том, что столица Голландии Гаага, спешу уточнить: последние 200 лет столицей государства Нидерланды является Амстердам, а ошибка простительна, потому что это не так уж очевидно. В Гааге находится правительство страны, но резиденция монарха в Амстердаме. Вот и разберись, что/кто важнее? Но голландцы разбираются. В конце января 2013г королева Нидерландов Беатрикс Вильгельмина Армгард после 33 лет правления объявила о решении отречься от престола в пользу своего сына Виллема-Александра, о чем было сообщено народу с балкона Королевского дворца в Амстердаме - официальной резиденции короля. А в сентябре новый король поехал в Гаагу открывать очередную сессию Генеральных Штатов - Парламента Нидерландов.

Как я уже писал, Парламент и кабинет премьер министра страны размещаются в комплексе зданий Бинненхоф(Binnenhof - внутренний двор), история которого восходит к 13 в.
Комплекс правительственных зданий Бинненхоф.
Справа вверху - "жовто-блакитный прапор" по случаю приема какой-то украинской делегации.

На второй день пребывания в Гааге мы отправились в Бинненхоф - благо гостиница была совсем рядом (Она, кстати, так и называлась "Parliament"). Гуляя во дворе этого старинного комплекса в поисках информации, как попасть в знаменитый Риддерзаал (Рыцарский зал), где  в Принцев день (третий вторник сентября) король/королева открывает первое заседание Генеральных штатов, мы чуть было не попали к премьер-министру страны. Нам потом объяснили, что это не так уж невероятно, так как премьер-министр регулярно принимает в своём кабинете граждан и даже детей и школьников. Но нас, конечно, остановили на входе, и охранник рассказал, как найти экскурсионное бюро Бинненхоф.
Приемная премьер-министра Голландии.
Когда мы по ошибке туда зашли, украинского флага и полицейского у входа ещё не было.

Внутренний двор Бинненхоф и Риддерзаал ( Рыцарский Зал) в центре.

В порядке подготовки к открытию очередной сессии Парламента (так наз. "Принцев день") Рыцарский зал был закрыт. Тем не менее мы записались на экскурсию и после небольшого объяснения и кино, нас повели в Зал заседаний Нижней палаты, Палаты представителей (Tweede Kamer) - основного законодательного органа страны. Этот зал был построен в 1990-х годах по проекту голландского архитектора Пи де Брёйна (Pi de Bruijn). Чтобы подчеркнуть доступность и открытость происходящего в стенах Парламента, вход в зал заседаний (эскалатор на второй этаж)  ведет из реконструированного прохода между старыми зданиями Бинненхоф, который архитектор перекрыл стеклянной крышей. В образовавшейся галерее около одной из стен установили 18 скульптурных портретов известных писателей, поэтов, государственных деятелей, ученых и предпринимателей, которые стоят в полукруге вокруг статуи Икара, олицетворяющего непостоянную, преходящую природу жизни.

У противоположной стены голландский художник Лекс Вегхелаар (Alexander Wechgelaar) в память о здании Верховного Суда, которое было на этом месте, установил четыре вертикальные мраморные панели с изображениями четырех великих законодателей прошлого: Моисея, Солона (Греция, VI в до н.э.), Юстиниана (Византия, VI в н.э.) и Наполеона Бонапарта.  Окружающий скульптуры текст голландского философа, государственного деятеля, писателя и поэта Гуго де Гроота (Hugo de Groot) гласит:
"Где нет возможности прибегнуть к суду, там возникает война"
Любопытный метафорический смысл вложил архитектор в интерьер и конструкцию Зала заседаний: его цвета символизирует голландский пейзаж - серое небо, синяя вода и зелень сельской местности, а отсутствие дневного света должно обеспечивать нейтральную атмосферу в помещении зала, чтобы даже погода не влияла на принятие политических решений.

(ПРИМЕЧАНИЕ: При входе в здание Парламента нас попросили оставить фотоаппараты, поэтому последние 3 фото - копи-паст из брошюры "Tweede Kamer" и Интернета)

В Гааге мы пробыли чуть больше двух дней и этого, конечно, мало. По городу мы почти не гуляли, а жаль - город очень приятный. Самый подходящий эпитет для Гааги - элегантный и очень демократичный, как бы банально это не звучало.

Вот несколько картинок оттуда.

Центр города - на одной из торговых улочек.


Пешком без велосипеда здесь ходят только туристы :).


Полиция на велосипедах никого не удивляет.

Полиция на лошадях тоже есть, но здесь на фото Королевские конюшни.
Это тоже в центре города. Рядом Королевский дворец - выглядит значительно скромнее.

Плейн - главная  площадь исторического центра города с памятником Вильгельму I Оранскому.
Одной стороной площадь ограничивается зданиями Бинненхоф. Вокруг - кафе и рестораны с летними террасами.


Это тот край площади Плейн, который ограничен зданиями Бинненхоф.
Слева - бывшее Министерство юстиции и вход в здание Парламента.
В центре - уличный писсуар. Неожиданно, но элегантно и очень демократично.

К сожалению, это сейчас я понимаю - надо было больше посмотреть город, каналы, парки, узкие улочки, маленькие кафе и большие летние террасы на площадях, но тогда, в самом начале путешествия, нам не терпелось увидеть главное, отмеченное во всех путеводителях и Википедиях мира -  музей Морицхауз (Mauritshuis). О том, что но он закрыт на реконструкцию, мы прочитали ещё дома, в Израиле, но картины, которые перевезли оттуда в городской музей Het Gemeentemuseum Den Haag, мы планировали обязательно посмотреть. Тем не менее, в первый день, после самолета, поезда и распаковки чемоданов, мы отправились в музей Эшера.

Про необычный талант нидерландского художника-графика Мауриса Корнелиса Эшера (1898-1972) надо читать отдельно. Здесь, например, "Математическое искусство М.К. Эшера". Писать о нем -  моих знаний ни искусствоведческих, ни в математике явно недостаточно, но знакомство с его работами  произошло именно из-за математики. Внук учил топологию и пытался объяснить мне, что это такое? Из его рассказов я понял, что Эшер больше всего подходит для иллюстрации этой области математики, и с тех пор - это один из любимых художников внука. Ну и мой, конечно. :)

Тематическая выставка в музее называлась "Вечность и бесконечность". В математической интерпретации - "Пространство и время". Не знаю, оперировал ли Эшер такими понятиями, ведь специального математического образования он не имел, но его знаменитые "Красные муравьи", которые ползут по поверхности ленты Мёбиуса, никогда не переползая на противоположную сторону находятся одновременно с двух сторон ленты, лучше любых слов демонстрируют одну из удивительных загадок - двухмерность пространства.

Эшера интересовали самые простые, априори всем понятные, и в то же время необыкновенно сложные вопросы: "Откуда берется объем на листе бумаги и, как он превращается в плоскость?" Так появляются загадочные картины вроде знаменитой "Рисующие руки":

В музее Эшера были рисунки, которые я видел впервые - его ранние работы, пейзажи Италии, Испании, в которых уже заметны его будущие попытки понять, "откуда берется объем на листе бумаги"...


Атрани, Амальфи, Италия, 1931

или - "где кончается бесконечность":
Мечеть в Кордове. Испания, 1936

Нового Эшера я для себя не открыл, но оказалось, что посещение музея было не только данью уважения к художнику.

Музей открыт сравнительно недавно (с ноября 2002г) в помещении бывшего зимнего дворца королевы Эммы (1858-1934), матери королевы Беатрикс, которая вместе со своими сестрами жила здесь до 1991г, и вот, специально для этого музея нидерландский художник Ганс Ван Бентем (Hans van Bentem) создал совершенно необычные огромные люстры. Вот некоторые из них:



На следующий день мы пошли в городской музей Het Gemeentemuseum Den Haag, куда перевезли часть картин из Морицхауз.  Музей нас немного разочаровал. Знаменитая "Девушка с жемчужной серёжкой" Яна Веремеера уехала на выставку в США, "Вид Делфта", которую многие считают лучшей картиной Вермеера, висела на плохо освещенной стене, и я вообще чуть было не прошел мимо. Разглядывать её в таком виде - просто портить впечатление от уже сложившегося образа. Правда, было много других интересных работ, как, например, "Ночная сцена" Рубенса, сделанная явно под влиянием Караваджо.
Рубенс, Ночная сцена

Я сфотографировал эту картину, нарушив странное требование администрации "Не фотографировать!"  Мы были как минимум в 10-12 музеях Голландии, и только в этом музее запрещали снимать (конечно, без вспышки), что выглядит просто глупо: моя "мыльница" никак не может конкурировать с профессиональными камерами, а в сети можно найти практически всё и намного лучшего качества. Снимаю же я только для себя, на память.

Сфотографировал я ещё одну картину, которую увидел впервые. Рембрандт, "Андромеда". Получилось менее удачно (раму пришлось частично обрезать) да и сама Андромеда не выглядит большой красавицей , но мне было интересно. Если бы не сфотографировал, забыл бы вообще об этой картине.

Рембрандт, Андромеда
Прежде, чем расстаться с городским музеем Гааги, замечу - это не только картинная галерея. В музее выставлены замечательные образцы делфтской фабрики фарфора, украшенные как традиционными голландскими пейзажами, так и разнообразными мифологическими и библейскими сюжетами, цветочными композициями и старинными элементами быта и народных промыслов. Голландцы говорят, что Господь был не слишком щедрым к их стране. Но они, соединив то, что было: землю, воду и небо, создали чудо, покрытое бело-голубыми мечтами: мельницами и тюльпанами, птицами и кораблями.

Экспозиция изделий делфтского фарфора в гаагском музее

В город Делфт можно проехать трамваем прямо из Гааги, но мы, к сожалению, этого не сделали. Оставили на следующий раз. :) Трамваем мы поехали в другой пригород Гааги, курорт Схевенинген (Scheveningen>), знаменитый своей прогулочной набережной с  шикарными гостиницами и бесконечной чередой магазинов, Казино, Океанариумом и парком миниатюр Мадюродам, где собраны макеты многих известных нидерландских зданий и сооружений в масштабе 1:25. Два музея подряд - это всё-таки перебор, и мы решили просто погулять по набережной. Трамвай довез нас до гостиницы Курхауз (Kurhaus) откуда мы прошли на пирс, уходящий почти на 400м в море. Там мы наблюдали симпатичную картину, как в середине сентября, в конце курортного сезона на солнечной стороне пирса редкие отдыхающие ловят последние лучи осеннего солнца и легкий бриз Северного моря.

На пирсе Схевенингена


Из запланированных мероприятий  остались посещение музея "Панорама Месдах" и Дворец Мира. Около Дворца Мира мы были дважды, но оба раза, в связи с каким-то мероприятием он был закрыт. Здание дворца построено на деньги американского железнодорожного магната и мецената Эндрю Карнеги в 1907-1913 гг. специально для Постоянной палаты третейского суда, учрежденной по решению первой Гаагской конференции в 1899г для разрешения международных споров. Сегодня там находятся - Международный суд ООН (правопреемник Палаты третейского суда, не путать с Европейским судом в Страсбурге), Гаагская академия международного права, одна из крупнейших библиотек на планете по вопросам международного публичного права и Музей истории и других организаций, работающих во Дворце.

Дворец построен французским архитектором Луи Кордонье и представляет собой смешение самых разных стилей. Фотографировать архитектурный салат таких габаритов довольно сложно, а сквозь прутья забора, тем более. Готические шпили и особенно 80-метровая часовая башня вылезают из кадра, деревья закрывают всю его романо-византийскую красоту. В Википедии тоже далеко не лучший снимок. Стандарт - как и полагается энциклопедии. Вот у моей френдессы irenase нашел вполне приемлемое фото (отсюда). Немножко похоже на кадр из диснеевского фильма, но так это выглядит на самом деле -

Дворец Мира в Гааге.

В 2002 году у входа в парк, окружающий Дворец Мира, появился скромный памятник - Вечный огонь Мира. Внутри небольшого гранитного постамента горят лепестки пламени, привезенные с пяти континентов.
Вокруг монумента выложена дорожка из камней, присланных со всех стран мира. Конечно, мы нашли родной израильский песчаник, на который моя жена по-хозяйски поставила ногу.
Последняя достопримечательность, виденная нами в Гааге, Панорама Месдах (Mesdag), посмотреть которую могу порекомендовать туристам любого возраста. В принципе, ничего нового. Такие "широкоформатные" картины с обзором 360 градусов начали создавать лет 200-250 назад, но искусно выполненная иллюзия присутствия, каждый раз впечатляет не меньше естественного пейзажа.

Панорама Месдах - это картина высотой 14 м и длиной 120 м, изображающая рыбацкий посёлок Схевенинген в 19 веке. Художник маринист Хендрик Месдах начал работу над полотном в 1880 году при участии своей жены и учеников. Цилиндрическая форма панорамы создаёт иллюзию присутствия зрителя в изображенной местности на высоких песчаных дюнах перед деревней.

Дюны за перилами и разбросанные вокруг вещи: песок, корзина, верёвки - настоящие.


И, конечно, настоящая экскурсовод, которая переступила через перила и пошла в сторону моря.

Однако расстояние от перил до "моря", т.е. до полотна картины, всего 14 метров.

Ну и напоследок. Говорят, что побывать в Гааге, и не попробовать женевер и гаагскую селедку, - непростительная ошибка. Женевер (jenever), или голландскую можжевеловую водку мы не попробовали, но к селедке, первый улов которой по традиции привозят в Гаагу, и он предназначен королеве, мы пристрастились с первого дня.

Кушают её надо вот так: целиком, без хлеба, потому что она малосоленая и без костей. Только около хвоста есть маленький кусочек хребта, чтобы было за что держать.


© А. и С. Таль
Фото, кроме указанных особо, выполнены авторами во время поездки.

Tags: Голландия, история с географией
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments