arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Categories:

"Избиение младенцев"

"Избиение младенцев"- самая актуальная тема Рунета в эти новогодние/рождественские дни. Однако не потому, что в христианстве на эти дни приходится поминание младенцев, убитых 2000 лет назад по приказу иудейского царя Ирода Великого. Причина популярности скорее в так называемом "законе Димы Яковлева", принятого Госдумой РФ и лишающего российских детдомовцев надежды на минимальный шанс вырваться из порочного круга между сиротским домом, тюрьмой и домом инвалидов. Этот закон многие в Рунете сравнивают с пресловутым "избиением младенцев", а Президента, подписавшего этот закон, – с царем Иродом.

"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов".[Матф. 2:16]         


Что же на самом деле произошло с младенцами в Иудее в царствование Ирода Великого? В чем так провинились дети перед царем? Церковное предание рассказывает о тысяча погибших младенцев: в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской — 64 тысячи, а встречается вообще фантастика - 144 тысячи. Вряд ли когда-либо в Вифлееме жило столько людей.

Прежде всего, следует отметить, что кроме евангелиста Матфея никто больше этот эпизод не описывает. Более того, наиболее достоверный источник событий того времени, современник автора Евангелия, знаменитый еврейский историк Иосиф Флавий (~ 37 – 100 г н.э.), который писал свои книги для римлян и не скрывал своей ненависти к Ироду, не скупился на черные краски для царя, нигде не упомянул об этом страшном событии. Ничего не сказал об этом и другой их современник, еврейско-эллинистический философ и религиозный мыслитель, Филон Александрийский (~ 25 г до н.э. – 50 г н.э.), оставивший детальное описание жизни Ирода. Откуда же Матфей узнал об "избиении младенцев", и было ли оно вообще?

Вопрос может показаться странным. Ведь "избиение младенцев" - это обычно все, или - почти всё, что большинство людей когда-либо слышали об Ироде Великом, а о популярности этой истории и её живучести свидетельствует огромное количество произведений искусства, посвященных этому событию. "Избиение младенцев" стало одним из главных сюжетов рождественских картин, театральных представлений и рассказов. При этом сам царь – личность в высшей степени неординарная и противоречивая, оставался как бы в стороне.  

Но не зря потомки назвали царя Ирода Великим. Он - фигура незаурядная.  Ирод был царь равновеликий, как в праведных делах, так и в злодеяниях. Это - один из наиболее образованных и деятельных монархов своего времени, расширивший границы своего государства и давший ему экономическое процветание и мир на протяжении десятилетий. Царь-строитель, построивший больше, чем все его предшественники со времен Давида и Соломона; успешный политик, умело лавировавший во время смены римских императоров, ставленником которых он был; злодей, не остановившийся перед казнью большинства  членов Синедриона, чтобы преодолеть сопротивление жреческого сословия; жестоко и безжалостно расправившийся со всеми реальными и возможными противниками, среди которых были жены, сыновья, родственники и местная знать; жертва своей маниакальной подозрительности и палач, имя которого на века стало символом злодейства и жестокости.

Поданные не жаловали своего царя, слухи о нем ходили самые невероятные, и царская жестокость ни для кого не была секретом. Иосиф Флавий так описывает последние дни этого восточного деспота:

Он приказал собрать знатнейших мужей со всех мест Иудеи и запереть их в так называемом ипподроме (ристалище); затем он призвал к себе свою сестру Саломию и мужа ее Алексу и сказал им: «Я знаю, что иудеи будут праздновать мою смерть, как юбилейное торжество; однако мне могут устроить и траур и блестящую погребальную процессию, если только вы пожелаете испол­нить мою волю. Как только я умру, тогда вы оцепите солдатами тех заточенных и прикажите как можно скорее изрубить их, дабы вся Иудея и каждая фамилия, против своей воли, плакала бы над моей смертью». [И.Флавий, "Иудейская война", I-33:6]       

Впервые за все правление Ирода его воля не была исполнена.

Прежде чем войско узнало о его смерти, сестра его Саломия вместе с ее мужем освободили всех пленных, которых царь приказал убить, заявив, что он изменил свое решение и теперь отпускает каждого на свою родину.[там же, I-33:8]

"Избиение младенцев" на фоне этого не выглядит большим преувеличением, но истинность этого события вызывает большие сомнения у многих библеистов.  Слишком противоречивы данные о времени рождения Иисуса Христа, а ведь это именно из-за него Ирод отдал свой приказ  "избить всех младенцев в Вифлееме". Волхвы, или маги, как называют их в оригинале греческого текста,  пришли в страну "младенца Иисуса" поклониться родившемуся здесь "Царю Иудейскому", возбудив этим крайнее раздражение настоящего царя Иудеи, Ирода. При этом они не рассказали Ироду точное  местонахождение младенца, указав только город Вифлеем. Естественно было предположить реакцию злодея – вырезать в том краю всех младенцев. "Зачистка" – как написали бы сегодня в Интернете.

Для подтверждения такого логического умозаключения автор Евангелия добавил ссылки на "классиков".  Идея ссылаться на авторитеты родилась не в Интернете, и даже не в докладах Политбюро. Чтобы рассказанные истории выглядели убедительнее, авторы Нового Завета старались показать, что события развиваются в прямом соответствии с ветхозаветными пророчествами. Придерживался этого правила и евангелист Матфей, описывающий скорбь семей, у которых Ирод поубивал младенцев, ссылаясь на ветхозаветного пророка Иеремию.

Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: "Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий. Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет".[Матф. 2:17-18]       

Кроме этого, чувствуется явная аналогия с ветхозаветным сказанием о рождении Моисея. Согласно библейской легенде, фараон, напуганный быстрым ростом численности поселившихся в Египте потомков Иакова, повелел убивать всех еврейских детей мужского пола, но Моисея, как известно, удалось спасти. Пример вполне достойный сына Божьего, Иисуса.



© Арк. Таль

Tags: Израиль, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments