arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Categories:

Моца

Оригинал взят у janataha в Моца 

В 1857-ом году в славном городе Иерусалиме, в еврейском квартале была необычная свадьба. Необычность ее заключалась в том, что Еошуа Елин,сын Давида и Любы из Польши, женился на Серах Ехуда, дочери Шломо и Римы из Ирака. Это была первая ашкеназо-сефардская смешанная свадьба.

Впрочем, в те годы начало многих событий под грифом "впервые" и "первые".

Через 3 года был первый квартал за стенами старого города. Ну, квартал - громко сказано. Один дом в стиле неприступной крепости, и то там никто не хотел селиться. И одновременно, в том же 1860-ом Иошуа Елин приобретает в частную собственность участок земли в долине Моца и основывает там первую еврейскую с/х ферму. Впервые за почти 2000 лет после изгнания иудеев из Иерусалима, на главной дороге из Яффо в Иерусалим , появляется еврейская земля, еврейская ферма и старо приютный дом для путников. Гостиница. Хан. Сейчас там отреставрированная синагога. Но изначально был именно хан, построенный на фундаменте какой-то более древней постройки, вероятно еще римского периода.

Впрочем, о римском периоде напоминало и название соседней арабской деревни - Колония. А дальше деревня - Икса. По имени 10-ого (Х) римского легиона.

Так или иначе, но за 22 года до 1-ой Алии, за 38 лет до появлении политического сионизма, тут, в долине Моца, на подступах к Иерусалиму уже были еврейская ферма и еврейский хан.

Хотя свой дом Елин построил только в 1890 году, а до этого семья жила в Иерусалиме, внутри городских стен.
Зато путники, поднимающиеся из Яффо в Иерусалим, и опоздавшие зайти в город до темноты, оказавшиеся перед закрытыми городскими воротами могли переночевать уже не в чистом поле, а в хане Елина.

Так было и со Шмуэлем Брозой, молодым парнем из Росссии, что приехал в Эрец-Исраэль в 1886-ом и проработав первые три года на ферме возле Петах Тиквы, наконец, тоже собрался посетить Иерусалим.

Впрочем, лучше дальше я предоставлю слово его внучке, Розе Броза. На иерусалимском фестивале "дома изнутри", мне посчастливилось посетить Моцу и услышать ее захватывающий рассказ.

В моем вольном переводе я привожу этот рассказ тут:

В 1889-ом году мой дед Шмуэль Броза с невестой ехали в дилижансе, чтоб посетить Иерусалим. Но они опоздали и ворота Иерусалима уже были закрыты и они вынуждены были переночевать в единственно открытом хане Елина. Там где сейчас старая синагога , был хан, постоялый двор.
Видимо он ночью не мог заснуть и гуляя по окрестным садам влюбился в это место.
Наутро он приходит в Иерусалим и что видит? Что организация "бней-брит" ищет смелых и крепких ребят для фермерства, для с/х работ на земле. Не было много желающих, так что деда моего взяли с радостью. И семья Броза, семьи Маклев и Штайберг, поселились во вновь созданном поселке с библейским именем Моца.

Моца, упоминается в Танахе как место, куда приходили за ветвями ивы для Храма в праздник суккот.
Моца была известна с древних времен, тут есть следы времен 1-ого Храма. Римляне, крестоносцы, ну и конечно турки и англичане строили тут.
Деду очень понравилось место, и он построил тут дом. Строил 5 лет. Начал с винных погребов, высеченных в скале и колодца. Сам дом построил над погребами, выше.

Колодец, что он тоже высек в скале - это большая цистерна, куда сливалась дождевая вода.
Ведь нельзя имея такое большое хозяйство, рассчитывать только на воду из родника. Только коров было более 10 штук. А еще куры, грядки с зеленью и фруктовые сады.
Молоко продавали в Иерусалимские больницы. А что делать с молоком в субботу?
Так вот субботнее молоко в кувшинах спускали на веревках в колодец. Колодец был вместо холодильника.
Так мой дед, представитель 1-ой Алии, создал аутентичное хозяйство. У него было молоко, яйца, оливковое масло, фрукты, зелень. Все кроме муки он производил тут. Фруктов было так много, что их некуда было девать. Ведь арабы на рынке тоже продавали фрукты. Тогда дед поехал в Италию, купил там партию стеклянных баночек и стал производить консервированные фрукты и варенье. Вишни, груши, персики. И подумайте, все это он выращивал без водопровода, без крана с водой, с минимальным поливом!

Да, баба Маша была идеальной домохозяйкой, это она варила варенья.
Когда Герцель гостил в Эрец-Исраэль, то не для того чтоб увидеть моего деда, а чтоб встретится с немецким кайзером. Вот он и встретился с кайзером, а потом был в депрессии, и чтоб поднять настроение Герцелю привезли его сюда, в еврейское хозяйство Шмуэля Брозы.
Герцель очень впечатлился и даже посадил кипарис, который ошибочно назвали кедром.
Дерево Герцеля выросло, но было срублено арабами, т.к. высокое дерево, видное издалека их очень раздражало. Да еще иерусалимские школьники в Ту-Би-Шват приходили танцевать около дерева Герцеля в Моца. Да, это очень нервировало арабов, вот одной ночью дерево и срубили...
Ребята из Иерусалима организовали целую похоронную процессию для дерева Герцеля.

А в 1929-ом в Моце, так же как и в Хевроне, и по всей стране были еврейские погромы.
Все что было у деда, все было сожжено, а коровы украдены. Семья деда спаслась только благодаря одному работнику, который взял их себе домой, одел в арабскую одежду и не пустил погромщиков убить...
Наутро следующего дня была суббота, прибыли англичане и эвакуировали всех оставшихся в живых евреев Моцы.
Зато потом пришла молодежь из Иерусалима и сказали: Нет. Нет, мы не овцы для заклания. И англичане, наконец, согласились построить тут станцию полиции.
А евреи, которые призывались в английскую полицию постоянно дежурили на станции и охраняли. С тех пор все изменилось. Хотя было тяжело.

Потом была война за независимость, и английская станция полиции стала очень важной точкой на шоссе Тель-Авив - Иерусалим. Кстати, старое шоссе 1 проходило точно тут внизу около дома Брозы.
Арабы стреляли в автобусы, поднимающиеся в Иерусалим, и нельзя было остановится пока не прибывали в дом Брозы, и еще это был первый дом с телефоном.
Но когда завоевали Кастель, то все арабы убежали. Из Колонии, и из других деревень.

После войны деда уже не было в живых, да и отца не было. Один из братьев отца пытался продолжать хозяйство. Но сельское хозяйство очень сложное тут, в первую очередь из-за цены на воду. И когда дядя умер, продали ферму ортодоксальным евреям. А что ортодоксы хотели от фермы?
Их мечтой было выращивать тут ивы для праздника суккот. И вот они пробовали вырастить ивы, но ведь ивы растут хорошо около воды. Это место не подошло для ив, тут нет родников.
Так что участок опять оказался проданным.

Пытались восстановить винодельню, построенную еще накануне войны. Но жители Рамат Моцы жаловались на сильные запахи и винодельню перенесли в промышленную зону.
На наше счастье прибыла семья Леви, купили дом и организовали тут фабрику ювелирных украшений и школу ювелиров.

Они сделали большое дело, сохранив и отреставрировав старое здание. Дед мой был первопроходцев 1-ой Алии 19 века, а фабрика Явель - первопроходцы 21 века. Они молодцы!

Tags: Израиль, Истории из Истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments