arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Балет в форме октагона

Оригинал взят у karga_golan в Ассиметричная черная дыра в форме октагона

Вообще-то новый балет ансамбля "Бат-Шева" в постановке художественного руководителя ансамбля Охада Нагарина называется попросту – "Дыра" ("The Hole"), или "Отверстие", "ха-Хор" на иврите. Почему – как обычно, никто не объясняет, тем более что дыра в данном случае – восьмиугольная, темная, с точно указанным расположением: домашняя студия ансамбля "Варда" в тель-авивском балетном центре Сузан Далаль.

1ee46643efeca44cd25de344d825749a_ha-hor4.jpg

Балетная "Дыра" настолько увлекательна, так втягивает зрителей в орбиту своего движения, так затягивает в воронку, что ассоциации с черной дырой неизбежны. Как и ассоциации гендерные и геометрические. Геометрические – потому что студию "Варда" превратили в октагон, выстроив в ней под низким дополнительным навесным потолком восьмиугольную сцену в восьмиугольном зале. Восемь сторон и восемь углов, все углы и стороны равны между собой. Многие магические талисманы имеют такую форму, как и дорожный знак Stop. Может этот восьмиугольник отражение некого космического пророчества? А может это просто игра? Все это не имеет никакого отношения к "Бат-Шеве", в студии которой в полном согласии с выдумкой Нагарина выстроили многогранную сцену с обзором на 360 градусов, вкруг нее – такой же многогранный зал, где зрители сидят рядами вдоль ребер октагона. А за зрительскими рядами – восемь стен, вдоль которых – восемь помостов, и на них танцуют не менее самозабвенно, чем на сцене. Зрители сидят в узком пространстве между двумя восьмиугольниками – внутренней сценой и внешними помостами. Октагон в октагоне. На сцене – только мужчины, на подмостках – только женщины-танцовщицы. И – наоборот: на площадке внутреннего многоугольника - женщины, вдоль стен неистовствуют мужчины-танцовщики.

Они - женщины и мужчины - никогда не встречаются в этом пространстве. Каждый кружит в своем. За час с лишним – лишь одно прикосновение, легкое касание – как цитата из Микеланджело. А две версии балета – мужская и женская, которые по замыслу хореографа должны быть показаны за один вечер – это, конечно, всем нам привет от Милорада Павича, Стриндберга и Деборы Колкер. В этой постановке много цитат, столь ловко и органично вплетенных в ткань движения, что вычленяешь их не сразу. Они как блестки на ткани танца – нежного и брутального, мягко и резкого, плавучего и ритмичного, эротичного и пуританского, эгоистичного и открытого.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Охад Нагарин объясняет, что это работа не является site specific постановкой, то есть не создана под определенное пространство. Наоборот – пространство вылеплено под идею танца. "Пока что единственным поставленным мною для "Бат-Шевы" site specific балетом было только представление в парке Тимна около Эйлата. Здесь же все ровно наоборот – само пространство мы перестроили под наш новый балет, представления которого пока будут идти только в студии "Варда". Пока я не вижу никакой возможности вынести этот спектакль за пределы Тель-Авива. Дело не в том, что нелья возвести точно такую же конструкцию, навесить этот особый низкий потолок, построить такие стены и сцену в форме октагона с обзором на 360 градусов. Все это технически можно сделать и в других залах - нам не раз приходилось перевозить сложные декорации, да и сама идея того, что зрители сидят не напротив сцены, а по периметру зала вокруг сцены, уже использовалась в "Мамутот" и в "Камуёт". Дело в том, что сама атмосфера нашей студии подсказала такое решение, и пока что мы будет показывать "Дыру" только в этом восьмиугольнике. Мне бы хотелось, чтобы зрители смотрели подряд обе версии - и "женскую", и мужскую". Но это в идеале".

А пока что - война. Война между двумя полами, между внешними стенами и внутренней сценой, зрителями и танцорами. Все построено на контрастах и экспериментах, находках и потерях, танце отчаяния, страха и все-таки надежды, спрятанной где-то за обрешеткой потолка, ибо даже там оказываются танцоры, нависая над зрителями. Сцена приподнята над залом – так что приходится вытягивать шею, задирать голову, невольно начинать двигаться, заглядывать в небеса – ведь где-то там и есть черная дыра.

Для увеличения нажми на меня!

"Совершенство недостижимо" – сказал Охад Нагарин на презентации нового балета для журналистов, невольно процитировав на сей раз Сальвадора Дали, но имя виду нечто очень конкретное – симметрию. "Мы танцуем на сцене и в зале, сконструированных по законам симметрии, но симметрия – это иллюзия. Я не пытался в этом балете использовать игру геометрических фигур. Язык движения гага ассиметричен, как и наши лица, тела, мысли и мои постановки. Симметрии нет, как и нет в этой работе особого месседжа, посыла, а есть в ней динамика и путь. Здесь главенствует движение, а не идея. Любые аллюзии, в особенности политические, будут, на сей раз, неуместны. А любые ассоциации с развитием, с языком движения, возможностями выразить внутренний мир через язык тела – они как раз правильны".

Музыку к новому балету "Бат-Шевы" написал сам Охад Нагарин, скрывшись за уже хорошо знакомым псевдонимом Максим Варрат. Премьера балета пройдет в Тель-Авиве 3 апреля.

"The Hole" - "Дыра". Мировая премьера. Ансамбль"Бат-Шева" и Охад Нагарин
3 апреля, среда, 19.00 и 21.00
4 апреля, четверг, 19.00 и 21.00
5 апреля, пятница, 14.00
6 апреля, суббота, 19.00 и 21.00
10 апреля, среда, 21.00
11 апреля, четверг, 21.00,
12 апреля, пятница, 14.00
13 апреля, суббота, 19.00
Постановка "Дыра" будет также показана в студии "Варда" с 17 по 23 мая 2013 года и с 14 по 17 июля 2013 года. Подробное расписание – здесь.

Сайт ансамбля: http://batsheva.co.il/he


Tags: Израиль, искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments