arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Category:

Кумран (2)




ПРЕДТЕЧА ХРИСТИАНСТВА?




(см. Начало КУМРАН (1), ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ. )

Я мог бы и тогда все высказать упреки,
Но со своей тоской томился в немоте:
"О, Боже, - как с тобой вдвоем мы одиноки, -
Не те мы в небесах и на земле не те... "

Вениамин Блаженный (1921-99)

Почти одновременно с принятием версии ессейского авторства Кумранских рукописей (другие варианты возможного авторства рукописей мы рассмотрим в дальнейшем), внимание ученых привлек еще один поразительный факт – удивительное сходство духовного лидера общины ( «Учитель праведности», «Учитель», «Наставник справедливости», «Единственный», «Единственный Основатель», «Единственный Наставник», и т. д.) и евангельского богочеловека Иисуса Христа. Похож "до галлюцинаций", как выразился заведующий кафедрой иврита в Сорбонне профессор А.Дюпон-Соммер.





И.Крамской. Христос в пустыне.




На заседании Парижской Академии в мае 1950гон сказал приблизительно следующее:

"Основатель кумранской общины, выступающий в ее литературе под именем «учителя справедливости», во многих отношениях является точным прообразом Иисуса Христа, особенно Христа пророка-мученика, которого его приверженцы почитали как страдающего раба божия, предсказанного Второ-Исайей [вторая часть книги пророка Исайи, гл. 40-66 – А.Т.].

Кумранский «Новый завет» во всех отношениях предвещает христианский «Новый завет» и прокладывает ему путь. Иисус из Назарета — самое удивительное, какое только можно себе представить, перевоплощение (или копия?!) учителя справедливости.

Оба проповедуют покаяние, бедность, смирение, любовь к ближнему, целомудрие, оба призывают следовать закону Моисея, оба избранники и помазанники божии, оба предсказывают Иерусалиму гибель, потому что он не внемлет им и преследует их, оба враждуют со священнослужителями Храма, их обоих осуждают и казнят.

Оба вернутся в день Страшного суда как судьи, оба являются основателями церквей, приверженцы которых в эсхатологическом экстазе ожидают возвращения их создателей. В обеих церквах важнейшими церемониями являются обряды погружения в воду и тайной вечери, совершаемые священниками.

Во главе каждой церкви стоит человек, в Кумране его называли «надзирателем», у христиан же он называется «епископом», что в дословном переводе означает «надзиратель».

Обе церкви имеют коммунистическую основу: все принадлежит всем. Какой из церквей, кому из основателей принадлежит приоритет, кто из них на кого влиял? Этот вопрос допускает лишь один ответ. Учитель справедливости(
"Основатель кумранской общины" - АТ) умер приблизительно в 65-63 г. до н. э., Иисус Христос - около 30 г. н. э.125."
[По книге - Г.Штоль, "Пещера у Мертвого моря"]

Кроме "всеобщей электрификации", телефонизации и прочей модернизации всего и всех, наше время отличается от библейских времен значительным количеством людей, сомневающихся, или даже полностью отрицающих существование Всевышнего. Это, естественно, придает особую остроту полемике вокруг проблемы отождествления главного положительного героя Кумранских рукописей "Морэ цедек" (иврит – Учитель Справедливости) с образом триединого христианского Бога, Иисуса Христа. Представители материалистического мировоззрения с удовлетворением приветствовали эту теорию, так как она давала необходимые аргументы для отрицания божественной сущности Христа, превращая его в литературный образ, созданный в рамках религиозной традиции. Существование реального человека, который умер своей смертью без дальнейших метаморфоз, разрушало центральную идею христианства – самопожертвование на кресте и последующее воскрешение.

В противовес этому многочисленные священнослужители и ученые, придерживающиеся религиозного мировоззрения, предлагали свои теории, объясняющие этот удивительный факт.

Евангелистский теолог, проф. Вильям ЛаСор (William LaSor) писал (цитирую по книге И.Д.Амусин, Кумранская община)

«Вопрос, который продолжает волновать многих христиан, заключается в том, как все это (т.е. данные кумранских рукописей) может быть связано с Откровением? С одной стороны, если Ветхий Завет является, а мы верим, что именно он является словом Бога, почему нас должно интересовать, что говорят кумранские рукописи? С другой стороны, если мы допускаем взаимосвязь между кумранскими рукописями и Новым Заветом, не отрицает ли это богооткровенную природу Нового Завета?» (LaSor, 1959, с.217)

Пытаясь решить этот вопрос, он сравнил тексты Кумранских свитков и Нового Завета с небесными телами, которые движутся на различных орбитах, не пересекаясь и не соприкасаясь друг с другом. "Оба рукописных массива,— писал ЛаСор, — движутся на разных орбитах (The two bodies of material are moving in different orbits)".[The Dead Sea scrolls and the Christian faith]

С появлением новых документов и их изучением у сторонников традиционной точки зрения, убежденных в правоте Библейских сказаний, появилось достаточно веских доказательств в ошибочности идеи переноса божественных качеств Иисуса Христа на Учителя Справедливости Кумранских рукописей. Это дало возможность известному богослову Александру Мень заявить:

"Дальнейшие открытия и более тщательный анализ документов показали, что ессеи [предполагаемые авторы рукописей - АТ ] стояли куда дальше от Евангелия, чем это представлялось на первый взгляд. Теперь можно с уверенностью сказать, что кумранская идеология была во многом диаметрально противоположна христианству". [Свящ. Александр Мень, Исагогика ]

Тем не менее, сходство общинного устройства первых христиан и ессеев ни куда не делось. Наиболее наглядно проявляется это в текстах "Дамасского документа" и "Устава общины", в которых достаточно полно раскрывается система организации и идеология её членов, наделявших себя эпитетами Новозаветной лексики: "избранники Божьи", "сыны Света", "нищие духом" и т.д. Здесь следует заметить, что Иисусу Христу, который обращался с Нагорной проповедью к иудеям, очевидно не надо было пояснять им, кто такие «нищие духом». Об этом, надо полагать, знали его слушатели, хотя нищенство в иудаизме не возводится в какой-то жизненный принцип. Как говорил наш незабвенный Шолом-Алейхем: "Не стыдно, но и гордится нечем".







Нагорная проповедь. Израиль, Domus Galilaeae.Фото - АТ

"Дамасский документ", в принципе, единственный, известный в настоящее время памятник секты, который дает связный рассказ о её действительной (или вымышленной) истории и содержит прослеживаемую хронологическую связь с реальными событиями.

Через 390 лет после разрушения Первого Храма и падения Иудейского государства (586-587гг до н.э.) в результате нашествия Вавилонского царя Навуходоносора, т.е. около 196-197гг до н.э., среди заблудших и деморализованных остатков еврейского народа, возникает союз "избранных". В течение последующих 20 лет они ищут "правильный путь", и Бог, уверивший в искренность их намерений, посылает "Учителя праведности". Хронологически это происходит накануне восстания Маккавеев, сбросивших иго сирийских греков (166-160 гг до н.э.), но об этом "Дамасский документ" говорит весьма иносказательно, так как взаимоотношения членов секты с властью были, по всей видимости, весьма недоброжелательные. История сохранила не только героизм братьев Маккавеев, но и их довольно аморальную борьбу за власть, которая, естественно, происходила не только на семейном уровне.

Маккавеи

"Учитель праведности" увел своих последователей в "страну Дамаск", где они вступают в "Новый Завет", т.е. заключают новый союз с Богом, так как Старый Завет был нарушен и продолжает нарушаться основной массой народа. Далее сообщается, что члены Нового Завета подвергались гонениям и находились в опасности из-за преследований со стороны "Человека лжи". О смерти "Учителя праведности" говорится, что он "приобщился к своим предкам", что можно расценивать как естественную кончину

В другом документе сообщается, что по приказу "Нечестивого священника" (возможно, кого-то из Маккавеев, или "печально известного Менелая") он был "обличен" и предан суду. Вместе со сторонниками его отправили в ссылку, в землю Дамаска, но и там не оставили в покое. В Судный день во время исполнения общиной ритуальных церемоний к Учителю праведности подослали убийц. При этом царские слуги не считали, что нарушают святость праздника, т.к. община жила по своему календарю (солнечному), отличному от принятого в Храме (лунного), поэтому праздничные дни не совпадали. Около 140 г до н.э. Учитель увел своих приверженцев на берег Мертвого моря, где и было основано первое поселение, а умер он около 110 г до н. э.

Примечательно, что в Книгах Маккавеев, написанных примерно в тот же период, что и Кумранские рукописи, нет никакого упоминания ни о секте "избранных", ни об "Учителе праведности". Это можно объяснить принадлежностью главного героя книг, одного из руководителей восстания, Иуды Маккавея, к семье "Нечестивого священника". Да и книги написаны во славу защитников ненавистного членами секты Иерусалимского Храма.

Таково общее содержание Дамасского документа и примыкающих к нему рукописей. При этом обращает внимание и то, что с христианским Новым Заветом совпадают не только сюжеты и лексика рукописей, но и общинное устройство секты. Она управлялась коллегией из 12 священников. Новозаветная Церковь также возглавлялась 12 апостолами. Готовя себя к приближению Царства Божьего, члены секты культивировали чистоту - нравственную, телесную и ритуальную. Они носили белые одежды и постоянно совершали священные омовения.

Однако были и существенные различия. Называя себя "общиной Нового Завета", члены секты не ставили себе целью идею союза с Богом всего человечества. В этом бесспорный приоритет Христианства. У ессеев были другие составляющие этого "договора": избранность секты, особая обрядность, повышенная требовательность к себе, календарь и др. Многие из этих идей стали впоследствии элементами монастырского мировоззрения.

Разница была и в отношении к Иерусалиму. В иудаизме, и у ессеев в том числе, пророчества о разрушении Храма не были чем-то необычным. Ещё пророк Михей, живший за 600-700 лет до Иисуса Христа предупреждал иудейскую знать:
Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего (Храмовая гора) будет лесистым холмом. [Мих 3:9-12]

Не скупился на такие пророчества и Иисус, но в христианстве, в отличие от иудаизма и ессеев, надежды обращались к Небесному Иерусалиму, нерукотворному "Граду Божьему". Евреи же всегда говорили о земном "Отстроенном Иерусалиме".

Густав Доре. Небесный Иерусалим.

Главное же отличие между идеями, выраженными в Кумранских рукописях и христианском Новом Завете, состоит, я думаю, в представлении о Мессии. По текстам Кумранских рукописей "Мессия должен прийти в конце дней для суда над миром зла и установления Царства Божьего на земле". В Христианстве - Мессия уже пришел (Иисус Христос), но суд над миром зла не состоялся.

К этому следует добавить и чисто научные данные. Результаты радиоуглеродного анализа рукописей, выполненного в последние годы, показывают, что свитки были изготовлены в период с 2в до н.э. - до середины 1 в. н.э., а "Дамасский документ" - около 80 года до н.э. Таким образом, первые упоминания об "Учителе праведности" появились задолго до Иисуса Христа и для героя событий, описанных в христианском Новом Завете, он мог быть только "примером для подражания".

Другими словами, как пишет один из исследователей, "для богословов Кумранский Учитель жил не тогда, когда надо, а для науки Учитель в принципе не мог быть евангельским Христом, потому что для неё евангельский Христос – классический миф!" [ А.Владимиров, "Кумран и Христос"]

Этим, конечно, не ограничивается список совпадений и различий между идеями, выраженными в Кумранских рукописях и в Христианстве. Однако и в том и другом случае главная заслуга в этом не Иисуса Христа, а его последователей, развивших эти идеи. Среди них, прежде всего, апостола Павла, фанатичными усилиями которого идеи локально ограниченного иудаизма и, в определенной мере, сектантские идеи Кумранских рукописей стали универсальными для населения обеих полушарий.

Влияние идей Кумранских рукописей на становление раннего христианства сегодня уже мало кто оспаривает. Примеров таких совпадений множество. Идея целибата (обет безбрачия), которую проповедовал апостол Павел, тоже взята из представления ессеев о том, что безбрачие – добродетель, хотя это полностью противоречит иудаизму и первому завету Всевышнего: "Плодитесь, размножайтесь". Павел так не считал. В Первом Послании к коринфянам (7:32-34) он писал:
"Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
Для объяснения временнóго противоречия земного существования Иисуса Христа и "Учителя праведности", уже один из первых исследователей Кумранских рукописей Джон Аллегро выдвинул гипотезу, что христианство является ветвью ессейства или, по крайней мере, вышло из этой духовной субкультуры иудаизма.
"Теперь, - писал он в 50-ые годы, - представляется вероятным, что церковь восприняла образ жизни секты, ее устав, многие из ее доктрин и, несомненно, значительную часть фразеологии, которой изобилует Новый Завет". [см. И.Д. Амусин, Кумранская община.]
Так или иначе, но к середине 60-70-х годов волнения в научном мире, ожидающем сенсационных открытий в текстах Кумранских рукописей, заметно улеглись. Теперь интерес к рукописям возникал каждый раз, когда появлялись в печати недоуменные вопросы ученых по поводу огромного количества ещё неопубликованного материала. Масла в огонь подливал странный отказ первого археолога Кумрана, аббата Ролана Де Во (1903-1971) обнародовать данные своих раскопок. Полный отчет экспедиции так и не был сделан, и, возможно, многие из археологических находок остаются недоступными для исследователей по сей день.

Отец Р. де Во на раскопках в Кумране

Пытаясь определить, что конкретно он раскапывает, отец Р. де Во подсознательно мыслил категориями католического монастыря. Известно, что средневековые монастыри были не только центрами духовной жизни, но и военными крепостями, и центрами образования, где хранились и переписывались книги. В любой такой обители центральное место занимали библиотека и скрипторий (комната для переписывания книг). Естественно, руководитель экспедиции, все это обнаружил и среди развалин Кумрана. Кроме того, быт ессейской общины, описанный в уже опубликованных рукописях, очень напоминал монашеский уклад жизни. Вывод напрашивался сам собой.

Всё это, вкупе с неопубликованными рукописями, стало отличной пищей для домыслов, спекулятивных заявлений и необоснованных теорий. Ходили даже слухи о том, что в Кумранских рукописях есть нечто принципиально новое, чего нет в Евангелиях, и что Рим выпустит обновленное издание Библии с соответствующими исправлениями. Дело дошло до того, что Папа вынужден был даже дать соответствующие опровержения.

Сообщалось и о каких-то исторических предсказаниях, содержащихся в них, которые якобы тщательно скрываются от публики в силу их "взрывоопасного характера". Один за другим стали появляться детективы с интригующими сюжетами о находках и похищениях древних рукописей. Находка в Кумране была взята за основу кинофильма “Библия”. Фильм не был ни очередной псевдодокументальной лентой об истории создания Священного Писания, и ни подобием грандиозных эпопей на библейские сюжеты, которые периодически выходят из студий Голливуда. Это был типичный детектив с намеками на реальные события, но со зловещими заговорщиками, таинственными приключениями, стрельбой и бешеной погоней на автомобилях.

Джон Марко Аллегро и его книга [Отсюда]

Один из первых исследователей, уже упомянутый мною, англичанин Джон Аллегро (о котором любят также сообщать, что он был неравнодушен к шотландскому виски) в одночасье сделался «анфан террибль» кумранистики. В 1966-м он опубликовал «Нерассказанную историю свитков Мертвого моря», где утверждал, что церковники злонамеренно утаивают неприятную для них правду о Христе. И совсем уже перестали относиться к нему всерьез после скандальной монографии «Священный гриб и крест» (1970) о том, что все религии, включая христианство, сводятся к поклонению фаллосу и развились из культа галлюциногенных грибов.

Сегодня многое изменилось, но почти 50 лет, в течение которых проходила работа над расшифровкой и изданием рукописей, не отличались академической объективностью и ответственностью, а публикации Кумранских рукописей стали вообще отдельной историей, которую я расскажу в следующей части.

(Продолжение   КУМРАН (3), ПУБЛИКАЦИИ - ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ РУКОПИСЕЙ.)

Tags: Израиль, Истории из Истории, Кумран
Subscribe

Posts from This Journal “Кумран” Tag

  • КУМРАН (5)

    ХИРБЕТ-КУМРАН КУМРАН (1), ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ. КУМРАН (2), ПРЕДТЕЧА ХРИСТИАНСТВА? КУМРАН (3), ПУБЛИКАЦИИ - ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ…

  • КУМРАН (4)

    СВИТОК СОКРОВИЩ (см. КУМРАН (1), ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ. КУМРАН (2), ПРЕДТЕЧА ХРИСТИАНСТВА? КУМРАН (3), ПУБЛИКАЦИИ - ВТОРОЕ…

  • КУМРАН - (3)

    ПУБЛИКАЦИИ - ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ РУКОПИСЕЙ (см. КУМРАН (1), ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ. КУМРАН (2), ПРЕДТЕЧА ХРИСТИАНСТВА? ) ."Рукописи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments