arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Categories:

Прощение, или чем был огорчен пророк Йона?

"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут"
[Мф. 5:7]

Вчера была последняя лекция Йохи Брандес (на фото), известной израильской писательницы и лектора ТАНАХа[*](так она представлена в ивритской версии Википедии). Прежде чем продолжить, следует сказать несколько слов о лекторе. Йохи Брандес родилась в ортодоксальной семье АДМОРа - высшего духовного авторитета в еврейской общине (аббревиатура слов "адонену морену ве-раббену" - "господин, учитель и наставник наш") хасидской династии Биала. В отличие от других девушек из религиозных семей Йохи Брандес после окончания школы продолжила учебу в Университете Бар Илана и институте Шехтера. Последний функционирует в рамках консервативного течения иудаизма, что никак не отвечает требованиям хасидизма. Об её взаимоотношениях с родителями Википедия не говорит ничего, но вряд ли они могут быть мирными.

Цикл лекций Йохи Брандес был посвящен разбору нескольких ветхозаветных текстов, в которых, по её мнению, под маской нравоучительных библейских историй скрываются политические и социальные проблемы того времени. Каждая лекция была по своему интересна и неожиданна для меня. Да и не только для меня, знакомого с библейскими текстами весьма поверхностно. Ещё больше меня удивлялись и "сопротивлялись" неожиданному ракурсу люди, прекрасно знающие ТАНАХ:  школьные учителя и просто верующие. Тем не менее, зал был почти полон - человек 200-250. Не меньше.

Не буду, да и не смогу пересказать все лекции, но эту - попробую. Очень уж она была неожиданной и... логичной. Речь идет о такой важной добродетели, как прощение. Свою лекцию она начала с истории про Содом и Гоморру. Все помнят судьбу этих библейских городов, уничтоженных за грехи его жителей, и торг с Всевышним, затеянный праотцом Авраамом:


"22 Авраам же еще стоял пред лицем Господа. 23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? 24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем? 25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? 26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие. 27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: 28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. 29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. 30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. 31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. 32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. 33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом;"

На этом Йохи остановилась и спросила публику: "Как вы думаете, почему Авраам вместо того, чтобы торговаться, не попросил Бога о прощении? Почему не попросил назначить какой-то срок - может жители города исправятся, не будут больше грешить? Почему не попросил дать им хоть какой-то шанс на спасение?" Люди начали гадать, предлагать всякую конспирологию. Но ответ Йохи был прост: "В те времена просто не существовало такого понятия, как прощение". Не знал Авраам о такой возможности. Это сегодня стандартное наказание - тюрьма и возможное помилование. В те библейские времена справедливость выражалась в стремлении уравнять наказание с причиненным ущербом, мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением: "око за око", "зуб за зуб", "мера за меру". Так называемый "принцип талиона".

В ТАНАХе, который складывался на протяжении многих сотен лет, можно наблюдать, как прощение, этот, естественный сегодня способ урегулирования конфликтов, с трудом проникал в сознание людей.

Прошли года. Тысяча лет, или больше. Скончались библейские патриархи, Авраам, Ицхак и Иаков, вышли 12 израильских колен из Египта и расселились в Земле Израиля, вознеслось и распалось Израильское царство Давида и Соломона, навалился на Землю Израиля тяжкий гнет Ассирийского, а потом Вавилонского, владычества. С первым караваном пленных в 597 году до н. э. был уведён в Вавилонию и жил там в посёлке Тель-Авив (см. очерк "Тель Авиву 100 лет") у реки Ховар близ Ниппура будущий великий пророк Иезекииль. Здесь "в 5-й год от пленения царя Иоакима" [Иезек. 1:2] в 592 году до н. э. было у него видение, с которого и началось его пророческое служение.

За 6 лет до разрушения Иерусалима Навуходоносором пророк обличает преступления народа и предрекает гибель города. Однако, перечисляя грехи Израиля и предрекая грядущие кары, он подчеркивает, что Бог не желает гибели "беззаконников, но их покаяния":

"21 И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. 22 Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет."


Но народ ещё не готов принять такое новшество:

"29А дом Израилев говорит: "неправ путь Господа!" Мои ли пути неправы, дом Израилев? не ваши ли пути неправы?"


Надо на конкретном примере показать людям пользу покаяния. И тогда появляется "Книга пророка Ионы", по мнению многих исследователей, одна из наиболее поздних книг ТАНАХа. В книге описывается вынужденная миссия пророка в Ниневию, столицу Ассирии. Бог наказывает ему предупредить ее жителей, что их злодеяния навлекут на них небесную кару. Однако пророк, не понимающий, как можно кого-то прощать и отвести справедливое наказание, пытается скрыться "от лица Господня". В Яффо он сел на корабль и поплыл в далекую страну Фарсис (Испания). "4 Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться." [Иона 1] Быстро вычислив виновника этого несчастья, его спутники "15 взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей." [там же]

Но пророк не утонул. Господь послал «даг гадол», (большую рыбу, кита, надо полагать), которая проглотила его и через три дня выбросила на берег. На этот раз он уже не дерзнул ослушаться, а пришел в Ниневию, «город великий у Бога, на три дня пути».
Там он возвестил, что через 40 дней Ниневия будет разрушена. К его огорчению, жители искренне покаялись и кара была отменена. Пророк все же надеялся, что язычники погибнут, и сел у стен города, ожидая знамений. Тогда Господь вырастил растение, "6чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его" [Иона 4] Но радовался он не долго. На другой же день червь подточил растение и оно засохло. Потом начался "хамсин"[**] и стал просить он у Бога смерти:"лучше мне умереть, нежели жить".

И сказал Бог Йоне то, ради чего была написана вся книга:
"10Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. 11Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»


Книга пророка Ионы - очередной этап внедрения в сознание людей представления о милосердии как новой парадигмы справедливости. "Око за око" – не единственное решение конфликта.

ПРИМЕЧАНИЕ

[*]ТАНАХ - акроним названий трёх разделов еврейского Священного Писания -Тора (Пятикнижие); Невиим (Пророки); Ктувим (Писания). В христианской традиции практически полностью соответствует Ветхому Завету.

[**]Хамсин - южный, жгучий, сухой ветер, одинакового происхождения с подобными ему ветрами: самумом и сирокко.
Tags: Истории из Библии, религия, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments