arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Category:

Рав Овадия Йосеф

Вряд ли возможно полное совпадение мнений и оценок по поводу любого лидера со стороны разных людей. Тем более, когда речь идет о евреях (два еврея - три мнения), тем более, когда речь идет о таком явно незаурядном лидере, как покойный рав Овадия Йосеф (ז"ל) - косноязычный и для большинства русскоязычной секулярной публики непонятный даже в печатной, невербальной форме. Это я к тому, что мнения и оценки в приведенной ниже статье Давида Эйдельмана (davidaidelman) не везде совпадают с моими (прежде всего в проекции отношений равва Овадии и его паствы на русскоязычную общину и её лидера (лидеров?). Тем не менее, статья дает некоторое представление о причинах вчерашней 800-тысячной траурной процессии за гробом равва Овадия, что для нас и странно, и неприемлемо, так как навевает всякие нехорошие воспоминания о "великом вожде и учителе".

ДАВИД ЭЙДЕЛЬМАН,

Рав Овадия как лидер и зеркало

Лет 15 назад, будучи репатриантом с двухлетним стажем в стране, испытывая денежные затруднения, я в качестве одной из подработок устроился работать санитаром в отделение «сиуди» нетанийской больницы «Ланиадо». «Сиуди» — это в переводе «уход», не лечение то есть, а обслуживание, тех кто выйти из отделения может только в холодильник больничного морга. «Оставь надежду всяк сюда входящий…».

Основным контингентом отделения были люди непреходящие в сознание. Задачей санитаров было переворачивать их через каждые два часа, во избежание образования пролежней, мыть, кормить: кого ложечкой, кого через шланчик засунутый в нос или живот… ну и прочие прелести работы с беспомощными существами.
Иногда, когда то или иное «растение» входило в кризис, персонал работая за его легкие или сердце, силой удерживая жизнь в нежизнеспособном теле, тихо приговаривал: «Господи, прости меня!».

С тех пор хорошо понимаю я, что чаще всего когда говорят о продлении жизни, то речь идет о продлении старости – вещи жалкой и малоприятной. Когда через два года после описываемых событий пройдя через инфаркт, операцию на сердце и т.д., я понял, что долгая жизнь мне вряд ли угрожает, то нельзя сказать, что это сильно меня огорчило.

В 10 главе «Путешествий Гулливера» великий мизантроп Свифт пишет о бессмертных струльдбругах. Это, наверное, одно из самых страшных в мировой литературе нападение на человеческие надежды: «…здесь, на острове Лаггнегге, нет этой бешеной жажды жизни, ибо у всех перед глазами пример долголетия – струльдбруги». Я когда слышу о долголетии, то вижу перед собой беспомощные тела больных «сиуди», которых необходимо каждые два часа переворачивать.

В Сиуди были и персонажи, способные говорить. Одним из пациентов был йеменский равв-сновидец.
Равва К-хи привезли в отделение в состоянии совсем безнадежном. Потом оно ухудшилось. У него был сахарный диабет и букет заболеваний на его основе. Ему ампутировали ногу. Не сразу. В три захода. Он уже ничего не понимал. Он обмазывал бороду собственным дерьмом, если ему удавалось просунуть пальцы в памперс. На ночь руки равва привязывали к бортам кровати.

Когда ему однажды удалось освободить одну руку, он воспользовавшись свободной ногой выпрыгнул из кровати. Санитар Юра застал его плачущим на полу, с поднятой (привязанной) левой рукой.
- Трамвая ждешь? — пошутил санитар, прежде чем поднять высохшее тело с пола.

Но каждое утро, после того как равва мыли, одевали, расчесывали бороду, его сажали в кресло на колесиках (не такое как у всех, а специально для него купленное – огромное и роскошное), подвязывали нижнюю половину тела специальной темно-красной блестящей атласной простыней и вывозили в лобби отделения. Там его навещала бывшая паства. У спины равва постоянно стоял кто-то из его детей. Люди шли к великому провидцу. Целовали его морщинистую руку и задавали единственный вопрос:
- Эйх халамта?

Перевести его можно и «как ты спал» и «что тебе снилось»… Равв отвечал каждому на автомате, низким голосом, поднимая мудрые глаза:
- Халамти алейха тов… (Ты снился мне хорошо)

Он говорил им что они снились ему хорошо. У них менялось выражение лица. Люди довольные уходили… Санитар Юрка глядя на это зрелище сказал: «Бараны, блин…»

Практикующий психотерапевт, когда я рассказал ему об этом равве, не поленился и приехал в больницу рано утром. Наблюдал посещение равва страждущими, а потом восхищенно сказал: «Но ведь это работает!». Равв-сновидец давал своей пастве то, что она от него ждала. Этого было достаточно…

Лидерство (в том числе и духовное лидерство) — это не врожденное свойство, а функция. Человек, который является лидером в одной ситуации для определенной группы людей, не обязательно будет лидером при других раскладах. Он лидер — поскольку соответствует ожиданиям коллектива. Лидер — не сам по себе, а потому, что ему доверяют.

Наставничество — только тогда, когда наставника слушают. Учитель — это тот у кого учатся. Святой — тот кого кто-то считает святым. Об этой истории с раввом К-хи я вспомнил вчера, когда хоронили Овадию Йосефа. В Иерусалиме можно было снимать фильм о похоронах Сталина. Люди нескончаемым потоком шли простится со своим духовным лидером и наставником.

Он и на 94-ом году жизни был главным раввином и важнейшим лидером своей общины. И это может быть говорит о его общине гораздо больше, чем о нем самом.

Лидера создают последователи. Доверие последователей — признание его правоты, достоинств, заслуг, полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Когда вчера многие в блогах и социальных сетях писали, что не понимают, с чего это по Овадии такой плач, чего это ему такие почести, в чем это его величие… Хотелось ответить: Вы и не должны понимать. Вы не его целевая аудитория. Максимум, что вы можете сделать, это попытаться уважать чувства сотен тысяч плачущих соотечественников.

Любые ценности существуют только для тех, кто их ценит. Любой религиозный феномен в любой конфессиональной общности — только для своих адептов. Остальные — максимум могут уважать их чувства. Как писал Андрей Вознесенский:

«Не понимать стихи — не грех.
«Еще бы, — говорю, — еще бы…»
Христос не воскресал для всех.
Он воскресал для посвященных…»


В 2006 году помню митинг, на котором равв Овадия заявил, что все кто голосуют за партию ШАС попадут в Райский сад. Придет голосовавший на небеса, а там судебным решением ему будет заявлено: «Этот человек строил синагоги и ешивы, миквы и религиозные школы. Он достоин Рая».

- Постойте — скажет человек — я всю жизнь был нищим. У меня не было денег, чтоб строить религиозные заведения. Это какая-то ошибка…
— Нет. Ты строил — ответят ему. — Помнишь, ты проголосовал за партию ШАС. Отдал им свой голос. Дал им власть. А они, благодаря твоему выбору, были во власти, отстаивали бюджеты на строительство и содержание богоугодных заведений.


Про Райский сад — я не знаю. А насчет всего основного равв Овадия был абсолютно честен. Каждый голос, отданный за партию ШАС — действительно увеличивал бюджеты на синагоги, миквы, религиозные детские сады и школы. Каждый голос, отданный за партию ШАС, действительно увеличивал количество религиозных сефардов во власти. И каждое министерство, которое возглавлял представитель ШАСа — хотя бы частично перестраивалось под нужды ШАСа. Все правда!

И в этом отношении выбор традиционалистки настроенной сефарской публики был куда более оправдан и рационален, чем электоральные предпочтения других секторов. Логичнее выбора тех крайне правых, которые хотят, чтоб «назад ни шагу», но голосуют за Ликуд — партию, которая сносит поселения и отдает территории. Их выбор был более осмысленным, чем голосование избирателей среднего класса за пустобреха и невежду, который до выборов кричал «Где деньги?», а став министром финансов нашел эти деньги в карманах своих избирателей.

Вчера известный блогер Даниэль Рапопорт написал на своей стене в Фейсбуке, что Если бы «наши» политики сделали для последователей «олехадашизма» столько же, сколько Овадия Йосеф для своей паствы, то «у нас в каждом Кирьят-Задроченске стоял бы Большой театр, Европа бы давилась в очереди, что бы отправить ракеты с нашего космодрома, в наших университетах учились бы детки со всей Европы за стопятьсот денег, и на каждом углу была бы рюмочная и блинная».

Но дело не только в политиках. Дело и в общине. Что делать, если русскоязычная община раз за разом голосует против своих интересов за «Программу Либермана» по изгнанию из Израиля арабов?! Эта программа, уже которую каденцию ни на миллиметр не продвигается, а русскоязычные избиратели голосуют и голосуют. И на всеизраильских и на муниципальных, русскоязычная публика выбирая либермановцев — голосует против собственных интересов.

Равв Овадия был лидером и выразителем наиболее забрюшных мыслей и чаяний своей общины. Он не шел на поводу у нее. Он её вел. Но в том направлении куда она по-настоящему хотела идти.
Поэтому гуманист и реформатор Овадия Йосеф попытался в своих книгах корректно и четко убрать ашкеназийские ультимативные и максималистские наслоения с «Шульхан Арух» — кодекса практических положений Устного Закона, составленных в XVI веке сефардом Йосефом Каро.

Поэтому, находясь в конце сороковых годов прошлого века в руководстве Каирского раввината, Овадия Йосеф осмелился вступить в открытый конфликт с египетским правительством Он запретил верующим евреям Египта распространять антиизраильские листовки, вступать в различного рода антисионистские организации и жертвовать средства на египетскую армию. Овадия Йосеф настоял на своем праве читать проповеди на иврите.

Поэтому, развивая сефардскую версию иудаизма, он в своих постановлениях был наиболее либерален из всех ортодоксальных религиозных авторитетов. Он постановил, что женам солдат ЦАХАЛа, числившихся пропавшими без вести в течение длительного периода времени, было разрешено вступать в повторный брак. Он объявил донорство органов погибших исполнением религиозного долга.

Поэтому, вводя единый канон, признав евреями эфиопов иудейского вероисповедания, приближая к сефардам бухарских, кавказских и горских евреев, он попытался максимально расширить и сплотить свою общину.

Именно как выразитель самых забрюшных мыслей и чаяний своей аудитории он позволял себе наиболее одиозные и скандальные высказывания, которые многие считали уже проявлением старческого маразма. Так рождались его антифеминистские, русофобские, гомофобские и прочие перлы. Так появлялись кощунственные слова о жертвах Катастрофы европейского еврейства.

Овадия Йосеф — великая фигура реформатора и интеллектуала, который сыграл в истории израильского общества последнего времени довольно реакционную роль. И это тоже проистекало из того, что равв был истинным лидером сефардского религиозного еврейства. Но лидером в эпоху всеобщей глобализации и существования израильского государства. Представьте себе безработного сефарда из Офакима или Сдерота, который по окончании израильской школы не является конкурентоспособным по отношению ко «всяким новоприбывшим», не весть откуда взявшимся — будь то новые репатрианты или иностранные рабочие. Если раньше у него был хотя бы такой мощный плюс как знание языка, то теперь и эти «сволочи» уже и язык освоили. А он, который тут родился, и за гроши работать не намерен. Он остается за бортом. Ему остается слушать тех, кто вещает, ты лучше чем они, тебя обижают, голосовать за партии протестной идентификации, и растить в себе всевозможные фобии. И равв Овадия создал для этой публики ШАС с собственной системой образовательных учреждений, которые отодвигали своих учеников еще дальше от конкурентоспособности в современном мире. И самый главный раввин говорил им, что  «Единственная цель неевреев — служить евреям», что «гои родились только для того, чтобы служить нам», что «без этого им нет места в мире, их единственная задача — служить народу Израиля»…

Очень легко восхищаться общественным зданием, которое выстроил раввин Овадия, часто выступая против истеблишмента, тенденций эпохи, воли властей. Очень легко ругать Овадию за мракобесие. Но Овадия Йосеф был одним из наиболее влиятельных и долговечных лидеров Израиля. И наиболее выдающимся лидером сефардского еврейства. А лидер, как мы знаем — это не врожденное свойство, а функция, поскольку соответствует ожиданиям тех, кто за ним идут.



Tags: Израиль, истории идей, истории людей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments