arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

"... и возвращается ветер на круги свои"

Для увеличения нажми на меня!Оригинал взят у karga_golan в Нафтали Безем: "Уйти и вернуться"

"Большую часть израильской живописи можно измерить профессиональной шкалой, но картины Нафтали Безема живут вне живописи и вне времени" - писал критик Адам Барух в 1979-м году. 88-летний Нафтали Безем - живой классик, живой пример израильской живописи, ведущий художник своего поколения, все еще продолжающий творить.

Ретроспективная выставка его творчества, свыше 90 работ за шестидесятилетний период (начиная с 1950-х годов до сделанных в 2012-м году) – продлится до 17 апреля в тель-авивском музее искусств. Самое время пойти и вернуться, полными впечатлений от энергии, идей, работоспособности и тайн живописи и скульптуры этого мастера. "Я очень волновался и даже чего-то побаивался" – сказал Нафтали Безем сразу после открытия выставки, безусловно ставшей центральной экспозицией израильской живописи в этом сезоне в Тель-Авивском музее, задуманной еще несколько лет назад ныне покойным директором музея профессором Мордехаем Омером. Выставки захватывающей, всеобъемлющей, важной, очень личной и одновременно универсальной. Выставки гипнотизирующей живописи, требующей от зрителей расшифровки этих живописных "вибраций сердца".

Нафтали Безем – это легенда. Многие превосходные степени применимы к нему и к его работам – живописи, графике, скульптуре, барельефам. К работам, которые десятилетиями составляют визуальный ряд художественной жизни Израиля. Жизнь Безема связана с национальной историей, судьба – с судьбой страны. Все годы творчества он оставался верен своему искусству, несмотря на амплитуду изменений политических взглядов и мировоззрения. Безем создал уникальный стиль, художественный язык символов, сюрреалистических и аллегорических, вновь и вновь повторяющихся в его работах: рыбы, лев, петух, цифры, лодка и весла, лестница, субботние свечи, ангелы, человек в хасидской шляпе – танцующий, склоненный, грустно смотрящий на мир вокруг.

Из этих символов Безем создал мир, куда уходят и откуда возвращаются. Эти образы-символы, берущие начало в еврейской традиции, встречаются в его ранних работах и в самых последних, они не меняются и одновременно обновляются, став его мантрой, визуальной молитвой. Чувство принадлежности к Израилю, к еврейству и иудаизму неизменно сильно в его работах и особенно заметно в картинах последних лет, как и вдохновение, критика истории, драма семьи и страны, чувства и эстетика еврейской души, эзотерика и мистика.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

В свою старую студии в Тель-Авиве Нафтали Безем вернулся в 2009 году вскоре после смерти жены и многих лет жизни в Европе, и тем самым замкнул круг: он бежал из Европы юношей в тридцатые годы, покинул Израиль в 90-е, и вновь вернулся. Но работы Безема не зависят от того города, где располагается ателье художника: Тель-Авив, Иерусалим, Нью-Йорк, Париж, Базель и снова Тель-Авив: Безему важно не место пребывания, а его семья, народ и он сам, и его уникальный художественный язык, живописная поэма из слогов-ритмов-символов-образов в розово-коричнево-сиреневом пространстве под крылом ангела.

Нафтали Безем родился в Эссене в Германии в 1924 году. В самый канун Второй мировой войны, в 1939 году, за две недели до начала войны по настоянию отца в рамках "Алият ха-Ноар" – молодежной алии - он прибыл в Эрец-Исраэль. Приплыл на лодке: корабль с беженцами стал на якорь в море и до берега группы эмигрантов ("это была самая трагичная иммиграция в истории человечества"- говорит Безем) добирались на небольших шлюпках. Достигнув берега, Безем упал в обморок, и его приводила в чувство Генриетта Сольд. С тех пор лодка – один из ключевых элементов его творчества, скульптура лодки - центр выставки.

Вся его семья погибла в Освенциме. В Израиле Безем стал членом социалистической организации ха-Шомер ха-Цаир - кибуц Арци. Его ранняя живопись – почти что документальна, полна социальной критики и сочувствия обществу: репатриантам, рабочим, земледельцам. "Мы приехали в Израиль, чтобы строить страну и стремились построить свою жизнь заново" – говорит Безем. С 1943-го по 1946-й год он учился в Академии "Бецалель" у Мордехая Ардона. В 1946 году, после окончания "Бецалеля" вместе с Ханной Либерман, позже ставшей его женой, Нафтали Безем поехал на Кипр, где преподавал искусство в лагере для перемещенных лиц. Годы спустя он признает огромное влияние тех лет на свою живопись: "Там я встретился лицом к лицу с моей темой. Я был и являюсь частью тех спасенных…". С 1949 по 1951 год Нафтали и Ханна жили в Париже. В 1954-м и в 1960-м годах он выставлялся в израильском павильоне на Венецианской биенналле, в 1963 году принимал участие в биеннале в Сан-Паулу, а два года спустя его работы выставлялись в МоМА - Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Несмотря на то, что Безем не пережил Катастрофу лично, его живопись проникнута ее осознанием. Катастрофа – главный элемент его работ. Художник-сюрреалист, он часто изображал Катастрофу через аллегорические символы, впрочем, легко расшифровывающиеся. Самый знаменитый его барельеф на тему Катастрофы - "Стена катастрофы и героизма" (из литого алюминия размером в 60 квадратных метров) - установлен у входа в "Яд ва-Шем" в Иерусалиме: четыре части символизируют Катастрофу, борьбу, алию и возрождение Израиля. Не менее известный барельеф Безема установлен в Доме президента в Иерусалиме. На выставке представлены живописные "слепки" этих барельефов. Но работы Безема, несмотря на символизм и горечь, полны мягкого света и надежды. Символы Катастрофы (а ранние работы Безема на эту темы - реалистичны и страшны) становятся символами надежды и возрождения.

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

В 1975 году его сын Ицхак погиб в результате теракта в Иерусалиме. Безем пишет: "Все пережитое отображается в моей живописи. Есть в моих работах пласты скрытой истины. Моя правда - в картинах, а не в словах. Это и есть живопись: скрытое и спрятанное. В моих картинах индивидуальное становится универсальным, личные переживания - общим правилом". Безем ясно видит цель своего искусства и плывет к ней – плывет на лодке сквозь драмы, трагедии, болезни, смерти. Плывет против мэйнстрима благодаря своему восприятию жизни, еврейскому духу и своей философии.

Выставка "Нафтали Безем: Уйти и вернуться" открыта до 17 апреля.
Сайт Тель-Авивского музея – http://www.tamuseum.com
Часы работы: воскресенье – закрыто, понедельник, среда - с 10.00 до 16.00; вторник, четверг - с 10.00 до 22.00, пятница - с 10.00 до 14.00 и суббота с 10.00 до 16.00.




Маша Хинич. Иллюстрации предоставлены отделом по связям с прессой Тель-Авивского музея искусств


Tags: Израиль, живопись, искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments