arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Categories:

В преддверии Песах

Лет десять назад, в канун праздника Песах на одном из интернетовских форумов, мой собеседник, очень далекий от еврейства и живший, кстати, почти отшельником на небольшом островке в Карибском море, попросил рассказать о приближающемся празднике. Я ответил, он спросил ещё, я опять ответил... Подоспели новые посетители. Обычная ситуация на форуме. Благо никто из дежурных антисемитов не успел пронюхать, и разошлись мы без непрошеных гостей. Уже на следующей странице спорили о чем-то другом, и тема утонула в очередной бессмысленной дискуссии. К празднику Песах мы больше не возвращались, но осталось ощущение недосказанности.

Попробую кое-что досказать, хотя для большинства посетителей моего блога, ничего нового я не скажу. Тем не менее... Вот и Юлий Ким тоже не удержался от соблазна поговорить о Празднике:


Итак, еврейский Песах и христианская Пасха имеют много общего не только этимологически. События связаны и по времени, и легендарно исторически. Хотя в христианской пасхе от содержания праздника ничего, казалось бы, не осталось, но – это,.. как посмотреть. Ведь если попытаться проследить все метаморфозы этого праздника, то невольно приходишь к мысли, что большинство событий, которые человек связывает с той или иной датой или событием, в конечном счете, продиктованы природой. Песах-Пасха – это, прежде всего, праздник Весны, праздник возрождения.

Не мог наш первобытный предок не обратить внимание на изменения, происходящие в природе по временам года. В результате, во всех религиях мира сложились "сезонные" праздники, которые, несмотря на новые названия, которыми их награждали на каждом новом историческом витке, оставались привязанные к сезонным изменениям. Как заметил Дж. Фрезер: «Ростки новой веры всегда легко прививались на старом дереве», - новые культуры легко принимали и переосмысливали идеи своих предшественников.

Так каждый год аккадо-вавилонский бог Таммуз (шумер. – Думузи) уходил в мрачный подземный мир, и на поиски его отправлялась Иштар. В её отсутствие прекращалась любовь и всё живое находилось перед угрозой вымирания. Пол-года продолжались поиски и уговоры богов подземного царства отпустить бога, и весной он возвращался. Всё живое опять расцветало. Возвращались любовные страсти. Жизнь продолжалась. Как говорил поэт: «Прощай вино в начале мая, а в октябре прощай любовь…» (Беранже).

Не менее драматична была судьба египетского бога Осириса. Завистливый брат Сет разрубил его тело на 14 частей и разбросал их по всему Египту, а жена Исида собрала все части (кроме фаллоса) и с помощью сына Гора оживила.

Примерно в 7 в до н.э. культ умирающего и воскресающего бога, культ, копирующий ежегодную цикличность природы, дошёл до Греции, и вместо Таммуза и Богини-Матери, после финикийских и угаритских интерпретаций поэтичные греки создали миф об Адонисе и Афродите/Венере (не поняв, кстати, что «адон» – это форма обращения, а не имя, греки назвали Таммуза Адонисом).

Но вернемся к еврейской пасхе - Песах. Ко времени появления этого праздника у евреев произошел исторический поворот: Моисей, великий еврейский законоучитель вывел из Египта толпу рабов, 40 лет, почти два поколения водил их по пустыне, "убивал в них раба", и в результате создал народ, объединенный одной, очень нестандартной для своего времени монотеистической верой и целью для многих поколений - заселением земли обетованной. Такое событие требовало праздничных дней - рождение народа естественно было связать с Весной. И вот, впервые в истории человечества содержание праздника ушло от привычной мистики умирающего и воскресающего бога, и наполнилось совершенно новым качеством - реальной идеей свободы, освобождения от рабства.

На иврите праздник называется "песах" - פסח, что означает – обойти, миновать. Ветхозаветная традиция связывает это с тем, что Бог "пасах" – миновал дома израильтян, не тронув их во время египетских казней. Вот это чудесное спасение, а также последовавший Исход из Египта, избавление от рабства, празднуют евреи.

Нет достоверных сведений о том, отмечают ли евреи этот праздник с тех самых пор, как вышли из Египта, или это началось в 7-8 вв до н.э., когда израильские цари начали проводить регулярную службу в Храме. Но несомненно, что 2000 лет назад во времена Иисуса Христа этот праздник и сопровождавшее его жертвоприношение были естественной частью религиозной жизни. Знаменитая "Тайная вечеря" с участием Иисуса Христа и его учеников – это часть традиционной церемонии праздника Песах.

В любом случае, празднуется ли это 2000 или 3000 лет, и правы ли рационалисты вроде меня, которые видят за этим диктат природы, освящение такого чисто человеческого идеала как «свобода» заслуживает несомненного уважения.

(Замечу в скобках, что Христианство в принципе вернулось к прежнему природно земледельческому культу умирающего и воскресающего бога. Но это тема отдельного разговора.)

В 1947г. Бен Гурион перед комиссией ООН, говоря об извечной тяге евреев к свободе, заметил:

«Триста лет назад отплыл в новый мир корабль Мейфлауэр* . Это было великое событие в жизни Англии и Америки. Но я очень хотел бы знать, есть ли хоть один англичанин, знающий точную дату отлытия этого корабля? А сколько американцев знают это? Знают ли они сколько людей было на том корабле и какой хлеб они ели?

Но вот, за 3300 лет до отплытия Мейфлауэр, вышли евреи из Египта, и любой еврей в мире, даже в Америке и Советской России, знает точно в какой день это было – 15-го нисана, и все знают какой хлеб они ели – мацу, и по сегодняшний день во всём мире едят евреи мацу 15-го нисана, в Америке, России и других странах, и рассказывают об Исходе из Египта и о несчастьях, сопровождавших их с первого дня изгнания. И заканчивают они словами: сейчас мы рабы, но в следующем году – свободные люди, сейчас мы здесь, но в следующем году – в Иерусалиме.»
Tags: Израиль, праздник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments