arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Categories:

"Ад меа кмо бе-эсрим!"

Оригинал взят у sashagalitsky в умничка

IMG_6324Sml
Мирьям Перец (15.12.1912 - сегодня ночью, 06.01.2013)
------------------------------
Обратите внимание на дату 15.12.1912 - сегодня ночью, 06.01.2013. До последних дней (sic!) Мирьям была любимой ученицей художника Саши Галицкого (sashagalitsky), который преподавал искусство резьбы по дереву в "престарелых домах", как он с любовью называл своё место работы. 5 лет назад я опубликовал в Интернете его рассказ об этой работе и учениках. Многих из них уже давно нет. Вот и Мирьям ушла.

Рассказ назывался "Ад меа ве-эсрим!" - "До ста двадцати!" Это традиционное еврейское пожелание долгих лет жизни. Мне лично больше нравится другой вариант этого пожелания: "Ад меа кмо бе-эсрим!" - "До ста как в двадцать!" (Все глаголы подразумеваются.) В своём блоге Саша много пишет об учениках вообще и о Мирьям, которой на 98-ой день рождения он подарил дрель (!) - в особенности. И у меня сложилось впечатление, что это она прожила до ста, как в двадцать.

Тот рассказ давно затерялся в сети. Сегодня, увидев сообщение у Саши в блоге, я решил его оживить и поставить здесь. Только название будет другое



"Ад меа кмо бе-эсрим!"

"По продолжительности жизни Израиль находится на 6-м месте в мире. Средняя продолжительность жизни израильских мужчин - 78 лет. Дольше живут только в Исландии (79,2), Японии (78,6), Швейцарии (78,6), Швеции (78,4) и в Австралии (78,1). Среди многих стран, где живут меньше - Британия (76), Германия (75,5), Ирландия (75), Бельгия (75) и США (74,5). Продолжительность жизни израильтянок - 82,4 года, что чуть выше среднего показателя, который характеризует развитые страны (81)."

Хила Альрои да-Бар и Эла Хар-Ной, "Народ мой" №2 (390) 31.01.2007 NEWSru.co.il

Увеличение продолжительности жизни и, как следствие этого, проблема занятости людей пенсионного возраста, стала причиной интенсивного роста многочисленных "престарелых домов". Следует сказать, что к богадельням – это никакого отношения не имеет. В "престарелые дома" приходят люди, которые на разных пенсионных и сберегательных программах собрали приличные накопления, и к старости, потеряв своих друзей-ровесников, решили использовать их в полном смысле для себя. Здесь их обеспечивают небольшими отдельными квартирами, со всеми удобствами и развлечениями -лекциями, бассейном и всевозможными занятиями - от изучения компьютеров до драмкружков и написания автобиографий.

Люди, проживающие в таких домах, совсем не "брошенные" семьёй". Они постоянно связаны со своими детьми, внуками и правнуками, их часто навещают родные, да и сами они ещё вполне мобильные и участвуют во многих мероприятиях, которые устраивают здесь.

Саша Галицкий рассказывает:

Когда моя жена (она тоже художник) спросила меня, не хочу ли я попробовать организовать в одном из таких местных "домов престарелых" студию резьбы по дереву, я категорически отказался. Доводы мои были весьма логически обоснованы- эта работа требует профессионального, остро заточенного инструмента, нужно оборудование, как минимум, надо обладать хорошим зрением, чтобы резать по дереву...Да и вообще, к тому времени я уже более 20 лет не брал резца в руки...

Амос Г., 70 лет, дрожали и руки, и ноги. Очень сильно. Сначала, на первом занятии, я от него не отходил. Он волновался и с трудом держал инструмент. Но я вижу, до болезни он работал, руки хорошие.

Тем не менее, я всё-таки попробовал. Подумал и решился. Я решил собрать весь свой опыт в области резьбы по дереву и ...психологии. За долгие годы моей работы с людьми в качестве дизайнера и начальника отдела графики в большой фирме у меня накопилось немало знаний и, скорее всего, любви и "чутья" к людям, что ли... За эти годы я научился чувствовать их, понимать их состояние и смотреть на мир "их глазами". Я научился- что главное- создавать в "мастерской" ощущение праздника и творчества. Что мне это стоит и как я делаю это - знаю только я сам.

Дедушка Дов сушит пантеру

Практически, я занял "нишу", в которой мне нет- или почти нет- конкурентов. Классическое образование, занятия скульптурой, рисунком, мастерскими; умение подготовить инструмент к работе своими руками, не отдавая его в специальную мастерскую для заточки- всё это сделало меня "неуязвимым" для конкурентов. Да их и не видно на горизонте, в какую бы сторону я не посмотрел...

Дедушка Дов обычно приходит с женой Хае

Я купил необходимое оборудование- стамески, точильный станок и приобрёл деревянные досточки нужного размера. Решил, что студия моя будет "передвижная". Я буду приезжать к своим ученикам на уроки. И дело- пошло! Сейчас у меня более ста учеников в неделю, я работаю в восьми местах. Уроки мои длятся от полутора до двух часов каждый. В некоторых местах я провожу "сдвоенные" или даже "строенные" уроки- в зависимости от числа учеников.

Интересно, что в начале студия резьбы открылась как занятие для мужской половины населения престарелых домов. Но, со временем, женщины заинтересовались резьбой тоже. И сейчас у меня есть группы с преобладающим количеством женщин. Что поделаешь, да и по статистике это известно, что "слабая половина" человечества задерживается на этом свете дольше, чем "сильная..."  Так устроен мир.

Гертруда (90) начинает новую работу. Её приводят на занятия.

Занятия устроены следующим образом. Я приношу на урок большое количество образцов. В основном, деревянных рельефов. Также рисунки животных, масок и пр. Всё, что я, как профессионал, считаю возможным перевести на язык деревянного рельефа или, в некоторых случаях, даже круглой деревянной скульптуры. Мои подопечные выбирают понравившуюся им тему и переводят рисунок на подходящую для этого деревянную дощечку. Практически, ни у кого из них нет предварительного опыта резьбы и работы со стамесками. А дальше потихоньку вместе начинаем осваивать приёмы резьбы. Сначала "лёгкими" стамесками, полукруглыми. Простыми в работе. Всё с молоточком, чтобы беречь руки и не ставить их в направлении резца Потом - плоскими, когда появляются первые навыки владения инструментом.

Так как наши встречи происходят раз в неделю, то над каждой работой ученик занят пару месяцев как минимум. Я варьирую также работу с разными породами дерева - от мягкого бразильского ореха до твёрдого бука. В ходу красное дерево, вишня.

Каждая порода дерева даёт свои неповторимые эффекты и красоту текстуры.

Мои занятия посещают пожилые и очень пожилые люди- самой "взрослой" моей ученице в декабре исполняется 95 лет. Но, как правильно заметил мой друг, писатель и философ Леонид Песок:

" Возраст определяется не количеством лет прожитых, а тем, сколько осталось прожить."

Дедушка Яаков Фридман и его работа.  Выходец из Польши, во время войны прятался на Украине по подложным документам.  Об окончании войны узнал в концлагере Аушвиц.

Жизнь их, в большинстве своём, была нелёгкой. Многие, большинство из них, пострадали в годы Второй Мировой войны. Потеряли свои семьи, родителей, близких. У некоторых на руках, на внутренней стороне запястья, синеет татуировка- порядковый номер, полученный ими в нацистских лагерях смерти. Тогда они были детьми. Но воспоминания о том времени всегда с ними...Очень много выходцев из Польши, Румынии, Германии, Венгрии- стран Восточной Европу, по которым прокатилось колесо войны. Да и жизнь в Палестине, в которой они оказались в середине сороковых, не была сладкой. Это была пустыня, без жилья и без нормальных условий жизни. Государство, со дня основания которого, фактически не существовавшего ни одного дня в мире со своими соседями..

Ицхак (слева). В эти дни он отмечает 51 год со дня своего тяжёлого ранения в Синайской войне:  "Снаряд разорвался вот здесь, рядом со мной...а поодаль стоял мой друг. Я получил гору осколков, парализовало руки...а ему попал только один маленький осколочек...в голову. Он остался жить, но потерял рассудок..."
Справа, на заднем плане,  Эрвин… Близкого знакомства с ним ещё не произошло: я только недавно обнаружил, что он – глухой… Непонятно, как он понимал мои объяснения&hellip

Мирьям Перец (род. 15.12.1912). Она художник. Мы с ней дружим. Каждый раз жду, когда она придёт на урок.

Из семейного альбома Мирьям

г. Kременчуг. 1917 год.. Аптека, принадлежащая матери Мирьям. "Столыпинская угол Весёлая - я ещё помню! Я стояла в углу и вдруг мама меня схватила и убежала. В аптеку въехал паровоз. Мы были рядом со станцией."

Палестина, 1923г


Но не надо представлять их, моих бравых пенсионеров - резчиков, эдакими "несчастными забитыми существами".  Отнюдь. Нет и ещё раз нет.

Рут со своей работой.


Это, в большинстве своём, люди "состоявшиеся" и "состоятельные". Люди, сделавшие, в своё время, карьеру. Директора заводов, предприятий. Владельцы всевозможных фирм. Отставные военные. Учителя, директора школ и т.д. Конечно, все уже пенсионеры и о работах своих вспоминающие редко. Гораздо чаще вспоминают они о своих утратах - о родителях, погибших во время войны. О детях, которые, к несчастью, у многих, тоже полегли на полях сражений. Эта боль не заживает. Отсюда и многие темы их работ, которые мы делаем с ними на уроках... Многие приносят фотографии своих близких. Я сканирую и подготавливаю их для резьбы. И мы, вместе, делаем их портреты. Я понимаю, насколько близки им и дороги эти рельефы. И это создаёт в мастерской нашей неповторимую обстановку. Состояние творчества и близости душ.


Руди Бар. Ему 93 года. Уроженец Берлина. В 1938 году, в возрасте 24 лет и уже будучи женатым человеком, Руди спешно покидает нацистскую Германию и переселяется в подмандатную Палестину. Во время Второй Мировой войны вся семья, оставшаяся в Германии (24 человека), погибает. Об этом Руди узнаёт уже после войны. Занимался строительством как жилых, так и производственных зданий в Израиле и за рубежом. Живёт в посёлке Нордия около Натании, Израиль. В одном из домов престарелых. Поёт в хоре, танцует, занимается резьбой по дереву у меня в студии.

У Сарры (слева на фото) внучка вышла замуж, по этому случаю неожиданное угощение в середине урок

Мои ученики очень любят наши занятия. Они ждут их. У некоторых из них семейное положение (лежачие больные супруги) почти не оставляет возможности отлучаться на мои уроки. Они находят выход- приезжают их дети на пару часов, чтобы освободить их и дать возможность продолжать заниматься любимым делом. Есть люди больные, плохо видящие и слышащие. Таким я помогаю больше, заменяя им утраченные чувства. Главное - желание и жажда творчества, которые не угасают, пока жив человек...

Вернисаж в "престарелом доме". Герцлия. Израиль.

А я? Я думаю, что понял, чем занимаюсь, и за что мне платят деньги. Я заговариваю вставные зубы.

©Текст и фото Саши Галицкого



Tags: Израиль, искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments