arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Categories:

Лимузин №1 (он же - ЗИЛ, в девичестве - ЗИС)

  Успехи российского автопрома.  

Оригинал взят у avmalgin в Брежнев 2.0

Я думал, завод ЗИЛ почил в бозе. Ан нет - попал во все новости.
Но сначала небольшая предыстория предприятия.

Завод был заложен за год до Октябрьской революции совместно предпринимателями Рябушинскими и Кузнецовыми, и первый автомобиль, который они собирались выпускать - это FIAT 15 Ter - модель 1915 года. Для чего у итальянцев была куплена соответствующая лицензия: по ее жестким условиям, FIAT должен был получать определенную сумму с каждой выпущенной машины, всего их запрещалось производить более 1500 в год и категорически не разрешалось поставлять на экспорт. К моменту революции завод был уже практически построен, но не запущен. В цехах стояли 500 новейших американских станков.

Строительство затягивалось, но FIAT настолько торопился начать свой российский проект, что поставил в начале 1917 года комплекты деталей для, как сейчас бы сказали, отверточной сборки. Этих машинокомплектов хватило для сборки 1319 грузовиков, причем Октябрьская революция этому процессу ничуть не помешала: 779 машин было собрано из итальянских деталей в 1918 году и еще 108 штук — в 1919-м. Машины назывались АМО. Потом итальянские запасы подошли к концу, завод уже был национализирован, с ФИАТом за выпущенные машины никто расплачиваться не собирался, и производство остановилось. Русские кулибины из какой-то итальянской штуковины, оставшейся на складе в большом количестве, наладили производство керосиновых ламп. В дальнейшем молодая Советская республика закупила у Штатов большое количество американских грузовиков, но без запчастей, и на простаивавших американских станках завода АМО стали вытачивать эти запчасти.



Потом все-таки подумали и решили, что раз есть вся документация на FIAT 15 Ter, почему бы не возобновить его производство (безо всяких лицензионных отчислений, разумеется). В 1923 году заводу цинично было присвоено имя итальянского коммуниста Ферреро, замученного пришедшим к власти Муссолини. 7 ноября 1924 года колонна первых советских грузовиков АМО-Ф-15 участвовала в параде на Красной площади, символизируя победу отечественного автопрома. Надо сказать, что отличие между советским АМО-Ф-15 и его итальянским прототипом FIAT 15 Ter заключалось главным образом в форме капота. Были, конечно, и другие мелкие "усовершенствования", но их мог заметить только большой специалист. Потом уже на этой базе стали выпускать и автобусы, и кареты скорой помощи, но дореволюционные итальянские чертежи все равно лежали в основе всех этих разработок.

В 1930 году на завод были приглашены американские инженеры и была закуплена лицензия на производство американских грузовиков. Так возникли АМО-2, АМО-3 и ЗИС-5. Все это доработанные штатовские грузовики. Как и в случае с фиатами, собственному производству предшествовала отверточная сборка.

У меня в фильме "Дело следователя Никитина" в последней серии есть такой диалог между следователем прокуратуры и НКВД-шником, приехавшими на завод ЗИС в связи с тем, что там якобы были обнаружены иностранные шпионы:

ЧЕЛОВЕК В ШТАТСКОМ. Да, мы с ним работаем. У него в кабинете рабочие чертежи машины «ЗИС-5» оказались в двух экземплярах. Что строжайше запрещено первым отделом. Копировал, подлец, зачем-то чертежи. Для кого-то. Мы подозреваем его в шпионаже.

РОССОМАХИН. Что за чушь. Зачем копировать эти чертежи? Все эти «зисы» из американских машинокомплектов собираются. Кому интересен чертеж американского грузовика?

ЧЕЛОВЕК В ШТАТСКОМ. Немцам, например. Японцам. Это уж мы разберемся, кому интересно.


Все поздние советские годы завод специализировался на грузовиках, и еще там был спеццех для производства автомобилей представительского класса для Политбюро. Ну и холодильники еще. В семидесятые - восьмидесятые годы завод выпускал в среднем по 200.000 грузовиков в год. В начале девяностых все рухнуло. На помощь поспешил Лужков, закачал туда немеренно денег и в итоге сумел добиться в 2009 году производства 2000 грузовиков и аж целых 4 (четырех) автобусов. В 2010 году был обещан очередной рывок - в результате за год слепили 1200 грузовиков и уже 5 (пять) автобусов. К началу нынешнего года завод находился в глубочайшем кризисе, оставшаяся от Советской власти производственная база представляла из себя руину, а руководство строило наполеоновские планы уговорить или индусов наладить на площадях ЗИЛа производство грузовиков TATA, или уломать китайцев, чтобы производили на ЗИЛе грузовики Foton. О привлечении серьезного западного партнера уже давно нет и речи.

И вот в этой обстановке про завод вспомнил Путин. Причем сразу после своего избрания. В рамках концепции вставания с колен он решил, что негоже ему ездить на немецком автомобиле. Поинтересовались у ЗИЛа: справятся ли, смогут ли создать для президента Российской Федерации представительский автомобиль. ЗИЛ ответил: уже шесть лет работаем над этим вопросом, только денег дайте, пожалуйста, дяденька. Дяденька денег дал, по слухам, много. Что из этого получилось - нам вчера показали в программе "Время". Разница между Владимиром Владимировичем и Леонидом Ильичем, как видим, стирается с каждым днем.

Tags: Россия сегодня, сюр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments