arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Category:

Неожиданная Голландия (1)

1. Маршрут

После некоторых колебаний решил - хотя бы для себя, но с расчетом, что, может быть, кому-то тоже будет интересно - рассказать о поездке в Голландию. Колебался я в основном потому, что ещё ни разу не сумел довести до конца описание наших поездок заграницу, и, похоже, начал к этому привыкать. А так хочется вспомнить, чтобы, хотя бы в мыслях вернуться и сохранить те приятные моменты, что всегда встречаются в такой поездке; чтобы ещё раз пересмотреть несколько тысяч фото, сделанных почти всегда экспромтом, и выбрать что-нибудь поприличнее; чтобы - а вдруг? - кому-то помочь найти ответ на почти Гамлетовский вопрос: "Ехать в Голландию, или - нет?" И так хочется верить, что дотяну свой рассказ до конца. Иначе, вряд ли раз взялся бы описывать свои впечатления об этой удивительно приятной стране.

Итак, Голландия. Собственно, речь пойдет о Нидерландах, потому что, строго говоря, Голландией называют только 2 из 12 провинций государства Нидерланды, а мы проехали намного больше. Однако вдаваться в подробности административного деления и географии страны я не буду, так как всё это можно легко найти в Интернете. Здесь я постараюсь рассказать о своих/наших впечатлениях о стране, неожиданностях, которые встречались чуть ли не каждый день, и о людях - самой большой неожиданности нашего путешествия.

Но сначала - схематическое изображение нашего 23-дневного путешествия:
На этой карте стрелками и простыми линиями я обозначил весь наш маршрут, но попробую рассказать о нем подробнее.

Итак, самолет из Тель-Авива за 4 часа доставил нас в Амстердам. Здесь, прямо в здании аэропорта на лифте мы спустились этажом ниже. Там расположена железнодорожная станция, откуда каждые 5-10 минут отправляются поезда практически к любой точке страны. Сразу отмечу - поезда комфортабельные, бесшумные, очень точные и достойны отдельного рассказа. Вообще весь транспорт: поезда, трамваи, метро, автобусы, паромы, всё работает четко и в полном согласии между собой, хотя всё это управляется разными компаниями, находящимися в разных городах.

На всех станциях есть подробное расписание поездов по всем направлениям, но при наличии Интернета поездку в любую точку страны в любое время можно спланировать с помощью голландского сайта Plan your journey. Для поездки в Гаагу, на нашу первую остановку, изучать расписание не потребовалось: поезда в этом направлении идут каждые 10-15 минут.
Гаага. Озеро Хофвёйвер (Hofvijver). На берегу - комплекс зданий Бинненхоф (Binnenhof),
в которых размещаются правительственные учреждения.

В Гааге мы очень насыщенно провели 3 дня (успели побывать даже на заседании Парламента!). На четвертый день взяли машину, заказанную из Израиля в AVIS, и через Алкмаар, знаменитый своей сырной ярмаркой, и по ещё более знаменитой 30-километровой дамбе Афслёйтдейк (Afsluitdijk), отделяющей залив Зёйдерзее от Северного моря, поехали к нашей следующей остановке, курортному поселку Хоф Ван Саксен (Hof Van Saksen), который расположился довольно далеко от центра, на востоке Нидерландов в провинции Дренте (Drenthe).
Дамба Афслёйтдейк. Справа залив Зёйдерзее, превратившийся в пресноводное озеро Эйсселмер.
Слева - Северное море.

Почему мы выбрали Хоф Ван Саксен, надеюсь, ещё расскажу, но выбор оказался очень удачным. Ещё дома, готовясь к этой поездке, я обнаружил, что в этом районе самая большая в Северной части Европы концентрация мегалитических сооружений, так называемых "дольменов", или на местном наречии "хунебедден", что значит - "кровати гигантов". Это было для меня полной неожиданностью. Кто слышал когда-нибудь о мегалитах в Голландии и Дании, где не то что скал, возвышенностей нигде нет. А в Дренте в радиусе всего 30 км, среди идиллического лугового ландшафта и небольших лесных массивов разбросано более пятидесяти мегалитических памятников, которым более 5 тыс. лет.
Долмен "Боргер" на территории музея археологии
"Хунебед Центр" ("Hunebed Centrum"). Вид снизу :).

Однако ещё большей неожиданностью, чем дольмены, была для меня выставка в городском музее города Ассен (Assen), 65 тыс. жителей, главном городе провинции Дренте.

В один из немногих дождливых дней мы зашли в городской музей, интерьер которого, кстати, вполне мог бы украсить большие столичные города. Там на одной из стен висел огромный плакат, содержание которого до меня сразу не дошло. Знакомая картинка... но, мало ли чем украшают стены в музее?.. и вдруг я понял, ведь речь идет о самой интересующей меня теме, о Кумранских рукописях (или, как их ещё называют, "Свитки Мертвого моря"). "Вот это, да!" - мелькнуло в голове. - "Надо жене показать". И тут я слышу: "Аркадий, смотри какая здесь выставка!" В общем, подробности я расскажу потом, но выставка, действительно, была самого высокого класса. Это моё мнение при том, что в теме я уже более 40 лет, посвятил ей в ЖЖ пять больших статей (см. "Кумран. Вопросы без ответов".) и, хотя Кумранские рукописи были самым большим археологическим открытием 20 века, и Оксфордский университет в 40 томах опубликовал уже все найденные тексты, в этой детективной истории по прежнему вопросов больше, чем ответов.

Ассен. Городской музей провинции Дренте.
Плакат и вход на выставку, посвященную "Рукописям Мертвого моря".

На этом неожиданности Ассена не закончились, но о них я расскажу в соответствующей главе, а пока - что ещё мы делали в Хоф Ван Саксен целую неделю? К сожалению, и это уже не впервые, из-за иголок в заднице мы так и не воспользовались даже частью тех прелестей, которые предлагают курорты, в которых мы останавливаемся для ночлега. В Хоф Ван Саксен были два крытых бассейна, сауна, спа, комнаты "фитнесс" (не знаю, как это по-русски?), баулинг, несколько ресторанов, кафе и т.д. и т.п., но нам надо ездить, видеть, менять декорации. Для этого и покупали всякие путеводители, искали в Интернете, спрашивали друзей или просто ехали в соседние городки, в центр, туда, где сохранились старинные здания, церкви и, обязательные в Голландии, каналы.

Так мы попали в городок Гитхорн (Giethoorn), который называют ещё Голландской Венецией, так как расположилась эта Венеция на каналах, сухопутных дорог там нет и порой к соседу в гости можно добраться только на лодке. Вдоль каналов висят дорожные знаки, аналогичные тем, которые можно увидеть на дорогах любого мегаполиса, с указанием направления, светофорами и правосторонним движением.

Там же мы сделали 2-х часовую прогулку по каналам огромного (по европейским масштабам, 100 кв. км) национального парка Веррибен (Dе Weerribben). Здесь когда-то добывали торф, а сейчас вся территория находится в ведении природоохранных организаций, которые следят за сохранением животного и растительного мира этого необычного уголка Земли, где непонятно чего больше - воды, или суши?
Была у нас ещё одна замечательная прогулка в город Зволле (Zwolle), административный центр провинции Оверэйсел (Overijssel). В центре города, как всегда, большая церковь и базарная площадь, окруженная старинными домами. Зашли в городской художественный музей - я вынужден повториться, но такой музей был бы украшением и в Тель Авиве. В эти дни там проходила выставка фотографий великолепного мастера Pieter Henket. Была там весьма спорная картина Ван Гога "De molen Blute-fin" и картина, довольно популярного в Голландии, Исаака Израэлс, "Woman before "Sunflowers" by Vincent van Gogh". Но самое большое впечатление произвел на нас... книжный магазин, который открыли в помещении бывшей монастырской церкви. Это было особенно неожиданно на фоне многочисленных церковных новостроек, которые, как грибы после дождя, выросли в Киеве, где мы побывали год назад.
Алтарная часть этой церкви переделана в современное кафе, в котором мы очень вкусно перекусили.
Побывали мы также в Гронингене (Groningen) - самом большом городе этого района. Он знаменит своим старинным университетом (больше 30 тыс. студентов) и музеем. Как пишут путеводители, Гронингенский музей является одним из самых современных и инновационных центров искусства в Нидерландах. Последнее можем подтвердить: перед залом, в котором выставлены работы под общим названием "Fuck Off 2" (один из переводов: "Отвяжись!" - но есть и другие варианты), висит табличка, которая предупреждает посетителей: "Некоторые работы в этом зале могут вас шокировать!" Подтверждаю - шокируют. Свои фото этих работ здесь ставить не буду. Вот ссылка и один из кадров короткометражного фильма, который там крутиться без остановки, - Cheng Li, Human right contract, art whore, 2011, Performance. Почему это называют искусством, а "Плейбой" - порнографией, не знаю. Если и есть разница, то только в пользу журнала. Во всяком случае, в объеме того, что я видел.

После недели на курорте Хоф Ван Саксен мы поехали к нашей следующей остановке, Арнем (Arnhem) - город на Рейне (и это, в дальнейшем, очень важная деталь!), административный центр провинции Гелдерланд. По дороге мы заехали в летний королевский дворец Хет Лоо (Het Loo) в Апельдорне. Красивый, очень ухоженный парк, огромное здание конюшни, коллекция карет и старинных автомобилей, длинные анфилады жилых и парадных комнат и служебных помещений. Такое мы уже видели в Версале, Сан-Суси, в королевском дворце в Мадриде. Хет Лоо отличается от них. Дворец выглядит значительно скромнее, как своим внешним видом, так и внутренним убранством. И музеем он стал сравнительно недавно: в 1960 году королева Вильгельмина, которая жила в этом дворце, объявила, что после её смерти он должен перейти в собственность государства. Её пожелание было выполнено в 1962 году, после её смерти во дворце Хет Лоо.

В Арнем мы приехали к вечеру и остановились в... нет, "об этом потом" (с).

На следующий день мы отправились в национальный парк Де-Хоге-Велюве (De Hoge Veluwe) и знаменитый музей Крёллер-Мюллер, о котором жена говорила с первого дня, как мы решили ехать в Голландию. Музей, в котором собрана одна из самых больших коллекций картин Ван Гога, действительно стоил того, чтобы ехать туда "за тридевять земель". Оригиналы знаменитых картин, знакомые по многочисленным репродукциям, вызывают приятное ощущение причастности к большому искусству. Но это отдельный рассказ. Да и про парк, площадью более 5 тыс. га, на территории которого находится этот музей, в двух словах не расскажешь. Но именно здесь нас ожидала очередная неожиданность.

После музея и полутора часовой поездки по парку мы собрались уже в обратную дорогу, когда увидели впереди какое-то необычное оживление. Вблизи открылось невиданное зрелище - длиннющая шеренга фотографов с такими "пушками", которые я видел только на картинках, а в таком количестве - не видел никогда. Как выяснилось потом, этот живой забор растянулся на километр, но мы не стали искать его конец.


- Останавливайся! - последовала команда моей жены.
Мы приехали вовремя. Впереди около леса, на расстоянии 500-600 метров от дороги работник парка разбрасывал еду. Пока не началось "представление", мы протиснулись к первой линии фотографов, но камера моей жены выглядела жалкой мыльницей, и поначалу, она застеснялась даже вынуть её сумки. Однако, когда появились олени, "комплекс неполноценности" исчез. Любительская "мыльница" заработала рядом с профессиональными телевиками.

И вот, что из этого получилось -
Это было прекрасное завершение: теперь можно спокойно возвращаться домой с сознанием не зря проведенного дня. Тем более, что "дома", в Арнеме нас ожидала... ну совершенно необычная квартира. Когда мы заказывали её по Интернету, ТАКИХ подробностей мы и не представляли.

Вот так выглядела кровать, на которой мы провели 3 ночи. (Обычно кровать не входит в список моих достопримечательностей и, соответственно, фотографий. Но это было что-то очень уж необычное!)

Правда, когда рядом проплывала большая баржа (за окном Рейн!) или круизный корабль, кровать вела себя спокойно. Раскачивалась только люстра под потолком.
Когда мы приехали в Арнем и жена увидела наше приобретение, она удивленно посмотрела на меня и сказала:
- Кажется мы ошиблись адресом...
На третий день мы привыкли. Хозяин, весьма обаятельный 50-летний холостяк из поколения "Делайте любовь, а не войну", приносил по утрам довольно плотный завтрак, с крыши (с верхней палубы?) открывался прекрасный вид на реку и проплывающие мимо корабли, и всё вокруг дышало умиротворенностью и спокойствием, и все иголки в заднице притуплялись и никуда не звали.

На крыше "Плавающего дворца" (Drijfpaleis) в Арнем

При составлении маршрута мы явно чего-то не учли, но в этом есть и своя прелесть: приятные неожиданности, которые случаются всегда. Их надо уметь разглядеть, и тогда они замечательно украшают путешествие.

На следующий день мы сдали машину и на поезде уехали в Амстердам. Здесь мы провели 9 дней и это уже другая история. Амстердам и Голландия отличаются так же, как Нью Йорк и Одноэтажная Америка, как Париж и Прованс, Дордонь, долина Луары, как большинство столичных городов и провинции вокруг них. Хотя... в Голландии был и объединяющий элемент - люди. Везде мы встречали простых, терпимых, всегда готовых помочь ("Can I help You?") и улыбающихся, как дети, голландцев.

Арнем. Музей под открытым небом - Openluchtmuseum.

© текст и фото - А.Таль, С.Таль

Продолжение - 2. Гаага


Tags: Голландия, история с географией
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments