arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Categories:

"Лех леха" дорогой Авраама

Оригинал взят у janataha в Abraham Path - путь Авраама

Туристическая тропа, пересекающая границы государств, тропа протяженностью 1200 км, соединяющая Турцию, Сирию, Иорданию и Израиль, тропа по которой пойдут евреи, мусульмане и христиане. Возможна ли это?

Да. Ведь это не просто еще один туристический маршрут. Это "Путь Авраама" – отца монотеизма.

Авраам родился в городе Ур Касдим (Ирак), и со всей своей семьей кочевал вначале на север в Харан (Турция), затем повернул на юг по городам и странам плодородного полумесяца. Халеб, Дамаск, Аман, Иерихон, Шхем, Хеврон, Беер Шева. По мусульманской традиции повеление всевышнего «лех леха», т.е. «иди и иди» он получил в городе Урфа, и именно отсюда сейчас, спустя 4000 лет прокладывается тропа, по которой пойдут современные потомки Авраама.


Эта дорога, полная удивительных пейзажей, проходит по странам с разными культурными традициями. Идея этого маршрута - стать объединяющим началом для более, чем 3-х миллиардов людей, последователей авраамических религий. По дороге можно познакомится с историческими памятниками, людьми, культурными традициями и природой пути, по которому шел праотец Авраам.


Идея проложить "Путь Авраама" возникла около 10 лет назад в Гарвардском университете, и антрополог Ури Вильям (William Ury ) продвигает этот проект на Ближнем Востоке. Уже размечены и подготовлены первые участки тропы, и первые еврейско-христианско-мусульманские паломники-туристы шагают там, где 4000 лет назад прошёл Авраам.


В Израиле "Путь Авраама" уже проложен: он начинается от горы Амаса, что на юге Хевронского нагорья, по древней римской дороге до Тель Арад, через бедуинскую деревню Дуриджат к Тель Шева, Беер Шеве и парку Грар.
И хоть нет и быть не может археологии Авраама, но окружающие нас пустынные пейзажи кажутся иллюстрациями к книге «Берешит»(Библия - "Бытие"). Безлесые холмы, редкие деревца пустынной акации и тамариска, бедуинские стада на участках с еще оставшейся после зимних дождей травой - похоже, что время здесь не властно.


В апреле на севере Израиля еще всё зелено, но в пустыню уже пришло лето, и, не смотря на прохладную погоду, вокруг сухая желтая трава и серые колючки. Вот и вся местная растительность. Найти здесь яркую колючку – все равно, что встретить газон цветов. Не зря говорят: в пустыне каждая колючка – цветок.


Авраам прошел по этой земле и в Беер Шеве превратился в оседлого жителя. Там он вырыл колодец и посадил дерево. Кочевники не сажают деревья!


Авраам – Иври. Не израильтянин, не иудей. Он - Иври, т.е. человек, который перешел через какие-то пространства, страны, реки. Авраам был семитом и первым евреем, первым «иври», первым, кто принес на эту землю идею единого б-га.

Именно здесь, в этих пустынных пейзажах появляется монотеизм, вера в единого бога. И сейчас, спустя 4000 лет, можно подняться на вершину горы и увидеть с круговым обзором на все четыре стороны света весь огромный мир, такой разнообразный и в то же время - такой изначально общий, словно сделанный по проекту одного творца.


Далее мы идем по древней римской дороге. Эта армейская дорога, по видимости была построена во 2-ом веке н.э. во времена императора Адриана. На дороге до сих пор хорошо сохранились ступени - "даргот" на иврите. Поэтому перевал так и называется «маале даргот». По таким дорогам шли римские легионеры и торговые караваны, но, по этим же дорогам распространялось по земле мировоззрение Авраама. Сначала как христианство, а потом - ислам. И хотя Храм к тому времени римляне уже разрушили, все больше и больше людей искали и находили б-га.

Связь между миром Авраама и миром греко-римской культуры произошла на уровне эстетики, логики, философских концепций и культурных традиций народов этого региона. Результат этого соединения - наш сегодняшний мир и любой из нас может почувствовать тут свои корни. Свои истоки.


Может быть, поэтому такой маленький Израиль постоянно упоминается во всех средствах массовой информации, Израиль - главное действующее лицо всех новостных сводок. Израиль – это объединяющее начало современного мира. А окрестные пейзажи гор Негева и Хевронского нагорья не изменились за последние тысячелетия. В израильской крепости времен царя Соломона, на стратегической вершине Тель Арада найден израильский жертвенник, чудом сохранившийся со времен 1-ого Храма.


Значение библейского Арада велико. В период ранней бронзы тут уже был город. Город, в котором процветала торговля и ремесленничество. Технология и знания постепенно становились способом существования людей, а начавшийся процесс централизации изменил архитектуру и общественное устройство зарождавшейся цивилизации. Ведь город и страна – это не семья, не клан. Круглые жилые помещения становятся квадратными, и общественный центр выносится за пределы дома в центр города. Так зарождалось общество. И хотя затем Арад был разрушен, значение его в процессе урбанизации велико. Поэтому и было решено включить Тель Арад как важную станцию на пути Авраама.


Следующая остановка, а возможно и ночевка на пути Авраама – бедуинская деревня Дуриджат.


Тут, в реконструированной пещере гостей напоят крепким кофе, ароматным чаем. И главное, захватывающими историями из жизни фалахов – оседлых бедуинов. Истории, которые рассказывает Джабер Абу-Хамид о своей семье и своем отце, очень напоминают библейские истории об Аврааме, Сарре, Агарь, Ицхаке и Ишмаэле…


И пока политики подписывают мирные соглашения, по пути Авраама идут туристы и открывают для себя новый/старый мир. И познают самих себя в этом мире. «Лех леха». Этот туризм тоже изменяет мир. Не быстро, не сразу, но однозначно к лучшему.
Tags: Израиль, история с географией
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments