arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Categories:

КУМРАН (1)



ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ



В торжественной тишине Иерусалимского Храма Книги, при температуре и влажности, близким к условиям Иудейской пустыни, в застекленных витринах, которые освещаются только на время просмотра, хранятся оригинальные фрагменты знаменитых Кумранских рукописей – древнейших в мире библейских манускриптов.






В центре главного зала, на возвышении, в витрине, сделанной в виде поставленного вертикально гигантского свитка Торы, находится 7-метровой длины факсимильная копия свитка Книги пророка Исайи (Иеша'ягу - ивр.). Вдоль стен у основания купола выставлены многочисленные фрагменты других произведений библейского цикла, а также предметы быта, найденные археологами на побережье Мертвого моря. Десятки тысяч обрывков кожи, пергамента, папируса и, даже, кованой меди, уцелевшие остатки свыше 800 отдельных книг, найденных в Кумранских пещерах, всё это бережно хранится в витринах и запасниках Хранилища Торы. После 2000-летней "спячки" в запечатанных глиняных кувшинах в самых потаённых уголках Иудейской пустыни, они стали предметом тщательного изучения, пристального внимания и просто любопытства тысяч людей, ежедневно посещающих построенный специально для этого Храм Книги.






Всего больше 1000 свитков. Древнейшие рукописи всех книг Ветхого Завета (не обнаружена только Книга Эстер – Эсфирь, в русском каноне), фрагменты греческой Септуагинты, арамейский перевод книги Иова, псалмы и религиозные песнопения, апокрифы и множество совершенно новых, неизвестных ранее манускриптов. Бесценный материал для изучения общества в преддверии новой эры. Написанные в период от II в. до н.э. и до I в н.э. на иврите и на арамейском, и открытые заново в конце ХХ в, древние свитки вселили надежду заглянуть за кулисы истории, на кухню, где рождалась новая религия, христианство.

Но, как это часто бывает, множество знаний порождает множество печалей... Новые знания принесли новые вопросы: как попали книги, изобретение исключительно человеческое и только для человека, в безлюдные пещеры Иудейской пустыни? Кто написал их? Кому они принадлежали? Кто ими пользовался? Может быть, ответы содержаться в самих книгах?

Первые рукописи были обнаружены случайно бедуинами в 1947 г в пещерах Вади Кумран на северо-западном побережье Мертвого моря. Семь свитков (полных или незначительно поврежденных) попали в руки торговцев древностями, предложивших их ученым. Сенсационная находка не оставила никого равнодушным. Их изучение началось буквально с первой публикацией, сделанной в октябре 1948г историком-гебраистом (англ. > Hebrew - иврит, специалист по ивриту и его памятникам письменности ) Еврейского университета в Иерусалиме профессором Э. Сукеником (1889-1953) на основании поспешно скопированного текста, который он получил для ознакомления всего на 3 дня. Затем, в начале 50-х г последовали публикации, выполненные группой исследователей под руководством М. Барроуза из американской "Школы Восточных исследований" в Иерусалиме.

Среди опубликованных текстов особый интерес вызвали документы ритуального характера и, в первую очередь, один из наиболее сохранившихся из них, "Устав Общины" (длиной около 2 м и шириной 24-25 см). В свитке излагались правила поведения членов некой религиозной общины во многом и принципиально отличающейся от основного направления тогдашней еврейской традиции и предвосхищающую общину и принципы раннего христианства в том виде, как они изложены в Новом Завете. В отличие от ТАНАХа (Библия, Ветхий Завет) "Устав Общины" выступает против личного богатства, которое, по мнению автора, развращает душу; провозглашает общинный труд, что противоречило самой сущности эпохи, когда любая работа была отличительным признаком раба и бедняка; подробно излагает основы дуалистической теории Добра и Зла, переработанные из иранского многобожия в библейский монотеизм и представленные как закономерное развитие мира, как Божественный промысел неизбежной победы Добра над Злом. Однако никаких указаний, о какой общине идёт речь, и, в какое время всё это происходит, исследователи не нашли.

Дуалистический подход в принципе не свойственен ТАНАХу, поэтому особое удивление вызвал ярко выраженный дуализм в свитке "Война сынов Света против сынов Тьмы", как назвал его Э. Сукеник, первый исследователь и издатель рукописи. В нынешнем виде, после дополнений, сделанных в результате новых открытий, длина свитка достигла 9 м (первоначально, было около 3-х). Кроме подчеркнуто дуалистического противопоставления Света и Тьмы, книга заметно выделяется среди древнееврейской литературы требованием активного участия в грядущей борьбе, подробно рассматривает тактику и стратегию военных действий, детализирует военную технику, построение боевых шеренг и последовательность их действий на поле боя. При этом автор свитка проявляет хорошее знание военного дела времён римского владычества. Кстати, подробности военного характера: воинские должности и порядок вступления в них, исследователи, неожиданно для себя, нашли и в дополнениях к "Уставу Общины". Эти рукописи были обнаруженные среди других одиннадцати списков Устава, найденных на разных стадиях археологических исследований. Военная тематика этих дополнений никак не вязалась с представлением о миролюбивой, почти монашеской общине, какой она выглядела в основном тексте свитка.

Полный свиток Исайи (7,0м в длину и шириной 30 см)
[Фото с сайта    Dead Sea Scrolls ]

Вскоре выяснилась и другая интересная деталь. Эти и некоторые другие подробности, содержащиеся в текстах, оказались знакомыми исследователям по другому документу, подлинность которого долгое время ставилась под сомнение. Речь идёт о так наз. "Дамасском документе", поступившем в конце ХIХ в в библиотеку Кембриджского ун-та из Старой каирской генизы (ивр. > "сокровищница", помещение в древних синагогах, где хранились ветхие или поврежденные священные книги, ставшие непригодными для использования). Заслуга открытия этого текста принадлежит английскому ученому-гебраисту раввину Соломону Шехтеру. В 1897г в качестве заведующего собранием древнееврейских рукописей при Кембриджском университете он получил разрешение работать в генизе синагоги Фустата, старейшего пригорода Каира, куда на протяжении более 1000 лет сваливали вышедшие из употребления "шемот" (ивр. > "имена", еврейские документы, содержащие имя Бога и потому – священные и не подлежащие уничтожению). За четыре недели, которые Соломон Шехтер провел в тесной, заваленной бумагами чердачной комнатке генизы, он отобрал, упаковал в коробки и отправил в Кембридж 190,000(!) рукописных фрагментов, большинство которых были письма, деловые бумаги, брачные договоры ("ктуба") и другие частные документы, не представляющее особого интереса для историка. Много текстов написаны на арабском языке ивритскими буквами, что свидетельствует о распространенности арабского языка среди евреев того времени. Есть даже несколько текстов 13-14 веков, написанных на идиш. Но среди всего этого "священного мусора", как назвал эту свалку его первооткрыватель, до сих пор находят "бриллианты".(См. например, знаменитое "Киевское письмо" Х в н.э., открытое в 1962г гебраистом проф. Норманом Голб. Это древнейший письменный документ, вышедший с территории Киевской Руси.)

Соломон Шехтер в Каирской генизе, 1895г.
[Фото   - Википедия]

Но вернемся к началу изучения текстов Каирской генизы. После многолетней разборки собранного материала Шехтер обнаружил сочинение, которое удивило его своим содержанием. Он определил его как сектантское. В документе излагалось религиозное учение какой-то древней еврейской секты, которая обрекла себя на добровольное изгнание в Дамаск, где её члены вступили в "Новый Союз (Завет)" с Богом. Это было совершенно необычным для иудейской религиозной традиции. Хотя по палеографическому анализу, т.е. по форме букв и особенности материала, рукопись с уверенностью можно было отнести к IХ -ХI вв н.э., анализ языка и содержание документа убедили его в необычайной древности источника этой рукописи. По его мнению, речь шла о секте II в до н.э., враждебной ортодоксальному иудаизму. Секта имела свой календарь (солнечный, а не лунный, как это принятого в иудаизме), свои очень жесткие правила ритуальной чистоты, свои законы. Из содержания рукописи следовало, что после всех перипетий, случившихся с сектантами, Бог, уверившись в искренности их намерений, посылает им Праведного наставника, который уводит их в "страну Дамаск". Эта история определила в дальнейшем и название сочинения – "Дамасский документ".

Шехтер опубликовал это произведение со своими комментариями в 1910г. В ответ было удивление академического мира и язвительная критика в адрес издателя. И только через 50 лет открытие Кумранских рукописей вернуло ученому доброе имя и определило настоящее место Дамасского документа. Содержание, основные идеи, личность Праведного наставника, упоминаемая в тексте, язык в целом и отдельные термины – всё это хорошо вписывалось в стиль и тематику найденных рукописей. В дополнении ко всему, среди Кумранских рукописей были найдены многочисленные мелкие фрагменты Дамасского документа, а в одной из пещер – повреждённые остатки ещё 7 свитков.




Татьяна Трейгер, хранитель Музея древностей Израиля,
работает с одним из фрагментов Кумранских рукописей.



Однако ни эти, ни другие открытия не приблизили исследователей к пониманию истории происхождения рукописей. Однозначного ответа, определяющего авторство колоссальной библиотеки и причины её существования в безлюдной Иудейской пустыне, обнаружить так и не удалось. Рукописи изобилуют намеками, метафорами, потерявшими свой первоначальный смысл, описаниями местности, многократно изменившейся с тех пор. Авторы рукописей избегают упоминаний собственных имен и географических названий. Своими именами называются только события, отдаленные столетиями от начала нашей эры, - предполагаемого времени написания текстов.

Вполне определенно названы вавилонский царь Навуходоносор (605 – 562 гг до н.э.), сирийские цари, Антиох Эпифан (175 – 164 гг до н.э.) и его племянник Деметрий (145-139 гг. до н. э.). Очевидно ко времени написания все они были уже частью истории. Остальные действующие лица четко разделены на две анонимные группы: положительные герои типа Праведного наставника, или – Учителя справедливости (море ха-цедек – ивр.) и их противоположности, обозначенные эпитетами "Нечестивый жрец" (ха-коен ха-раша – ивр.), "Лжец" и т.д.

Вообще аллегория и таинственность были отличительной чертой произведений того времени. Поэтому никого не удивило, когда среди найденных документов оказались, даже, шифрованные тексты. Настоящие криптограммы. Очевидно, содержание этих документов считалось либо исключительно важным, либо могло кому-то не понравиться и представляло опасность для автора. В одном таком документе, например, прочтенном английским исследователем Дж.М.Аллегро (1923-1988), сообщается о связи духовных качеств человека и его физической природы. При этом даны практические советы распознавания признаков, показывающих предрасположенность к восприятию элементов Света (Добра) и Тьмы (Зла), из которых, по мнению автора, складывается духовный мир человека. По описанным в рукописи комбинациям этих элементов, автор дает рекомендации, как предсказывать будущее каждого индивидуума. Естественно, такое знание было тайным и требовало скрытности.

Находка Кумранских рукописей была столь ошеломляющей, что уже в 1953 г, после первых публикаций был создан Международный комитет. Комитет занялся не только изданием самих рукописей, но и способствовал появлению множества работ, изобилующих как переводами и комментариями, так и попытками отождествления неизвестных переписчиков и сочинителей с уже известными общественными и религиозными течениями и группами тех времен.

Высказывались самые разнообразные догадки и предположения, благо крохотная Палестина II в. до н. э. - I в. н. э. не страдала от недостатка инакомыслящих.

На эту роль предлагались:

      - хасидеи («благочестивые»), движение, возникшее в III-II вв до н.э. в ходе сопротивления греко-сирийскиму правлению в Палестине;

      - фарисеи, или "книжники", как несколько презрительно потом отзовется о них Новый Завет. Они появились уже после победы Маккавеев (II – I вв до н.э.). Занимались фарисеи толкованием Торы, и даже заложили начало так называемого Устного закона (Тора бе-аль-пэ – ивр. );

      - саддукеи, последователи первосвященника Цадока (Садока) яростные противники фарисеев и их толкований. Популярность фарисеев вызывала озабоченность у служителей Храма;

      - ревнители-канаим, или по греч. - зелоты (I в. до н.э.- I в. н.э.) фанатичные в своей ненависти к эллинизму, или ещё более крайнее их направление – кинжальщики-сикарии, возглавившие восстание против римлян в I в н.э.;

      - самаритяне, которые ещё в VI в. до н.э., после возвращения евреев из вавилонского плена отделились от основного течения иудаизма и открыто конфликтовали с иерусалимскими жрецами.
Границы царства Ирода Великого. 37 - 4г до н.э. [Источник, ивр.]

Все эти группировки предлагались в качестве заменителя основному претенденту на роль автора рукописей - ессеев.

Мысль о связи Кумранских рукописей с немногочисленной и малоизвестной иудейской сектой ессев появилась практически одновременно с прочтением первых текстов. Уже в 1953г, через 5 лет после первой публикации, проф. Э. Сукеник сделал вывод, что этот документ принадлежит ессеям. Его поддержали археологи М. Барроуз, Дж. Тревер и У. Браули из американской "Школы Восточных исследований" в Иерусалиме, опубликовавшие в 1951г первые факсимильные копии "Устава". Присоединился к ним и известный ученый, доминиканский священник, археолог, глава французского Библейского института в Иерусалиме отец Ролан де Во (Roland de Vaux, 1903-1971), возглавивший в 1951г раскопки поселения Хирбет-Кумран, вблизи которого в пещерах Вади Кумран и были найдены первые рукописи.


            Почему же ессеи?

Прежде всего, из всех вышеперечисленных религиозных течений и сект, ессеи были меньше всего известны, и все "странности" рукописей, нехарактерные для остальных, вполне могли бы быть плодом творчества общины, которая не "вписывалась" в рамки традиционного представления об иудаизме. Да и упоминания о них в литературе того времени весьма ограничены. Всё, что было известно исследователям первых свитков о ессеях, - несколько строчек римского ученого Плиния Старшего (23-79 гг н.э.) в его энциклопедической "Естественной истории"; более подробное, но довольно общее описание этой секты было у еврейского философа Филона Александрийского (25 г до н.э. – 50 г н.э.), и описания ессев в книгах знаменитого еврейского историка Иосифа Флавия (37– 100 гг н.э.).

Проф. Иерусалимского университета Элиезер Сукеник - первый, кто определил аутентичность Кумранских рукописей, приписав их создание ессеям.

В молодости Иосиф Флавий, по его утверждению, жил год среди ессеев, и, таким образом, он был единственным, кто мог описывать их как очевидец. Надо отметить, что многие детали из жизни ессеев у этих авторов не совпадают ни между собой (а у Флавия, даже, между текстами его книг!), ни с найденными рукописями. Но... "за давностью лет" и отсутствием других реальных кандидатов исследователи старались не замечать противоречий и, по мере сил и возможности, находить им объяснения.

В пользу авторства ессеев сыграло и то, что эта версия не встретила серьёзных возражений в научном мире. Ни современники, свидетели уникальной находки, ни историки, скрупулезно изучающие каждую буковку драгоценных рукописей, ни археологи, ведущие раскопки в этих Богом забытых местах, не могли себе представить, что... в течение первого десятилетия количество свитков увеличится с 7, до, как минимум, 800! Эти рукописи были полны вставок и вычеркиваний, сделанных, судя по почерку, разными писцами. Случись все эти находки раньше, специалисты-историки вряд ли приписали бы авторство 800! книг сравнительно небольшой секте ессеев. Тем более, что никто! из древних авторов ничего не сообщает о писательских талантах членов этой секты.

"Одни из них, сведущие в делах посева и обработки земли, трудятся на земле, другие ведают стадами, имея на попечении разнообразных животных, некоторые заботятся об ульях пчел. Часть же занимается ремеслами, чтобы не терпеть недостатка ни в чём, что необходимо для жизни." [Филон, "Апологии", по книге     И.Амусин, "Рукописи Мертвого моря"].

Иосиф Флавий также отмечает, что сельское хозяйство было основным занятием есеев: "Это наилучшие люди, которые всецело отдаются земледельческому труду". Правда, он же говорит о ессеях, как о создателях своей философской школы: "У иудеев с давних пор существовали три философских школы, основывавшиеся на толковании древних законов: школы ессев, саддукеев и фарисеев" [Иосиф Флавий, "Иудейские древности" ХVIII, 1].

В иудаизме использование книг для занятий философией было нормой на протяжении веков, а письменные комментарии-толкования Торы, которые непременно перерастали в самостоятельные философские трактаты, появились ещё во времена Эзры и Нехемии, за 500-550 лет до н.э. Это при них был установлен порядок, при котором во время чтения Торы в синагоге специальные толмачи должны были объяснять слушателям трудные и непонятные места. Поэтому книги в общине ессеев, основное занятие которых было сельское хозяйство, а не "философствование", как у фарисеев, особого удивления не вызывают... Но - не в таком же количестве! До изобретения книгопечатания оставалось ещё чуть более полутора тысяч лет!

Тем не менее, следует отметить, что наряду с серьёзными нестыковками в описаниях ессеев древними авторами и ритуалами общины Кумранских свитков, есть и весьма впечатляющие совпадения. И ессеи, по описаниям Филона и Флавия, и члены неизвестной общины, согласно "Уставу общины" и др. рукописям, жили обособленно от внешнего мира, имели общее имущество, декларировали обязательный совместный труд и общие трапезы.

Сходны также:
      -    процедура приема новых членов, и допуск их к совместной трапезе;
      -    выборность должностных лиц и судей;
      -    строгость дисциплины и наказание провинившихся в виде частичного или полного лишения еды;
      -    порядок заседаний, в которых совместно читаются и интерпретируются ветхозаветные и апокрифические тексты, а также сочинения самой секты;
      -    ритуальные омовения, запреты клятв и проч.

При этом совпадения распространяются не только на принципиальные, "идеологические" вопросы, но проявлялись и в деталях. Так, Флавий отмечает, что: - "Они остерегаются плевать перед лицом другого или в правую сторону." [Иосиф Флавий, "Иудейская война", кн.2, 8:9]. В "Уставе общины" мы читаем: -"Человек, который плюнет среди заседания старших, будет наказанным тридцать дней.", ["Устав Общины", V:13 ]

Все эти любопытные совпадения и раздражающие нестыковки так и остались бы уделом научных споров небольшой кучки узких специалистов, изучающих философско-религиозные учения и направления в иудаизме, если бы... если бы не неожиданное открытие, которое задело чувства миллионов верующих христиан: удивительное сходство идей, поведения и образа жизни духовного лидера Кумранской общины и евангельского богочеловека Иисуса Христа. Вариант их отождествления противоречил одной из основ христианства - беспрецедентность и исключительность этой религии.

(Продолжение   КУМРАН (2), ПРЕДТЕЧА ХРИСТИАНСТВА? )
Tags: Израиль, Истории из Истории, Кумран
Subscribe

Posts from This Journal “Кумран” Tag

  • КУМРАН (5)

    ХИРБЕТ-КУМРАН КУМРАН (1), ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ. КУМРАН (2), ПРЕДТЕЧА ХРИСТИАНСТВА? КУМРАН (3), ПУБЛИКАЦИИ - ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ…

  • КУМРАН (4)

    СВИТОК СОКРОВИЩ (см. КУМРАН (1), ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ. КУМРАН (2), ПРЕДТЕЧА ХРИСТИАНСТВА? КУМРАН (3), ПУБЛИКАЦИИ - ВТОРОЕ…

  • КУМРАН - (3)

    ПУБЛИКАЦИИ - ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ РУКОПИСЕЙ (см. КУМРАН (1), ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ. КУМРАН (2), ПРЕДТЕЧА ХРИСТИАНСТВА? ) ."Рукописи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments